После трёх ударных лет американский и международный прокат дают, наконец, шаг назад, нуждаясь в передышке, золотое время бокс офиса подходит к концу, символично, что в год, когда к финалу подходит и Сага Джорджа Лукаса, продолжавшаяся на протяжении 28 лет, что Событие само по себе. К финалу подходят не только Звёздные войны, забавно, что в том же мае 2005-го, свой последний сезон завершает "Энтерпрайз", впервые с 1987-го прерывая нескончаемый Звёздный путь. Там, где заканчивается одно, неизбежно начало другого: миллиардное завершение Властелина колец подстегнуло к начале работ над целым сонмом экранизаций масштабного фэнтези, уже в 2005-м на языке Нарнии со зрителем готовы были заговорить Дисней, сама студия Нью Лайн Синема пустила в ход "Тёмные начала", попутно всё так же мечтая о Хоббите, 20-й Век Фокс за неимением лучшего попытался пристроить на своих студийных мощах "Эрагона". У Уорнеров всё проще: в 2005-м Дж.К.Ролинг публикует "Принца-полукровку", 6-ю книгу о юном волшебнике, обеспечивая студию фэнтези-франшизой до конца десятилетия.
Не фэнтези единым: в октябре Дэниел Крэйг становится шестым исполнителем роли Джеймса Бонда и, к неудовольствию многих поклонников серии, первым Бондом-блондином. Брэндону Руту оказана честь стать новым Суперменом, в фильме продолжающем оригинальную серию, а не перезагружующим её. Новый актёр нужен и Юниверсал: Эрик Бана отказывается от участия в сиквеле Халка, который, несмотря на кассовый недобор первого, пытается реанимировать студия. Просто потому что крупный кинокомикс нужен каждому: Джосс Уидон, завершающий работы над Серенити, начинает работу над сценарием "Чудо-Женщины" для Уорнеров, спешно вспомнивших о том, что у них на руках целая киновселенная. Вспоминают и Марвел Студиос, выкупающие в ноябре 2005-го у студии Нью Лайн Синема права на Железного Человека, с целью начать производство над экранизациями собственности Марвел своими силами.
В дали от обезумевших киностудий, скупающих всё новые и новые лицензии на производство, Джеймс Кэмерон, наконец, вынурнувший из морских глубин объявляет о начале работ над таинственным "Проектом 880". Звёздные войны заканчивались. На их месте ждали своего начала новые истории.
В общем то забавно, что 20-й Век Фокс, с таким-то количеством лицензий на продукты Марвел на руках которых была целая кинокомикс-вселенная, пытались создать её из ниоткуда: 2005-й начался со спин-оффа "Сорвиголовы", "Электры". 14 января фильм Роба Боумена однако продолжил тренд, начатый в 2004-м, когда "Каратель" (54 млн. при бюджете в 33), "Блэйд: Троица" (128 против 65), "Хэллбой" (99 на 66) показали, что с супергероикой стоит играть по крупному, жанровая ниша не настолько гибка, кино поменьше банально теряется. Электра собрала лишь 56 миллионов при бюджете в 43, надолго отбив желание студии связываться с Дардевилом. Хотя для кинокомикса в 2005-м это был не худший вариант: уже 18 февраля с треском провалился "Сын Маски", 11 лет ждали продолжения не для того, чтобы получить кино без Джима Керри, по качеству умудрившееся опустить планку экранизаций до новых рубежей: результат всего лишь закономерность: при бюджете в 84 млн. сиквел собрал лишь удручающие 57. Не сработала и традиционная ставка на раннюю тягу зрителей к комедиям: в феврале эту нишу заняли 70-миллионные "Правила съёма: Метод Хитча", 3-й хит с участием Уилла Смита за 8 месяцев, 43,1 млн. в дебютный уик-энд и отсутствие конкуренции вылились в 5-й 100-миллионник подряд: фактически Смит становился представителем вымирающего вида звёзд, одним своим лицом вытягивающим кино на вершины проката, своеобразным гарантом качеством для зрителя. Причём, как американского, так и зарубежного: 368 миллионов по миру распределилсь между домом и международкой примерно пополам.
