Аватар открыл ящик Пандоры. На стыке первых десятилетией 21-го века кино приобретает объём там где надо и там, где совсем нет. Первыми же в бой бросаются анимация (впервые в истории, половина самых кассовых фильмов года - мультипликационные!), а также фильмы, которые, как оказалось, также можно даже не снимать, а полноценно конвертировать. С 3Д цена билета растёт неизбежно, даже несмотря на то, что кинотеатры оставляют зрителю и обычные версии кинофильмов. Здесь бы в самую пору сказать, что подоражание средней цены приводит к искусственному подъёму кассы, но у монеты две стороны: не каждого зрителя удовлетворит цена на дополнительное измерение, порой, проще дождаться перехода в более дешёвый, но старый добрый формат или же выхода на носителях, а значит, пресловутое 3Д приобретает и теряет почти в равной степени. Так или иначе Кэмерон действительно возвращает зрителя в кино. Второй год 10 миллиардов с общей американской кассы - лишь половина успеха, неизбежно растёт зарубежный прокат, в новом измерении увидевший новый стимул нести голливудской продукции свои сбережения.
Под 3Д начинают подстраиваться франшизы и целые жанры, которые студии и режиссёры планируют, рассматривая подход объёмом. У кого-то просто нет выхода, чтобы к старым киносериям не вернуться: Питер Джексон, провалившись с Милыми костями, оказывается куда сговорчивее заменить Дель Торо в случае с Хоббитом, превращающимся в дилогию. О, да, скоро делить экранизации одной книги на двое станет привычным делом, Уорнеры первопроходцы в случае Поттерианой, изначально которая должна была закончиться в 2010-м. Но 2010-й и так словно бы сам финал для многого: кульминации достигают и История игрушек и Шрек, о себе в приступе ностальгии напоминают бренды 1980-х, как и звёзды давно ушедшего десятилетия. Словно бы сейчас, на пороге перемен отдавая дань уважения легендам прошлого, 2010-й готовится к уже наступившему будущему. Начинается кассовая история студии Иллюминейшин. Под 3Д и мрачный и реалистичный тон одновременно настраивается Сони, перезагружая Паука, сдвигая нового Бонда на 2012-й, аккурат к его 50-летию, ребут Супермена доверяют Заку Снайдеру. Вслед за Кэмероном, выхода своего самого личного проекта ждёт Кристофер Нолан, готовый доказать, что для успеха 3Д не нужно. Возможность осуществить давно задуманное получает и Джей Джей Абрамс, после Стар Трека возвращающийся к проекту мечты с Супер 8. Да, это время, когда славы достигает новое поколение киновундеркиндов, вновь на рубеже двух декад, двух эпох.
Началом года по прежнему правил Кэмерон. "Аватар" не просто устанавливал новый мировой порядок: киноэпик прорывал невиданные ранее рубежи на множестве территорий, став первым 100-миллионником в истории Российского проката (и оставаясь единственным до сих пор с 119,9 млн.), первым 150-миллионником проката британского, первым 200-ком в истории Китая (наконец, заявившего о себе во все услышанье). Приближавшийся в это время к 2,7 миллиардам Аватар не просто дал 3Д мощный рывок, а фактически гарантировал первому же полноценному 3Д событию колоссальные сборы, хотя бы на волне собственного успеха. И правда, первые 2 месяца оказались крайне скромными: 2010-й всю кассу отдавал Джейку Салли. Лишь отметился Мартин Скорсезе, наконец, после Отступников достигший славы в тандеме с ДиКаприо не только у прессы, но и у зрителя. "Остров проклятых" собрал 294 млн. при 90-миллионой стоимости по миру, став самым успешным фильмом мэтра. Но полный карт-бланш на руки получала студия Диснея с "Алисой в Стране чудес". На самом деле, и без пресловутого 3Д, Дисней пытались превратить 200-миллионное фэнтези в событие, как только могли. Вспомнив, что в их кладовых целые залежи собственности, когда-то перенесённой посредством анимации, и что их можно преподнести уже в качестве фильма (что дважды было проделано со 101 далматинцем), недаром доверили дело Бёртону. Культовый первоисточник, известный по всему миру, дуэт Деппа-Бёртона, уже приносивший успех в прошлом, новое совместное детище Диснея и Деппа, подаривших миру Пиратов - 3Д здесь было как нельзя к стати, но именно после Аватара превратилось в определяющую успеха.
