40 лет. 40 недель. Путь, который мы прошли от мая 1977-го до декабря 2016-го, сопровождался и успехами и неудачами, долгими путями к славе и постепенным угасанием, быстрыми взлётами и не менее быстрыми падениями звёзд актёрского мастерства и режиссуры, франшиз и брендов, целых жанров и направлений. За это время уик-энды, принимавшие достаточно зрителей, чтобы обеспечить фильму старт в 20-30 миллионов, превратились в показатели успеха сами по себе, собирая за 3 дня цифры, сравнимые со сборами лент, ещё недавно ставивших рекорды бокс-офиса. Бюджеты росли как на дрожжах, превратив некогда казавшиуюся нереальной 200-миллионную планку стоимости в нечто само собо разумеющееся. Да, менялось кино, менялась формула успеха, лица, недавно бывшие гарантом кассы, переставали приносить прибыль. Рушились империи и возносились. Космическая фантастика, взрослые комедии, супергероика - время для каждого из них приходило и уходило. Остаётся вспомнить о главных людях и франшизах прошедших 4-х декад, вспомнить тех, кто формировал кассовую историю на протяжении последних десятилетий. И взглянуть в настоящее и возможное будущее.
Часть I: Книга рекордов бокс-офиса
Статистика - вещь скупая на эмоции, да они здесь и не нужны. Факты - есть факты. Потому всё, что мне остаётся, уступить место именам, названиям и цифрам, предоставить их самим себе, остальное - произойдёт само собой.
1. Рекорды уик-эндов:
- Франшиза рекордсмен: "Бэтмен" бил рекорд старта 4 раза (июнь 1989-го, июнь 1992-го, июнь 1995-го и июль 2008-го), являясь единственной франшизой, три фильма подряд которой поднимали сборы на новый уровень.
- Серебро достаётся "Парку Юрского периода", поднявшему планку сборов за 3 дня трижды (июнь 1993-го, май 1997-го и июнь 2015-го)
- Дважды рекорд обновляли: "Челюсти"*, "Стар Трек", "Звёздные войны", "Индиана Джонс", "Гарри Поттер" и "Человек-Паук".
- Год рекордсмен: 1989-й. В течение месяца (со второй половины мая до середины июня) рекорд был превзойдён три раза (третьим Инди, вторыми Охотниким за привидениями и, наконец, Бэтменом)
- На втором месте 2015-й: благодаря Миру Юрского периода и 7-м Звёздным войнам этот год будут помнить в истории бокс-офиса очень долго.
- Фильм-рекордсмен: "Затерянный мир: Парк Юрского периода 2" на протяжении 4,5 лет (с мая 1997-го по ноябрь 2001-го)занимал высшую строчку в списке героев, не поддавшись ни 1-му эпизоду Звёздных войн, ни Планете обезьян, ни третьему же Парку, и уступив место только Гарри Поттеру. Сложно сказать, но вполне возможно, что у 7-го эпизода Звёздных войн - у единственного есть шансы это время преодолеть.
- Режиссёр-рекордсмен: Стивен Спилберг - автор 5ти фильмов, побивших рекорд ("Челюсти"*, "Индиана Джонс и храм судьбы", "Индиана Джонс и последний Крестовый поход", "Парк Юрского периода", "Затерянный мир: Парк Юрского периода 2")
- Актёр-рекордсмен: "Возвращение Джедая", "Храм судьбы", "Последний Крестовый поход", "Пробуждение Силы" - да, 4 раза кино с участием Харрисона Форда заявляло о себе на первых строчках рекордных выходных.
* - Да, "Челюсти", хоть и вышли за 2 года до "Звёздных войн", т.е. в наш интервал они не вписываются, но слово "Блокбастер" утвердилось в терминологии кинематографа именно благодаря ним, так что не упомянуть их нельзя.
2. Рекорды стоимости:
На момент начала Саги самым дорогим фильмом в истории кино была Клеопатра. С тех пор уровень высшей границы для возможной стоимости фильма поднимался 12 раз. По крайней мере официально.