На самом деле, Смит был не единственным потенциальным дарителем хитов среди афроамериканских актёров: в конце февраля о себе заявил великий и ужасный Тайлер Перри, чьи "Дневники сумасшедшей чёрной женщины" станут началом долгоиграющий франшизы о Мадее. 50 млн. - не то, чтобы такой потрясающий результат, но при бюджете в 5,5 это уже был хит, даже несмотря на то, что в зарубежных водах Перри в общем то и не знали. К тому же, какой Перри, если международный прокат начинает становиться всё более самодостаточным: всю зиму и весну постепенный ход по миру совершают "Разборки в стиле кунг-фу", первый китайский 100-миллионник со времён "Крадущегося тигра", на родине зарабатывающий 20-ку, лишь только намекая на то великолепное будущее, что ждёт китайский прокат. Куда более скромно, но ощутимо всё равно заявляет о себе кинопрокат российский, ещё в прошлом году удививший "Ночным дозором" (17 млн. только в России, с ещё 16 млн. от продаж в мировые кинорынки) Тимура Бекмамбетова, причём настолько, что фильм был закуплен для проката даже Штатами, а уже в феврале 2005-го перекрывший собственный рекорд "Турецким гамбитом", с 18 млн., укрепляя права российского кинематографа на собственных экранах. Пожалуй, в таком раздолье локальных хитов, единственным занимательным международным событием художественного кино начала года, словно бы затихшим перед бурей, стал "Константин: Повелитель тьмы" с участием Киану Ривза. 100-миллионный кинокомикс удивил, нарушив комикс-традицию, став именно международным хитом, в 2 раза перекрыв сборы домашнего проката, 153 миллиона против 75 дома. С 229 млн. после сокрушительного провала "Женщины-Кошки" в июле прошлого года (82 миллиона общих при той же сотне стоимости) даже это для Ди Си Комикс уже был хлеб.
Времена для экранизаций комиксов вообще наступали непростые, их количество увеличивалось, а значит, зрителя нужно было удивлять, на одной лишь супергероике далеко можно было и не выехать, так что как притоком свежего воздуха стал "Город грехов", совместная работа метров Родригеза, Тарантино и автора комиксов, Фрэнка Миллера. 40-миллионная экранизация, ставшая почти дословным переносом страниц комиксов на большой экран, привлекла внимание самой разной аудитории, доказав, что смелый подход только приветствуется, когда собрала 158 общемировых млн. по миру, став помимо прочего первым кассовым успехом внезапно затерявшегося в водах кинопроката Брюса Уиллиса за пять лет. Син Сити стал тем, что называют инстант классик, и единственным кассовым достижением апреля, впрочем, если брать кино неанимационное, то и всей весны, вплоть до часа Икс, назначенного на 19 мая. Анимация конечно своё взяла, но по принципу "безрыбья", который становился после лета 2004-го всё более часто применяемым. Компания Блю Скай, подкреплявшая тылы разработкой сиквела "Ледникового периода", намеченного на 2006-й год, выпустила в марте 75-миллионных "Роботов", первый мультфильм с ноября 2004-го, в отстутствии другой анимации после 36-миллионного дебюта ушедший за 128 миллионов дома и положивший на счёт ещё 132 с зарубежа, став вторым по сборам научно-фантастическим мультфильмом после диснеевского "Лило и Ститча" (хоть где-то Дисней ещё оставались первыми). После того кассовая стагнация сохранилась вплоть до заветного третьего четверга мая, когда подобно океану, отходящему от береговой линии перед большой волной, сделал шаг назад и бокс офис, поток зритель, начавший постепенно увядать с августа дошёл до нижней точки, практически не даря кассу большому кино: жертвами под конец апреля стал и сиквел "Трёх Иксов", собравший по миру скромные 69 млн. (при бюджете в 87), показав, что в отличие от Форсажа данная франшиза не способна существовать без Дизеля. Да, вовремя Сони заключила контракт с МДжМ и госпожей Брокколи.