Результат был неожидаем, но логичен: пропиарив картину за счёт эпика Кэмерона (пустив рекламы и перед сеансами, возвестив всему миру об Алисе), империя Диснея получила на руки первый супер-хит 2010-го уже в первый уик-энд его марта. 116,1 млн. в первые выходные - лучший результат для не-сиквела (8 лет рекорд держал Спайди), лучший старт для фэнтези, 6-й в истории кино вообще. Да, оказалось 3Д ещё могло стряхнуть пыль с утомившегося жанра: не в пример "Перси Джексону", собравшему в феврале 226 общих миллионов, при бюджете в 95 (окупился, и ладно). Алиса и Шляпник сумели дать бой На'ви, до конца марта установив правление в домашнем прокате и до начала апреля в мировом: последний словно сорвался с цепи, будто бы и не видели в мире до того третьего измерения. Уже после 2 недель самый дорогой фильм Бёртона стал и самым его успешным, перевалив в мире за пол-миллиарда. Не помехой оказался и ДримУоркс, зарядивший Монстрами и пришельцами в прошлом году, а теперь, в последний уик-энд марта, презентовавший "Как приручить дракона". После Аватаар и Алисы опустошённый зритель по началу принял картину без энтузиазма: 43,7 млн. на старте вряд ли соответствовали ожиданиям студии, вложившей в мультфильм 165 млн. Но у "Дракона" оказался нетипичный союзник: лучшая критика за всю историю кинокомпании, а так же самый живучий сарафан со времён первого "Шрека". Сказка показала новый уровень стойкости для студии, вплоть до мая заняв ту семейную аудиторию, которая была не заинтересована Алисой, что было не так уж и просто: перевалившая через 300 американских миллионов с наступлением апреля лента Бёртона за рубежом не сдавала позиций, выдержав не только восход Беззубика, но и возвращение классики 1980-х.
Да, в 2010-м, чтобы стать полноценным блокбастером не нужно было добираться до кинотеатра в летний сезон: Битва Титанов стала первым достижением Уорнеров в 2010-м уже в первые выходные апреля. Римейк культовой картины 1981-го года стал примером 3Д-конвертации, но уже не столь удачной, как в случае с Алисой. Хотя попасть на волну успеха он ещё успел, ещё и выставив себя в лучшем свете за счёт Сэма Уортингтона, после Аватара, казалось бы, ставшего новой звездой (но нет, закреплять успех Битвой Титанов не стоило). В апреле. впрочем, аватарова магия ещё действовала. 3Д, Джейксулли и отличные трейлеры - 125-миллионная лента затащила 61,2 в первый уик-энд. С таким стартом даже разгромная критика и слабая отдача от зрителя, почувствовавшего подвох в конвертации, не были проблемой: апрель других событий не предлагал, а значит разделять аудиторию между собой было назначено Шляпнику, Персею и драконам. Своё слово попытался вставить разве что Мэтью Вон с "Пипцом", но там ажиотаж вокруг ленты оказался больше, чем получившийся выхлоп: 96 миллионов по миру для 30-миллионного бюджета - конечно хорошо, но не с той пиар-машиной, которую разыграли Лайонсгейт вокруг экранизации комикса Марка Миллара. К концу апреля Алиса, заканчивая свой американский прокат, всё ещё не могла угомониться в мире, где двигалась к девяти сотням, но главные чудеса творил "Дракон": мульфильм умудрился вернуться на первую строчку американского проката в свой 5-й уик-энд. Отсутствие большой конкуренции позволило, что Дракону, что Титанам переползти через 400-миллионный рубеж уже к началу мая, причём при совершенно разном соотношении сборов в мире и дома (финальные 163 и 217 млн. Титанов и Беззубика в Америке о многом говорят относительно зрительского благоволения), но с наступлением летнего сезона, потесниться пришлось всем.