- Франшиза: "Супермен" умудрился два раза обновить рекорд, сначала в декабре 1978-го, затем в июне 2006-го. Дерзость киносерии остаётся уникальной и поныне
- Годы: 1988-й и 2006-й - два года, когда бюджеты перекрывали друг друга дважы. В первом случае за счёт "Рэмбо 3" и "Кролика Роджера", во втором благодаря третьим "Людям-Икс" и всё тому же "Возвращению Супермена"
- Фильм: Если не считать Клеопатры, чьи 44 млн. никто не осмеливался покрыть 15 лет, то третьи "Пираты Карибского моря" вот уже 10 лет остаются самым дорогим фильмом в истории кино с 300-миллионным бюджетом. Опять же, по крайней мере официально. Некоторые источники утверждают, что стоимость 4-х Пиратов составила все 370 млн. Но студия настаивает на 250.
- Режиссёр: Джим Кэмерон. Well, nothing new. Really. 3 раза Кэм доводил продюсеров до отчаяния, с помощью "Судного дня", "Правдивой лжи" и "Титаника". Окупал всегда, даже ставил скромные рекорды проката, так что даже странно, что с Аватаром умудрился уложиться в рамки дозволенного.
- Актёры: Арнольд Шварценеггер (Правдивая ложь и Терминатор 2), Джанет Голдстин (Терминатор 2 и Титаник), Билл Пэкстон (Правдивая ложь и Титаник) и Джеймс Марсден (Люди-Икс 3 и Возвращение Супермена) сыграли сразу в двух фильмах, не жалевших средств продюсеров.
3. Рекорды кассы:
- Единственной франшизой, дважды побившей рекорд сборов американского кинопроката, являются Звёздные войны (1977 и 2015). Трижды, если считать, что в 1997-м на короткое время перевыпуск Новой надежды сумел вернуть себе первое место.
- В мировом прокате таких прецедентов пока не было. Пока. (Кэмерон, Аватар, вот это всё).
- Челюсти, Инопланетянин и Парк Юрского периода - да, главным режиссёром-рекордсменом мира является Стивен Спилберг, трижды показывавший, who is da boss.
- В Америке Спилбергу приходится делить корону с человеком и пароходом. На 2 спилберговских эпоса (Челюсти и ИТ) есть 2 же кэмероновских эпика (Титаник и Аватар)
- I have a bad feeling about this - сказал Хан Соло и помог Харрисону Форду дважды стать участником кассовых превосходителей американского проката (трижды, если см. выше)
4. По годам:
4.1 Победители:
- От "Звёздных войн" не укрыться - 1977, 1980, 1983, 1999 и 2015 - 5 лет пали под поступью героев Далёкой Галактики.
- Американский прокат и вовсе отдавал семье Скайуокеров своё сердце 6 раз - помимо перечисленных лет ещё и в 2005-м. 7 раз царствовали дома ЗВ, если включить в список "Изгой-один" в 2016-м.
- 2 единственных франшизы, два раза подряд побеждавших по итогам общемирового года: Властелин колец (2002 и 2003) и Пираты Карибского моря (2006 и 2007). В Америке (если не считать ЗВ и их спин-офф в 2015 и 2016) таких прецедентов не было.
- Режиссёром титаном общемировой кассы был, есть и остаётся Стивен Спилберг - на его счету 6 покорённых (если включить 1975-й) лет. 1975, 1981, 1982, 1984, 1989 и 1993. 1980-е фактически начались и закончились под его именем.
- Кэмерон шёл впереди планеты всей трижды: в 1991-м, 1997-м и 2009-м.
- Спилберг (1981 и 1982), Питер Джексон (2002 и 2003), Гор Вербински (2006 и 2007) - те люди, которым мир покорялся два года подряд.
- Форд. Да, Форд не скрылся от кинозрителя и здесь. Несложно догадаться, что участие в 7 фильмах-победителях (1977, 1980, 1981, 1983, 1984, 1989 и 2015) - рекорд среди кинозвёзд.
- Оскар: начиная с 1977-го года только 3 лауреата премии Оскар и самый кассовый фильм года были одним и тем же: Человек дождя (1988), Титаник (1997), Возвращение короля (2003)
4.2 Долгожители:
- За последние 40 лет Бондиана навещала мировой топ-10 фильмов года 14 раз (!). 23 раза за всю историю франшизы в принципе. 15 и 24 соответственно, если учесть "Никогда не говори Никогда"
- Поттериана 8 раз из 8 входила в тройку мировых лидеров, трижды (2001, 2005 и 2011) занимая первую строчку.