Апогеем кассового падения стал первомай, приветствовавший новый исторический эпик сэра Ридли Скотта, "Царство небесное", более чем скромно. 19,6 млн. - с тех пор, как в мае 1999-го первые выходные мая стали открывающим уик-эндом лета и по сей день ни один фильм не начинал летний киносезон настолько слабо. Скотт возродил исторический эпос, Скотт с ним и покончил окончательно, когда при бюджете в 130 млн., "Царство" собрало лишь 47 млн. дома. Шутка ли, если куда лучшего достигло 6,5-миллионное "Столкновение" Пола Хэггиса, вышедшее всё тогда же, 6 мая, стартовавшее на порядок слабее (9 млн.), но в итоге очень неплохо принятое зрителем, собравшее в Америке 54 млн (плюс перевыпуск в марте 2006-го). Тем временем зарубеж историческое кино продолжал поддерживать, тут ничего не скажешь: фильм "от режиссёра Гладиатора", да ещё и с Блумом в главной роли (ВК, Троя, Пираты - парень на тот момент уверенно ассоциировался с масштабным кино), уверенно смог довести свой общий заработок до 211 млн., лучший результат для фильма про Средневековье после "Робин Гуда" с Костнером, однако уже не способный что либо изменить, эпоха подобного кино, недолгая, но яркая, уходила в прошлое. "Столкновение" меж тем, по общим сборам сумело собрать лишь 98 млн., но ведь никто тогда не мог знать, что перед зрителем будущий лауреат премии Оскар за лучший фильм 2005-го, ставший помимо прочего первым оскароносцем со времён "Последнего императора" (т.е. за 18 лет), не преодолевшим 100-миллионный общий рубеж.
Впрочем, даже если Царство и стало огорчением для произведствнной компании, то ненадолго. Т.к. на стороне Фоксов в мае был самый главный блокбастер 2005-го года, ставший таковым уже в день объявления даты выхода. Да, "Звёздные войны" ушли громко, своим финалом не оставив прокат без сокрушительных рекордов уже 19 мая, когда та Сага, которой она задумывалась самим Лукасом, подошла спустя 28 лет к своему неминуемому финалу.
28 лет и столкновение двух поколений в фильме, ставшем финалом одной трилогии, и положившим начало той Саги, с которой началась новая история бокс-офиса. "Месть Ситхов" Джорджа Лукаса стала той самой цунами, которая вернула зрителя в кинотеатры, захлестнув воды кинопроката, уже в первый день возвестив о событии, ставшим краеугольным в новейшей бокс-офис истории. Эпизод III стал первым фильмом в истории кино, покорившим 50-миллионную планку сборов за один день (дебютный в данном случае). Да, знаковые отметки по итогам уик-эндов покоряли из года в год кинокомиксы, но перевести сборы одного дня на новый уровень смогли только "Звёздные войны", казалось бы, не знавшие проседания во время выхода "Атаки клонов" и слабой критики "Скрытой угрозы". Выходи фильм в пятницу - нет никаких сомнений, что рекорд сборов дебютного уик-энда пал бы под натиском боевой армады восходящей Империи, но традиции Лукас чтил превыше всего. Хотя даже без премьерной пятницы 6-му фильму "ЗВ" покорились колоссальные 108,4 миллиона за первые выходные - 2-й стартовый уик-энд в истории (никто к Пауку не подбирался ближе за эти три года), доведшие по итогам первого воскресенья кассу до фантастических 158,4 миллионов, взяв 150-миллионный рубеж в рекордные 4 дня, сокрушив ещё один немаловажный рекорд. Укрепляющей триумф точкой стал прокат мировой. Спустя 28 лет Лукас, наконец, добился единовременного старта проката, когда финал вышел во всех странах практически одновременно, доведя по итогам первых выходных мировую кассу до умопомрачительных 303 миллионов долларов, почти в 3 раза перекрыв скромный относительно большинства новых кинотитанов бюджет в 113 млн., оставив позади мировой старт другого кинофинала другой Саги - Возвращения короля.