"Железный Человек 2" с самого начала рассматривался, как главный фильм лета 2010-го. Парамаунтам не нужно было тратиться и на неумелую конвертацию, чтобы рассчитывать на хит. 200-миллионный сиквел Джона Фавро, 3-й фильм только расширявшей своё влияние КиноВселенной Марвел, вполне себе должен был пойти по пути сиквелов Пиратов, Шрека и Трансформеров, улучшив показатели замечательно принятого первого фильма. Но вот только не пошёл. Даже несмотря на то, что Тони Старк превратился для американцев в героя народного, по типу кэпа Воробья для остального мира, рекордом "ЖЧ2" блеснуть не сумел, хотя и улучшил показатель первого фильма, помимо прочего, показав так и лучший стартовый уик-энд года со 128,1 млн. Продемонстрировал он и 5-й результат в истории вообще (после Тёмного рыцаря, 3-го Паука, Новолуния и Сундука мертвеца) и 3-й для кинокомикса (и лучший для МКВ, конечно). Но что-то явно пошло не так, потому что при более чем сносной критике, ЖЧ2 не сумел завлечь народ так, как даже разгромленный сиквел Трансформеров: уже в 3-и выходные Старк начнёт отставать от графика первого фильма, чтобы так и не добраться до его сборов. В зарубежном прокате Старк, правда, прибавит относительно оригнала, и соберёт сумму идентичную показателям в домашнем прокате (312 и 311 млн. соответственно), но уступит в международке даже Битве Титанов (330 млн.). Ну да, в мире всё просто, нет 3Д - нет события. Хотя конечно, более 600 общих миллионов для Марвел Студиос были однозначной удачей - 5-й по сборам кинокомикс в истории (после ТР и трилогии Рейми) на дороге не валяется, разгон к Мстителям начался. Да и уж всё лучше, чем юниверсаловский "Робин Гуд" с участием Рассела Кроу. Воссоединение сэра Скотта с Кроу в историческом эпике принесло суммы, в 1,5 раза уступающие тому же "Гладиатору" (фильм осилит 321 млн. в мире, 105 из которых дома). Что при эпичных 200 миллионах стоимости было явным разочарованием. Особенно если учесть, что даже 19 лет инфляции не смогли помочь обойти Робин Гуда с участием Кевина Костнера.
Вообще, 200-миллионный бюджет к 2010-му становится чем-то совершенно обыденным, вероятно студии становятся настолько уверенными в росте кинопосещаемости, что не сомневаются в успехе новых дорогих франшиз. Происходит однако то же, что в конце 1990-х, когда самоуверенность несколько снижается после нескольких провалов. Май 2010-го ударяет по гордости Голливуда дважды. Вслед за Робин Гудом свой очередной 200-миллионник представляет и Дисней, однако "Принц Персии: Пески времени" хоть и становятся самой кассовой экранизации видеоигры в истории (336 млн. в общем), но для своего бюджета заканчиваются неудачей, особенно при всего лишь 90 миллионах в домашнем прокате (в Америке Принц уступает даже сиквелу Секса в большом городе с 95 млн.). Да, сочетание Джерри Брукхаймера и Мышиной Империи оказывается не настолько беспроигрышным, как казалось после Пиратов. Но, кажется, дело не только в том, что "нет 3Д - нет события". Недобирает за неделю до того и объёмный "Шрек навсегда". Конечно, с 70 миллионами на старте - сложно назвать квадриквел неудачей. Но 4-й фильм в 1,5 раза уступает старту сиквела, не говоря уже о рекордном для анимации дебюте триквела. Дело конечно и в том, что Третий Шрек оставил аудиторию во многом разочарованной, так что даже фильм, призванный стать финалом 9-летней истории, оказывается не настолько привлекательным, особенно после Дракона и Алисы, к этому времени обошедшей "Философский камень" по общим и американским сборам, став самым успешным семейным фильмом в истории международного проката. Но Шреку благоволит зритель в дальнейшем, одаривая его куда лучшей стойкостью, нежели предшественника, решив всё же не оставлять знаменитого героя под финал, даже несмотря на то, что и в дальнейшем лето не оставляет семейную аудиторию без внимания.