- Бэтмен врывался в десятку 6 раз. 7, если считать "Бэтмен против Супермена".
- 16 фильмов (16! у некоторых режиссёров меньше занимает целая фильмография) Стивена Спилберга занимали своё место в топ-10, начиная с Челюстей. 1993-й отдал режиссёру сразу 2 строчки (Парк и Шиндлер).
- У Тома Круза в актёрском резюме таких фильмов 17. И даже если не выгорит с Мумией, всегда есть возможность увеличивать это количество благодаря Итану Ханту.
5.Франшизы с лучшими средними сборами:
- The Avengers / Мстители (2012--). Количество фильмов: пока 2.Самый кассовый фильм серии: The Avengers (2012) - $ 1518,8 mln.Средняя наработка на фильм: $ 1461,7 mln.
- Finding Nemo / В поисках Немо (2003-2016). Количество фильмов: 2. Самый кассовый фильм серии: Finding Dory (2016) - $ 1028,6 mln. Средняя наработка на фильм: $ 984,5 mln.
- Middle-Earth / Средиземье (2001-2014). Количество фильмов: 6. Самый кассовый фильм серии: The Lord of the Rings: The Return of the King (2003) - $ 1119,9 mln. Средняя наработка на фильм: $ 975,5 mln.
- Harry Potter / Гарри Поттер (2001-2011). Количество фильмов: 8. Самый кассовый фильм серии: Harry Potter and the Deathly Hallows - Part II (2011) - $ 1341,5 mln. Средняя наработка на фильм: $ 965,4 mln.
- Transformers / Трансформеры (2007--). Количество фильмов: пока 4. Самый кассовый фильм серии: Transformers: Dark of the Moon (2011) - $ 1123,8 mln. Средняя наработка на фильм: $ 943,5 mln.
Часть II: 2017 & Beyond
Что там дальше - покажет только история. Однако 2017-й уже возвёл в апогей начавшийся тренд риквелов, благодаря Диснею, доведённый до почти абсурда. "Красавица и чудовище", став художественным римейком анимационного шедевра уже успела продемонстрировать силу бренда, показав с 174,6 млн. - 6-й лучший старт в истории, войдя в десятку самых успешных фильмов прокатов, как американского, так и общемирового, за 5 дней став самым кассовым мюзиклом, спустя 39 лет прекратив царство Бриолина в жанре, первым мюзиклюм-миллиардником, 8-м в истории полумиллиардником проката американского. Дисней правит планетой. Ну почти, потому что конкректно в международке равных пока нет "Форсажу 8", ставшему 6-м интернациональным миллиардником. В Америке то всё так же, в Америке всё то же - сиквелы недобирают третий год подряд, вот и Форсаж под 8-ю часть попал под раздачу, собрав меньше не только 7-го, но и 6-го фильма серии (пока что 224 млн., но прокат продолжается), но благодаря заморью с 1230 миллионами франшиза ещё на пару фильмов себя обеспечила. Всё лучше, чем у Пиратов: к 5-му фильму история серии подходит к концу. Не помогает и всемогущий Дисней - с 530 млн. на данный момент ни о каком миллиарде речи быть не может, 750 выглядят верхней планкой, неплохо для 230-миллионной стоимости, если не вспоминать про то, что в Америке в этот раз не будет даже 200.
Кажется, среди сиквелов могут собирать только кинокомиксы. Логан с 611 млн. в мире (и 226 млн. в Америке) стал самым кассовым фильмом про Росомаху (One_last_time работает безотказно, и рейтинг R уже не помеха), Стражи Галактики: Часть II превзошли достижения оригинала с 823 млн. (дома 361, прокат конечно продолжается). Так что даже несмотря на выход наименее успешного кинокомикса десятилетия, в виде Уилсона с Вуди Харрельсоном (фильм остановился на 600 тысячах долларов дома, и судя по всему, в остальных странах не окажется даже проездом), супергероическая сторона комиксов процветает. Вот и сейчас Чудо-Женщина идёт уверенным шагом к победе, вместе с лучшим сарафаном для Ди Си со времён Тёмного Нолана, показав 103,3 млн. на старте, среди всех дебютов комиксных А-листеров на экране, уступая только Пауку Рейми. Нет, Ди Си Вселенная явно не собирается сдаваться и действительно, не всё же радоваться Марвелу и Диснею, остальным тоже хочется праздника жизни, а Уорнеры слишком долго к этому шли, по пути обзавадясь даже побочными киновселенными. Речь о "Конге: Острове черепа", призванному привести к кроссоверу с недавней Годзиллой. Конг хоть и не добрал дома, но 565 млн. общемировых уверенно намекают на осуществление грядущих планов.