Удивительно, при этом, что критика, наконец, была к приквелу благосклонной (оценив его выше даже Возвращения Джедая), как, впрочем, и зритель, а потому Мести удалось обойтись без сокрушительных падений, повторив рекорд второго Спайди, пройдя 200-миллионный рубеж на 8-й день проката, уже к концу второй недели спокойно пройдя полмиллиарда общемировых. Одно время пошли разговоры даже о собственно миллиарде, но для этого хайп должен был быть общим, а Звёздные войны, всегда будучи франшизой в первую очередь значимой для Америки, по миру начали слабеть куда быстрее ожидаемого, уступая по графику сборов не только Возвращению короля, но и всем Поттерам, попутно сокрушая всё новые вершины у себя дома. 300 миллионов "Эпизод III" сумел покорить вновь в рекордные 17 дней, обойдя по этому показателю сиквел "Шрека", но будучи громким блокбастером, а не анимацией без конкуренции, как таковой, очень быстро встретив других борцов за зрительские кошельки, всё таки начав неминуемо делать шаги назад, постепенно сравнявшись с графиком "Скрытой угрозы", а затем и вовсе от неё отставая, что никак не влияло на то, что "Звёздные войны" помогли стать Джорджу Лукасу единственным режиссёром сразу с 4-мя 300-миллионниками домашнего проката в фильмографии, а Звёздным войнам единственной франшизой, сразу 5 фильмов которой преодолели заветный рубеж, и 5 фильмов которой (за исключением Атаки клонов) возглавили чарт американской 10-ки по итогам соответствующего года.
С таким Левиафаном, которым стал Эпизод III, остаётся только удивляться смелости храбрых, попытавшихся занять своё место под солнцем в пределах видимости Звёздных разрушителей. И если последовавший за премьерой День Памяти работал на старом добром контрпрограммировании с новым мультфильмом ДримУоркс и комедией с Адамом Сэндлером, то сами Фоксы, выставившие уже 10 июня 110-миллионых "Мистера и миссис Смит" слегка рисковали. "Мадагаскар" действительно зажёг: "От создателей Шрека" действовало для семейной аудитории, как магнит, и речь даже не об Америке: с 47,2 миллионами на старте мультфильм уже вряд ли кого мог удивить. По настоящему отжигать он начал в мире, где при отсутствии других мульт-событий отвоевал себе целое лето раздола, последнее обстоятельство помогло "Магадагаскару", правда, и в Америке, при средней критике анимация тем не менее лишь немногим не добрала до 200 миллионов, став самым кассовым мультфильмом студии после дилогии о Шреке (193 млн., 75-миллионный бюджет окупился только за счёт домашнего прокат, по итогам лета уйдя за полмиллиарда по миру, в некоторых странах даже опередив Шрека 2. Отлично отыгрался и "Всё или ничего", с 47,6 млн., показавший лучший стартовый уик-энд в несдающейся карьере Сэндлера, вновь доказав бесполезную трату сил со стороны критиков в отношении лицедея, как и попыток его самого завоевать мир: из 190 финальных миллионов целых 158 принесёт домашний прокат.
А вот выход "Мистера и миссис Смит" стал испытанием, выигранным Фоксами с честью. Даром, что лето они начали с неудачи фильма сэра Скотта, в дальнейшем реабилитировались, заняв главное место летом 2005-го: после Друзей Оушена и Трои Брэд Питт действительно стал звездой, что было сложно сказать в отношении Жоли, помимо Лары Крофт и Подводной братвы в запасе блокбастеров не имевшей, но дуэт двух актёров оказался слишком привлекательным для зрителя, не так часто радуемого чистым незамутнённым боевиком. 50,3 миллиона фильма Дага Лимана на старте в Америке были лишь началом. Чете Смитов было суждено лишь немногим недобрать до трёх сотен в международке, но таки подкосив успехи Мести (шутка ли, в некоторых странах фильм Лимана оказался успешнее ленты Лукаса), и отобрав зрителя у другого экшен-направленного фильма июня 2005, на долгое время став самым кассовым фильмом в карьере Жоли и заняв уверенное второе место после Трои в фильмографии Питта с 478 общими миллионами. И это при возвращении на экраны легендарного бренда, которому предшествовал выход на американских экранах "Ходячего замка Хаула", третьего кассового успеха в карьере Хаяо Миядзаки подряд. Из 235 миллионов 190 Хаул принёс за счёт японского проката, начавшегося уже в декабре прошлого года, добавив лишь 4,7 миллиона в июне с Америки, однако вновь подтвердив фактически единоличное правление Миядзако над аниме. Забавно однако, что главного героя в американской версии дублировал Кристиан Бэйл, уже в следующие выходные выступивший в образе Ночного Зверя. Пока Америкой правил финал одной Легенды, июнь даровал зрителю Начало другой. Начало во всех смыслах.