Что говорить, на рубеже мая и июня происходит знаковое событие - "Алиса в Стране чудес" становится 6-м миллиардником в истории, в обход "Тёмного рыцаря" взбираясь в 5-ку самых успешных фильмов в истории кино позади "Аватара", "Титаника", "Возвращения короля" и "Сундука мертвеца". Последователь Аватара получил от хайпа всё, так и оставшись самым кассовым фильмом года в прокате международном, забравшись в обход третьего "Ледникового периода" в итоге на 4-ю строчку заамериканских сборов. А вот самый успешный фильм по сборам общим только приближался к своему выходу на арену прокатного июня, когда месяц начался вновь, как и апрель до того, с ностальгии по 1980-м. "Карате-пацану" не нужно было 3Д, чтобы вернуть бренд, почивший в начале 1990-х, на большие экраны. Очередной римейк отхватил на старте 55,7 млн., в 2 с лишним раза обойдя экшен "Команда А", которому не помогло даже совместное участие Нисона, Купера и Копли, звёзд 3-х прошлогодних хитов (даже несмотря на достойную стойкость 177 общемировых миллионов, чтобы окупить 110-миллионный бюджет Ганнибалу и Ко не хватит). Зато Карате-пацан оторвётся на полную, собрав почти те же 176 миллионов только в одной Америке, 359 миллионов общих, возведя бренд до цифр, которых оригинальная киносерия в мире и не знала. Спасибо Джекки Чану, привлекшего новую аудиторию, для которого и сам фильм стал самым успешным в карьере игровым фильмом (уступил только анимационной Кунг фу Панде). Особенно удивительна стойкость Пацана была, хотя бы потому что в третий уик-энд июня первенство захватили Пиксар. И в этот раз они были намерены идти до победной.
"История игрушек: Большой побег" стала своего рода кульминацией 15-летнего рана Пиксар, будучи последним фильмом, разработка которого началась ещё до покупки студии Диснеем. Таким образом, 11-я картина Пиксара своеобразно подводила итоги целой истории, начатой первыми приключениями Вуди и Базза в 1995-м году, кульминацией в мульт-франшизе (о 4-м фильме тогда разговоров не было), куда более любимой, чем тот же Шрек. История так же рассчитывала сыграть на ностальгии, как и Карате пацан, на временах лучших, временах детства для зрителей, которые сами вели на триквел уже своих детей. В свою очередь триквел подводил и итоги эмоциональные, с практически идеальной критикой (99% на одном известном сайте), подходя к 11-му подряд для Пиксар разу, когда посететитель кинотеатра вне зависимости от возраста будет готов отдать героям своё сердце. Так что удивительно скорее, что фильм не побил рекорд сборов уик-энда для мультфильма, с 110,3 млн. показав тем не менее 10-й результат в истории вообще, 2-й для мультипликации (после 3-го Шрека) и лучший для Пиксар. Примечательно, что практически сразу ИИ3 пошла покорять и мир, пока что не избалованный Шреком (который благодаря Пиксар обрушился, хоть в итоге и дополз до очень приличныз 238 млн. в домашнем прокате, даже будучи самым слабым фильмом по сборам в серии, всё равно обходя остальные творения Дримов), в этот раз Дисней большую часть премьер наметил на протяжение лета, не став растягивать до конца года. Так что то, что уже к концу июня триквел перебрался через 400 общемировых было в общем то предсказуемо.
Примечательно, что оказавшись фильмом для всех возрастов (а ещё 3Д), История так ничего и не смогла сделать с Адамом Сэндлером. Да, своя аудитория по прежнему актёру доверяла, вышедшие в последние выходные июня "Одноклассники" привлекли в этот раз не только Америку, но мир (в общем набрав 271 млн. при 80-миллионной стоимости), правда, для этого Сэндлеру пришлось собрать всех своих "друзей с работы" (тм). На этом фоне почти идентичные сборы по миру (261 млн.) у "Рыцаря дня" выглядели куце. И при бюджете в 117 млн. И при былых достижениях Кэмерон Диаз и Тома Круза. Последнему срочно нужно было возвращатья в образ Итана Ханта. Иначе, зачем вот это всё. ИИ3 и Шрек 4 таки вступили в схватку к началу июля, когда оба проката международных начали расширяться. Интересно, что в некоторых странах побеждал один, в некоторых другой. В частности в России "Шрек" набрал в итоге более 50 млн., став самым успешным мультфильмом в истории. Большой побег побеждал в странах в основном англоязычных, но побеждал с размахом, даже с пришествием релиза Дня Независимости, который в этот раз был покорён женским полом. Т.е. в этот день вышел и "Повелитель стихий" Шьямалана. Но ничего толкового но не показал, собрав в итоге 317 млн по миру. Неплохо для 150 млн. бюджета, но маловато для начала франшизы, только привлекшей к себе негатив, а ещё убедив в том, что лучше уж вообще выпускать фильм без 3Д, чем с 3Д конвертированным. Кому-то вот и без третьего измерения вполне себе жилось. Речь конечно, о сумеречной Саге, решившей пощекотать нервы бокс офису в третий раз, вместо привычного ноября, сразу рванув в летний сезон.