Ребуты, киновселенные, да, кино пришло к этому. Нет, на этом оно не заканчивается, и пройдёт и эта эпоха. А за ней, кто знает. Забрезжит новый свет, и какой-то гений придёт, чтобы осветить небеса кинематографической пустыни своими собственными солнцами-близнецами. Ведь, если чему-то и учит история - то тому, что всему своё время. Ну кроме Звёздных войн. Похоже, они вечны. Или жн... Красавица и чудовище не просто прошла в десятку самых кассовых фильмов в истории американского кинематографа. 20-го апреля 2017, спустя почти 40 лет после своего выхода, американскую 10-ку благодаря диснеевскому римейку покинул 4-й эпизод "Звёздных войн" . Символичный финал громкой, продолжительной и величественной эпохи, начатой когда-то творением Лукаса. Но хочется верить, что десятку покинул лишь Эпизод IV.
Но никак не Новая надежда.
Часть III: The Making of
Что же такое бокс-офис. Просто цифры? Отражение победы производителя на конкретно взятом рынке? Или может нечто большее? Всего по немногу. Для кино бокс офис, как говорится, всё или ничего. Касса фильма никогда не является показателем качества, самые успешные фильмы по годам и лучшие фильмы любого года всё чаще идут по разные стороны кино-шоссе, что показывают и наградные сезоны: тот же нынешний Оскар всё реже отдаёт предпочтение фильмам, которые хоть как-то отметились в кинопрокате. В общем то награды тоже показатели качества очень относительные Да и как может идти речь об объективности, если речь об искусстве, в котором каждый ищет что-то своё? Не будем углубляться, этот вопрос пусть каждый решит для себя сам, т.к. у каждого своё кино, да и не о том речь. Речь о том, почему же касса так важна для кино? Ответ прост: успех одного фильма может изменить лицо кинематографа на целое поколение. Успех одного фильма режиссёра или актёра может показать, что нужно зрителю. И тогда одни будут пытаться повторить успех, вторые делать нечто противоположное, лишь бы не так, как все. Даже постановщикам независимым порой необходима удача в мире большого кино, чтобы затем вернуться к кино более скромному, но более выразительному, имея возможность теперь говорить с куда большим размахом, а значит, и с куда большим количеством потенциальных зрителей и слушателй. И тот факт, что сегодняшние постановщики и актёры уходят в сериалы, где получают больше возможности для реализации - тоже показатель. Кино больше не приносит тех денег, которых достаточно, чтобы оправдать затраты на feature film. Зритель, отдающий предпочтение рип-оффам классики, продолжениям бесконечных серий, испробовавнным брендам, буквально загоняет авторов на экраны малые. Когда-то ЗВ окончательно победили в извечной борьбе между телевидением и кино. Теперь в глазах кинематографистов всё чаще всё происходит наоборот.
Эволюцию того, как воспринимался поход в кино, я в общем-то и хотел продемонстрировать. От тех времён, когда благодаря стойкости и зрительскому вниманию на первые места вырывались самобытные и оригинальные проекты, вне зависимости от рейтинга, до эпохи, постепенно уступившей место гигантским тентполам. Сначала по-большему счёту удачным, во многом уникальным, захватившим доверие зрителя, но затем растерявшим и его, да так, что даже на фоне нового и замечательного кино - проверенным именам отдаётся предпочтение всё чаще.