15 июня Бэтмен вернулся. Спустя 8 лет после мучений долгостроя, на которые обрёк персонажа Джоэл Шумахер, потребовался не просто новый режиссёр, а совершенно новый подход, обнуление франшизы, теперь не имевшей никакого отношения к предыдущим четырём лентам серии, рисковый подход, но необходимый, Кристофер Нолан буквально перезагрузил "Бэтмена", подарив киноиндустрии понятие "ребута". Впрочем, "Бэтмен" в любом случае был риском, не в пример фильму Бёртона 16-летней давности, "Начало" стоило огромные 150 миллионов (изначальные 135 млн. бюджета были расширены из-за желания Нолана работать с как можно большим количеством практическим эффектов, нежели обращаться к cgi), второй по стоимости кинокомикс после второго "Спайди", откровенно не обнадёживавшие после сборов фильмов по комиксам Ди Си, вот уже 10 лет (аккурат с Форевер) особого успеха не знавших (Константин, как редкое исключение). Усложняли дело и приближавшиеся по слухам к сотне миллионов затраты на рекламную кампанию. Оттого понятно желание выпустить ленту в среду: уверенная в Нолане, чья работа в 4-й раз была обласкана кинокритиками (большая часть которых называла БэтНачало лучшим фильмом о персонаже), студия Уорнеров уже к началу уик-энда заработала на стороне проекта и благосклонность масс: к пятнице сарафан пошёл, и хотя за дебютный уик-энд Начало заработало невыразительные 48,7 миллионов (72 за пять дней), показав только второй старт во франшизе и по значимости невыразимо далёкий от тех рекордов, которые ставил Бэтмен в 1990-е, уже следующие выходные показали: вера во франшизу верналсь, т.к. собрать 122 к концу второй недели при таком дебюте уже было победой.
Фактически именно "Бэтмен: Начало" довёл до логичного итога то, что начал Сингер, и развила Борниана: приземлённые персонажи теперь были куда интереснее нынешнему зрителю: отсюда и успех. "Бэтмен: Начало" показал лучшую стойкость в серии со времён оригинального фильма Бёртона, став вторым 200-миллионником серии, пробуксовывая зарубежом, но в итоге сумев в международке собрать даже больше фильма с Китоном (166 млн.). Для бюджета результат был не самый лучший (372 млн. общемировых финальных), но в нынешние времена решало долгоиграющее капиталовложение. Хорошо принятые публикой фильмы отлично продавались на носителях и гарантировали сиквелам уже куда больший успех (см. Борн, Властелин колец, Матрица, самый удачный пример - Шрек, ну и наконец Пираты Карибского моря, сиквел которым ещё только предстоял). Бэтмен Начало действительно был таким капиталовложением: с такой критикой и стойкостью в будущем как минимум одной франшизы Уорнеры могли быть уверены. Особенно, если учесть, что БэтНачало выстоял даже с пришествием убийственного тандема в лице Стивена Спилберга и Тома Круза в фильме "Война миров". На самом деле в былые времена "Война миров", главный релиз уик-энда Дня Независимости от таких то кинодеятелетй вполне мог бы напроситься на целый сонм рекордов, но бокс-офис нынче, кажется, готов вновь был превозносить один конкретный фильм (в данном случае 3-й Эпизод, к концу июня уже ворвавшийся в десятку американского проката), остальным отводя вторые роли. Хотя даже будучи на вторых ролях Война миров, пусть не сокрушив рекордов, событием всё равно стала: 132-миллионный нф-триллер заработал 64 миллиона в дебютные выходные, показав лучший результат в карьере Круза и второй у Спилберга (после Затерянного мира), отработав за всю неделю праздненств на добрую сотню миллионов.