Вновь по праздничной традиции выйдя в среду, чтобы захватить собой всю неделю торжества и фейерверков, Сумерки по идее должны бы были стать жертвой слабо принятого сиквела, которому вся слава серии бы и досталась, но вампирскую заразу оказалось истребить не так просто. Саммит Энтертейнмент пошли дальше всех в своём желании навариться на относительно недорогой серии (бюджет триквела 68 млн.), уже вынудившей продюсеров других компаний скупать права на янг-адалт бестеселлеры (Лайонсгейт с "Голодными играми" подсуетилась быстрее всех). Вообще-то сложно представить, что за почти 7 лет данный рекорд так и не был бит, однако "Сумерки. Сага: Затмение" и на момент написания обзора являются самым широким релизом в истории: недуг распространился на 4468 американских кинтеатров. В общем то с такой росписью от больших цифр было не укрыться при всём желании: так что вот и 68 млн. в среду - второй лучший результат сборов за сутки после... "Новолуния". Да, дальше целевая аудитория стала поспокойнее и на пятницу-воскресенье пришлись лишь 64,8 миллиона (собрать за уик-энд меньше, чем за день - в этом все Сумерки), но к концу выходной недели Затмение уже наварило в свой кассовый горшочек 157 млн. в Америке и ещё 104 млн. с зарубежа, продолжив приносить компании колоссальную прибыль, обеспечив повод пойти по пути Поттерианы и на радость всего цивилизованного мира разделить экранизацию последней книги на двое. Счастье то какое. И без 3Д! Воспользовались Белла и Эдвард и самим фактом летнего сезона, даже с падениями из уик-энда в уик-энд компенсируя кассу отличными буднями, что помогло в итоге триквелу стать первым и единственным фильмом серии, перепрыгнувшим через 300-миллионный рубеж американского кинопроката.
Зарубеж, кстати, в этот раз отнёсся к Сумеркам прохладнее, чем в случае с Новолунием, но виной тут был куда более забитый летний сезон, особенно наличие такого количества фильмов в формате... да-да. Правда, уже в следующие выходные и в Штатах и Канаде с эпидемидей вампиров борьбу начала вспышка миньонов. Впрочем, захватывание мира жёлтыми помощниками Грю будет постепенным, то же касается уже первого фильма, дебютировавшего без искры с 56,4 млн. Да и зачем ещё мультфильмы, когда у зрителя была История игрушек, к концу первого месяца проката не только ставшая самым кассовым фильмом американского проката 2010, но и обошедшая "В поисках Немо", став самым успешным мультфильмом уважаемой студии, приблизившись к 350 млн., идя пока что нос к носу со Шреком в международке (оба к этому времени перешагнули 200 млн. за пределами Америки). Но дебютный мультфильм подчинённой Юниверсалу студии Иллюминейшин стоил всего 69 млн., а потому гарантировал безбедное будущее всё равно, особенно если учесть, что в дальнейшем избежал больших падений, почему то став особенно популярным в Штатах, где в итоге наворовал 250 млн., породив новый бренд. Кажется, на этом празднике жизни лишними оказались "Хищники". 3-й фильм знаменитой франшизы, ещё одно напоминание о 80-х, конечно стал относительным хитом с 127 млн., при бюджете в 40 (из них в Америке 52). Но тут инфляция могла бы подсуетиться и поболее. Вообще, конечно, нельзя не признать, когда дорожают билеты, зритель становится куда более разборчив, тратя внимание и достаток на то, что сейчас в первую очередь в тренде. Будь то третье измерение или Сумерки. Те, кто в тренд не попадают, или не способны затащить ностальгией или чем-то ещё - оказываются в проигрыше. Так проиграл второй раз за лето и Брукхаймер. Удивительно, шедший в ногу со временем продюсер на этот раз просто потерялся, когда "Ученик чародея" не сумел зацепить зрительскую аудиторию ничем, при бюджете в 150 млн., собрав всего 215 млн. общих, из которых совершенно разгромные 64 дома. Диснею везло с Алисой и Игрушками, что помогали отбивать недоборы Брукхаймера, но тренд становился всё более заметным. Лишь только одному человеку не о чем было жалеть.