Да, наверное, не всё, что я задумывал, получилось. Да не наверное, так и есть. По началу сложности представляла информация. Boxofficemojo, the-numbers, boxoffice.com и прочим хорошим вещам порой приходилось уступать гуглам и википедиям, особенно в те времена, когда дремучий бокс офис не всегда готов был предоставить информацию даже по прокату американскому. А значит, приходилось иметь дело с данными неточными, сбивчивыми, неуверенно шагать по невспаханной почве, доверяясь сомнительным источникам, в ожидании 1989-го и прорыва проката, в том числе и мирового. Впрочем, даже после не всё шло гладно. Количество фильмов, увеличивавшихся с каждым годом, порой только отвлекало: хотелось сказать обо всём и сразу, выразить мысли об успехе и фэйле того или иного кинособытия, но в ограниченном пространстве и времени приходилось выбирать что-то одно, на остальное тратя лишь пару строк. Так и "сюжетные" линии терялись где-то на полуслове. Да, за одним актёром удавалось проследить вплоть до его заката, другие лишь были отмечены в те времена, когда им благоволил успех, но оказывались за кадром, как только удача им отказывала. Так же и с режиссёрами. Нет, есть и Спилберг и Нолан, за чьими достижениями следить было обязательно, а такие личности, как Кэмерон, выбора и не оставляют. Но не всех удавалось охватить.
Благодаря сериям, таким как Стар Трек, и Бондиана, и Бэтмен, на самом деле, сага становилась легче и понятнее. О чём бы я не писал, но эти франшизы, кажется, бывшие всегда и всюду, стали чем-то вроде извечного клиффхэнгера, позволявшего на их примере показывать то, куда двигалось массовое кино, какой успех его сопровождал, как франшизам приходилось и приходится приспосабливатсья или наоборот менять правила игры. И каждый раз, когда не на чем было показать происходящие изменения, я знал, что впереди есть они. И ещё впереди есть Звёздные войны. Да, даже несмотря на то, что диснеевские ЗВ я не видел и не собираюсь, в том, как Сага каждый раз возвращалась, чтобы превзойти ожидания, чтобы нанести по кассе свой масштабный удар, всегда чувствовался масштаб, про который объективно говорить не получалось. Нет, ещё, потому что я люблю ЗВ, пусть и не диснеевские, конечно.. В общем то, даже несмотря на то, что с самого начала я наметил курс на попытку объективной оценки того или успеха или неудачи, порой, любовь к кино всё таки перешивала, да так, что оглядываясь назад, надо признать, что всё таки надо было больше давать воли в признании любви, т.к. объективность порой доводила до откровенного однообразия. Что же, всегда можно повторить и подобно Лукасу сделать Extended Edition) Или нет. Если честно, не уверен, что взялся бы за Сагу, знай, во что это выльется)
И вот тут надо всё таки сказать пару слов о главных героях нашего киносериала. Да, нашего. Потому что без читателей, без тех, кто меня поддерживал, продирался через постоянно повторяющиеся способы самовыражения, одинаковые словосочетания, скупые цифры и однообразные сокращения и термины, никакой саги бы не состоялось. Да её и в самом начале не было бы, если бы не френд, которому свои наблюдения я сливал в виде табличек почти год, пока ему, наконец, всё это не надоело не пришла идея надоумить меня на написание серии постов. Так, что без
jew_bear_61 ничего бы это не было.
Отдельное спасибо
dra_9 и
i_ty_toje за постоянство и преданность делу, цифрам и еженедельному путешествию в Новый Год.
murzillo за оказанное доверие в своих новостных дайджестах.
mr_henry_m за самый первый комментарий к 1977-му году, когда-то давший понять, что кому-то кроме меня это нужно.
joker29 за обстоятельные комментарии, оборвавшиеся с приходом года его любимого Паука Рейми)
yelena_tetrol и
olgalit,
pahamaku и
arlienn, а так же всем всем, за тёплые слова и поддержку!
И конечно,
korieversson за внимательность и то количество недочётов, что сумела разглядеть в моей работе) Да, без редактора в этой работе никуда! Там глядишь, и до буклета дойдёт, или даже книги)
(И очень надеюсь, что надежды
aleksei_turchin оправдались, и пусть ненадолго, но в 2007-й он таки вернулся)
Спасибо вообще всем читателям за то, что были с нами. Или будете. Сага не окончена. Потому что не окончен бокс офис. Ведь история кино только начинается.
Ну и вы догадываетесь, что дальше?) Ну да, Вы правы:
Box Office Saga
will return
Главное, stay tuned!