В мире Войны миров в общем-то хватило, чтобы сбить спесь с Мести Ситхов окончательно, лишив шансов не только на миллиард, но и на 900 миллионов, по общим показателям на счету шестых ЗВ тем не менее окажется 848 миллионов по итогу. В Америке же, пусть даже и с третьим результатом среди именно ЗВ (к июлю отпадут шансы на заветные четырех сотен), Эпизод III доберётся до седьмого места, вернув Войнам звание единственной франшизы с тремя представителями в американского десятке, попутно опередив дома другой финал другой Легенды, Возвращение короля, завершив американский прокат на отметке 380 миллионов. Войне миров же тем временем предстоит стать самым успешным фильмом в карьере Тома Круза практически по всем территориям, по сути говоря отыгравшись на выжженной земле - вплоть до конца лета ни одного блокбастера по размаху и масштабу подобного фильму Мастера не будет и близко, хотя без громкого кино июль не останется. Уже 8 июля студия Фоксов ударит по прокату вновь, доведя до экранов долгострой в лице 100-миллионной "Ф4". Что ж, не вышло с Дардевилом, вышло с Фантастиком и Ко: 56,1 млн. - третий старт для оригинального кинокомикса после "Спайди" и "Халка", развившийся в 154 финальных млн. в Америке и 330 общемировых (иронично, в международке Ф4 выступила даже лучше Бэтмена, хотя по общим и проиграла). Ну а затем семейным и комедийным кино отыгрывается уик-энд 15-го июля
56,2 млн. именно так начинает свой путь 150-миллионный "Чарли и шоколадная фабрика", возвращение Бёртона в лоно Уорнер Бразерс: летом 2005-го студия, кажется, признала все свои ошибки. На стороне режиссёра в этот раз был и г-н Депп, чьи акции после Пиратов росли с каждым годом и культовый первоисточник, не только книга, но и известный семейной публике Америки фильм. Иронично при этом, что в итоге американского забега потенциально главный хит июля проигрывает "Незваным гостям", стартовавшим в те же выходные с 33,9 миллионами, но вновь за счёт комедийного жанра, захватив уик-энды до начала сентября показав лучшую выносливость лета, утвердив Винса Вона в качестве комедийной звезды, теперь выступившего вместе с Оуэном Уилсоном. 209 против 206 - таков будет финальный итог гонки двух лент, но по миру конечно вся правда будет на стороне "Чарли": общие сборы достигнут отметки в 475 миллионов, спустя 16 лет обновив рекорд фильмографии Бёртона. Вполне возможно от Чарли было ожидать большего, но именно к июлю Мадагаскар занял лидирующего место среди семейных фильмов по миру, вместе с Войной миров утверждая тандем Парамаунтов и ДримУоркс в качестве главной студии года после Фоксов. Это было психологически особенно важно, потому что переметнувшийся от Брукхаймера к Спилбергу Майкл Бэй именно силами ДримУоркс выдаёт свой первый кассовый фэйл: "Острову" достанется всего 162 миллионов общемировых при сокрушительных 35 млн. дома (и это относительно 126-миллионного бюджета). Снижать количество пиротехники для Бэя оказывается губительно. Впрочем, в этом весь 2005-й: август и осень окончательно становятся мёртвым сезоном. Да, локальные рекорды есть, так "9-я рота" становится первым фильмом, собравшим в российском прокате более 20 миллионов. Но провал Бэя сменяется провалом Уидона, когда в сентябре его дебютная "Серенити" ставит точку во франшизе Файрфлая (39 миллионов при 38-миллионом бюджете). Звёздные войны, Стар Трек, Файрфлай - в 2005-м звёзды гаснут.
Так что вряд ли стоит удивляться тому, что к ноябрю 2005-го года, когда прокат теряет своего зрителя всё больше (исключением становятся разве что "Уоллес и Громит" студии Аардман - 192 млн.), 4-й выход на экраны Гарри Поттера становится Событием с большой буквы сам по себе. На счету "Кубка огня" были помимо очевидно выгодной даты премьеры (единственным событием ноября помимо Поттера был вышедший за неделю до того диснеевский "Цыплёнок Цыпа", но и это был не конкурент уровня второго Шрека) поднятный ажиотаж благодаря выходу предпоследней книги, переходный статус "Кубка огня", предзнаменовавшего собой решающие события (Уорнеры умудрились поднять хайп даже вокруг более взрослого рейтинга в лице PG-13), звание лауреата премии Хьюго конкретно у 4-й книги, ставшей главным бестселлером 2000-го года. Логичный итог: "Кубок огня" стал четвёртым фильмом в истории, покорившим 100-миллионный рубеж уже в первые выходные (102,7 млн.) после Паука, Мести Ситхов и Шрека 2. Дальнейшие сделали праздники, в отличие от "Узника Азкабана", не жаркие летние будни, а пред-рождественское настроение, гарантировавшее Поттеру куда лучшую стойкость, чем у триквела, уже к концу вторых выходных, ушедшего за две сотни.