Бррррм. Да, если человеку сказать "не думайте о 3Д", он будет думать только о 3Д. С Ноланом, правда, работало всё по другому. В новом времени именем режиссёра, кажется, затащить зрителя в кино уже было не так то просто. У самого Спилберга это срабатывало через раз. У Бёртона через три. Однако, когда пишешь на плакатах "от режиссёра Тёмного рыцаря", зритель так или иначе, хочет он того или нет, пойдёт на сеансы кинофильма. А ещё если при этом у ленты будет крайне интригующая реклама, не раскрывающая ничего конкретного, но обещающая визуально необычное действо! Однажды у Уорнеров такой подход сработал с Матрицей. В 2010-м сработал с "Началом", в третий уик-энд июля заработавшим 62,8 млн. Не самый выдающий результат, особенно при бюджете в 160 млн. Но ведь и кино оригинальное, в отсутствии кассовых звёзд (давайте будем честными, до 2010-го года кроме у Лео хитов было немного), а потому и ожидания были совсем другими. Всё, что нужно, Инсепшин доказал во второй уик-энд. При падении на 32% и отличных сборах в будни фильм Кристофера Нолана показал, что значит качество, необычность постановки и оригинальность разом. Никакого объёма здесь не нужно было и близко: Начало только подтвердило, что зрительский успех Тёмного рыцаря был не случан, режиссёр действительно давал аудитории то, что ей было интересно. Начало сохраняло лидерство на протяжении 3 недель, к концу которых ушло за 200 млн. в американском прокате, закрепив статус режиссёрской звезды за Ноланом, вторым подряд хитом за год, наконец, обеспечив кассовую привлекательность и ДиКаприо, попутно выдержав набеги "Солт", но в итоге уступив "Копам в глубоком запасе". Обойти Нолана на 4-й неделе - уверенная победа! Забавно, но в международных водах Инсепшин удастстя отбивать атаки даже дольше. Нет, правда, ТР, кажется, был только прелюдией: проект мечты Нолана во многих странах станет и самым кассовым его фильмом, обходя Бэтмена то тут, то там.
В решающую стадию с наступлением августа вступит и борьба Шрека с Игрушками: в международке оба мультфильма преодолеют 400-миллионный рубеж. Общие сборы понятно на себе будет тащить Америка: тут у Истории конкурентов не будет, с 800 то миллионами долларов, да. Ну а что, август не даст массовой аудитории ничего, кроме Неудержимых. Если не в плане сборов, то по духу - апогей ностальгии по 1980-м - боевик от Сталлоне, как в старые добрые, откроет новую франшизу для Слая, после 34,8 млн. в первые выходные, собрав 103,1 млн. только в Америке (при 80-миллионном бюджете), отвоевав в итоге 274 млн. общих, став самым успешным фильмом актёра-режиссёра после Рокки 4 и Рэмбо 2. А вот "Скотт Пилигрим" потонет, да, не все комиксы одинаково успешны - 40 млн. при 60-миллионной стоимости - тут и сборы Пипца выглядят достижением! Командный дух, навеянный Сталлоне (а до того Командой А, которая не смогла), правда, придаст сил другому кинокомиксу: в октябре "РЭД" покажет, что по Ди Си можно тоже снимать успешное кино и даже без Бэтмена, правда, с другим Брюсом: 58-миллионный боевик с участием Уиллиса, а ещё Фримена и Малковича, заработает 199 млн. по миру. Осенью даже такое будет считаться достижением, ещё бы, когда всё внимание приковано к анимации! Нет, правда, Шрек навсегда в итоге так разгоняется, что в зарубежном прокате умудряется обойти и предшественников, став самым успешным мультфильмом Дримов и первым их заокеанским полумиллиардником. По общим конечно уступает 2-му и 3-му, но не страшно с 750 миллионами то на борту! История игрушек окончательно входит в раж, становится 2-м мультфильмом в истории, преодолевающим 400-миллионный рубеж американского проката, занимая там уверенное 9-е место, ухитряясь стать и 2-м мультом, сделавшим 600 миллионов за рубежом (после Ледникового Периода 3). Да, несложно догадаться, что произошло. "История игрушек 3" стала первым в истории анимационным миллиардером.
Забавно, что по американским сборам "ИИ" таки явно уступала "Шреку 2". В зарубежном прокате недобирала до сборов "Эры динозавров". Но сумма дала так необходимый Пиксару результат: отвоевание у ДримУоркса короны за самый успешный мультфильм мирового проката прошёл успешно: Шрек 2 был побеждён. С 7-м фильмом-миллиардником в истории Пиксар получили и свой самый кассовый мультфильм, который так таковым и остаётся. Кажется, что постепенно превышен был и рынок 3Д. Вышедшая в августе на большие экраны режиссёрская версия "Аватара" только укрепила успех фильма Кэмерона, добив до 760,5 миллионов дома и 2787 миллионов общих (2027,5 млн. зарубежных), но в общем то уже ничего нового колоссу отдать не могла, на том кассу Аватара закрепив окончательно. "Легенды ночных стражей" ступили на выжженую землю, став вторым кассовым фэйлом Снайдера подряд (140 млн. при бюджете в 80). Зато отменный левел-ап получает "Резидент Ивал". 4-й фильм видеоигровой франшизы с дополнительным измерением собрал в мире 2 с лишним раза больше триквела (300 млн.) и это при сравнимом (60 млн.) бюджете! В остальном до ноября кино вполне сможет обходиться без 3Д, относительным хитом станет и "Социальная сеть" (224 млн. при 40-миллионных затратах), разгуляется и Нолан, чьё Начало обойдёт в Америке вторую Матрицу, в международке возьмёт пол-миллиарда (чего не смог даже Бэтмен), а попутно с 825 миллионами долларов убедит Уорнеров, что конвертировать Поттера в 3Д не нужно: если фильму суждено стать хитом, он им станет. От Поттера конечно ничего другого и не ожидали. Лайфхак: если на фильм потратить 250 млн., а потом распилить его на 2, то прибыли можно получить много больше. "Дары смерти: Часть I" вернули Поттера в лоно предрождественских дней, и кажется, что Поттер, что праздники друг по другу соскучились.
Да, вернувшись к ноябрьской премьере "Поттер" таки побил рекорд стартового уик-энда серии, который 5 лет удерживал Кубок огня: с 125 млн. показав ещё и 6-й стартовый уик-энд в истории и, в обход Алисы в Стране чудес, лучший для фэнтези. Удивительно, что даже будучи половиной полноценного фильма и к 7-й части Поттер продолжал устанавливать рекорды! А ещё 330 млн. по общим данным только в первые выхи: кажется, Поттериана разбивала Уорнерам сердце одним только фактом своего скорого завершения! И если американский зритель как-то на распил не повёлся (фильм покажет худшую стойкость из вышедших пока что 7 фильмов), то международка по сказке соскучилась так, что очень быстро начала творить добро, уже к концу месяца отдав на попечение Поттеру почти полмиллиарда из кошельков за пределами Американского континента, продолжив отменный год для Уорнеров. У Дисней всё было сложнее: на 2 миллиардника были и свои провалы. А потому, думается, немало нервов было потрачено на выпуск "Рапунцель", пожалуй, самого проблемного мультфильма в новейшей истории студии. Только вдуматься, решив, что очередная история про принцессу не зайдёт новому поколению, студия додумалась практически с нуля его переделать, сместив акцент на Юджина, персонажа мужского пола, затратив на 1 мультфильм, как на 2. Получилось анимационное "Возвращение Супермена". Бюджет "Запутанной истории" составил умопомрачительные 260 миллионнов долларов. И по сей день Рапунцель является самым дорогим мультфильмом в истории. С таким бюджетом анимация уступала среди всех фильмов вообще только 3-м Пиратам и собственно Супермену. Так что с такой стоимостью даже 48 млн. в первые выходные широкого проката (начали с огранички, как в золотое время) были новостью так себе. А ведь на минуточку Рапунцель сумела побить рекорд старта для киностудии, державшийся 16 лет с выхода Короля Льва!