Впрочем, главным событием Поттер конечно же был в международных водах, где 150-миллионный (Уорнеры были щедры на 150-миллионные бюджеты в 2005-м) квадриквел вернул себе звание главного рожденственского события, на которое зритель всех возрастов шёл несмотря на рейтинг. Оттого и пошедшие ввысь сборы: фильм обошёл в международке "Узника Азкабана", став 4-м зарубежным полумиллиардником серии из 4-х, проигрывая разве что первым двум фильмам (скажем, в Японии Кубок огня стал первым фильмом серии, не добравшимся до заветной сотни), но выигрывая у той же Мести Ситхов. Что сказать, у мира были свои Звёздные войны. То, что на этом фоне не затерялся "Цыплёнок Цыпа" в общем то уже чудо. Однако 150-миллионный мультфильм окончательно смирившейся и перешедшей на cgi-анимацию компании Дисней не встретил других мультфильмов по пути к минуте славы (разве что перевыпуск Полярного экспресса, добавивший 10 миллионов фильму Земекиса), собрав 40 миллионов в дебютные выходные, 2-й старт Диснея после "Короля Льва", продолжавшегося оставаться для студии кассовым эталоном и спустя 11 лет, в итоге однозначной победой не став, но и не провалившись, как того можно было ожидать при такой огромной стоимости: 135 миллионов дома компенсировали 179 миллионов с зарубежа, который вовсю, кажется, покорился Поттериане. Однако Рождество 2005-го было временем, когда свой удар Дисней готовился нанести с неожиданной стороны. Декабрь не мог второй год подряд остаться без эпичного фэнтези. А значит, пустующее место заняли Хроники Нарнии Клайва Стейплза Льюиса.
Экранизация фэнтези, по значимости уступающей лишь Властелину колец, давно просилась на экраны, так что неудивительно, что Дисней не стал скромничать, уже в первый фильм потенциального цикла вложив колоссальные 180 миллионов в попытке донести до зрителя визуальные красоты страны за дверцей платяного шкафа. В руках Эндрю Адамсона, подарившего миру самый кассовый мультфильм, такие деньги было видеть логично: самое дорогое семейное кино в истории и самое дорогое фэнтези. Вложения оправдались на все сто. 65,6 миллионов были вторым стартом для декабря после Возвращения короля, а с праздничной стойкостью подобный результат уже гарантировал грандиозный результат. Результат и вышел отличным: вступив в схватку за семейного зрителя Нарния вырвала в Америке победу у Поттера, опередив лишь на миллион, но всё же опередив, даже несмотря на то, что подобного хайпа Властелину или даже первым Поттерам, как у критиков, так и у зрителей, не вызвав. Удивляет скорее, что "Лев, колдунья и волшебный шкаф" не смогли опередить Кубок огня по миру, но стоит признать: Нарния в первую очередь классика англоязычных читателей и зрителей, да и в любом случае в зарубежном прокате Лев и Ко лишь немногим уступили тем же Звёздным войнам, хотя дома от них были очень далеки (291 и 453 млн. дома и в мире). Что, впрочем, тоже объяснимо: если по части семейного кино Поттер и Нарния вполне себе отбирали друг у друга зрителей, то по части кино визуального, как зрелища, был конкурент ещё и третий. И конкурент крайне серьёзный.
"Кинг Конг" Питера Джексона был титаном. Получив после завершения трилогии любую сумму на своё кино, постановщик начал работу над 175-миллионным колоссом, римейком любимого фильма, в отличие от версии 1976-го года, действием так и оставшимся в 1933-м, для чего потребовалось воссоздавать улицы, машины, декорации, возводить целые кварталы в духе 1930-х, не говоря уже об огромном мире существ Острова Черепа. Воссоздать мир 1930-х оказалось даже дороже, чем воссоздать мир Средиземья. Помимо и без того огромного бюджета, 22 миллиона перерасчёта Джексон был вынужден заплатить из собственного кармана, не просто превысив в 4-й раз в истории 200-миллионный рубеж стоимости, но с 207 миллионами обойдя Титаник: "Кинг Конг" становился самым дорогим фильмом в истории мирового кино. Закономерно: Конг 1976-го также был крайне дорогой кинолентой. Другое дело, что фильм Гиллермина на момент выхода побил рекорд стартового уик-энда, фильм Джексона же оказался очень далёк от звания рекордсмена с 50 миллионами. Можно здесь было списать и на хронометраж и сложность с росписью в кинопрокате, но суть в том, что в конце 2005-го бал правили фэнтези, и Джексон, стоявший у основания тренда оказался с самой дорогой экранизацией "Красавицы и чудовища" несколько на обочине. Что, конечно не отменяет факта, что благодаря праздникам "Конг" Джексона сумел уйти за 200 миллионов в одной только Америке, став самым успешным фильмом франшизы, как с учётом инфляции, так и без неё (и оставаясь таковым по сей день, к слову). Зарубеж, несколько более равнодушный к классической американский истории тем не менее Восьмое чудо Света в кинозалах оценил, доведя сборы Конга до пусть не столь внушающих относительно бюджета, но вполне достойных 550 миллионов долларов. Огромный Бюджет и так был окуплен, что уже было достойно.