Однако, спустя почти 10 лет поисков себя, кажется, студия, наконец, нашла подход к анимации, вернув традиции мульт-мюзикла, события всяко более интересного, чем премьера очередного дримуорксовского проекта в лице "Мегамозга" (321 млн. последнего при бюджете в 130 - такое соотношение сборов и бюджета станет своего рода стандартом для студии). Рапунцель же проявит достойную стойкость, к Рождеству внезапно во всеуслышание заявив о себе зарубежному прокату, когда уже начнёт выдыхаться Поттер, который, правда, успеет подмять под себя триквел "Нарнии", от которой всё тот же Дисней успел отказаться. "Покоритель Зари" вышел уже под надсмотром 20-го Века Фокс, в тот же уик-энд, что и первый фильм серии, 5 лет назад. Но всего с 24 миллионами в первые выходные кино-история Нарнии подошла к финалу на долгое время: "Серебряное кресло" так не подняли на ноги до сих. Даром, что в международке фильм обошёл даже Принца Каспиана и по общим сборам с 415 млн. свой 155-миллионный бюджет кое-какокупил. Собственно декабрь вообще был за Диснеем. Помимо Рапунцель, студийная империя вошла в тренд ностальгии по 1980-м, превратив в событие сиквел "ТРОНа". "Наследие", стоимостью в 170 миллионов, вышло спустя 28,5 лет после выхода оригинала, уже превратившегося в общественное достояние. Империя намеревалась превратить его продолжение во второй Аватар, даже устроив День Трона по аналогии с. Но в общем-то не вышло: 44 млн. на старте сразу перекрыли сборы первого ТРОНа, как в Америке, так и по миру, в дальнейшем Наследие показало себя вполне достойно, став самым успешным релизом декабря дома со 171 млн. (общие сборы составили 400, что в 10 раз перекрывало сборы первого фильма), но хайп оказался куда более ограниченным: мир Сети второй Пандорой для массового зрителя не стал.
Ну а в само Рождество кино заговорило со зрителем на языке Оскара. Пока 7-й Поттер недобирал до сборов Затмения в американских к/т (просев после Принца по сборам), а к нему стремилась скорая международная помощь, где Дары-1 по графику опережали и 6-й и 5-й фильмы, до широкого проката добрались и "Железная хватка" братьев Коэн и "Король говорит!" Тома Хупера. Да, последний станет победителем на церемонии, 3Д конечно 3Д, но киноакадемия останется консервативной до победного, настолько, что в итоге проигнорирует даже "Соц.сеть" Финчера в пользу говорящего Монарха, правда, успев номинировать на лучший фильм даже триквел "Игрушек" (3-й в истории прецедент для мультфильма после "Красавицы" и "Вверх"). Последняя в финальном рывке добьёт свои сборы до 1067 млн., обойдя по пути "Сундук мертвеца", заняв 4-е место в списке самых кассовых фильмов с итории после 2-х фильмов Кэмерона и финала "Властелина колец" (а в той же Британии со 116 млн. уступив только Аватару). Ну а оскаровский Король будет набирать зрителя постепенно, подождав пока заглохнет последний крупный релиз года, триквел франшизы про "Факеров" (последний соберёт 310 общих млн. при бюджете в 100, просев в 1,6 раза по сравнению с сиквелом), после объявления номинаций собрав почти 60% своих общемировых 414 млн., став самым кассовым лауреатом Оскара со времён Короля другого (из них 138 млн. американских), первым с 1998-го победителем-англичанином. Да, англичане умеют долго ждать, чтобы потом выстрелить из всех орудий. И пока Рапунцель с 590 мировых млн. показывала лучшие сборы в истории Диснея после их собственого Короля, предпоследний Поттер сделал то, что 5 фильмов рассчитывали даже совершить: обошёл по международным сборам первую ленты серии, с 664 заняв 6-е место в чарте за пределами Америки. И хотя общие показатели "Камню" уступили (960 млн., 10-е место в истории), прелюдия к финалу свою роль отыграла на ура. Впереди был финал целой эпохи. Впереди был финал первой эры 20-го столетия.
В следующем выпуске: Гарри Поттер вступает в решающую битву за кинопрокат, капитан Джек Воробей стремится к странным берегам, Трансформеры врываются на вершину, Сумерки приближаются к Рассвету, Цезарь говорит человечеству: "Нет!"
Saty tuned!
PS: Традиционный
Бонус