В мире визуальных чудес бокс офис не оставлял традиционного места гонке за Оскар. Даже Спилберг вторым фильмом года не смог достучаться до зрителя: "Мюнхен: Возмездие" стал первым кассовым недобором Мастера со времён Амистада (130 млн. при стоимости в 70). Финал 2005-го с фэнтези, Поттером и фильмом Джексона словно бы стал напоминанием о том, с чего начинал собственного 21-й век, распределив сборы Камня и Братства сразу на 3 фильма, отдав победу всё так же, как и 4 года назад, Поттеру, во второй раз возглавившему мировой кинопрокат по итогам года, заняв с 896 млн. прочное 8-е место в списке самых кассовых фильмов в истории кино, изменив курс франшизы, начавшей сдавать с каждым фильмом, намекнув на светлое будущее для студии Уорнеров. Джексон же и так сказал всё, что хотел, даже без былых успехов. Чудовище сгубила Красота, и сиквелов всё равно никто не планировал. Как, впрочем, и к Звёздным войнам. История может распорядиться иначе, права всегда может перекупить другая студия, но то в будущем. В 2005-м же Сага была закончена.
В следующем выпуске:
Бонд: Начало и Супермен: Возвращение, Роберт Лэгдон и Код Да Винчи, Сундук Гора Вербински и Последняя битва Бретта Ратнера
Stay tuned.
Американский кинопрокат:
1. Star Wars. Episode III: Revenge of the Sith - 380,3 mln.
2. The Chronicles of Narnia: The Lion, the Witch and the Wardrobe - 291,7 mln.
3. Harry Potter and the Goblet of Fire - 290 mln.
4. War of the Worlds - 234,3 mln.
5. King Kong - 218,1 mln.
6. Wedding Crashers - 209,3 mln.
7. Charlie and the Chocolate Factory - 206,5 mln.
8. Batman Begins - 205,3 mln.
9. Madagascar - 193,6 mln.
10. Mr. & Mrs. Smith - 186,3 mln.
Международный кинопрокат:
1. Harry Potter and the Goblet of Fire - 606,9 mln.
2. Star Wars. Episode III: Revenge of the Sith - 468,5 mln.
3. The Chronicles of Narnia: The Lion, the Witch and the Wardrobe - 453,3 mln.
4. War of the Worlds - 357,5 mln.
5. Madagascar - 339,1 mln.
6. King Kong - 332,4 mln.
7. Mr. & Mrs. Smith - 291,9 mln.
8. Charlie and the Chocolate Factory - 268,5 mln.
9. Howl’s Moving Castle - 230,5
10. Hitch - 188,6 mln.
Общемировой кинопрокат:
1. Harry Potter and the Goblet of Fire - 896,9 mln.
2. Star Wars. Episode III: Revenge of the Sith - 848,8 mln.
3. The Chronicles of Narnia: The Lion, the Witch and the Wardrobe - 745 mln.
4. War of the Worlds - 591,7 mln.
5. King Kong - 550,5 mln.
6. Madagascar - 532,7 mln.
7. Mr. & Mrs. Smith - 478,2 mln.
8. Charlie and the Chocolate Factory - 475 mln.
9. Batman Begins - 372,7 mln.
10. Hitch - 368,1 mln.
Стартовые уик-энды:
1. Star Wars. Episode III: Revenge of the Sith - 108,4 mln.
2. Harry Potter and the Goblet of Fire - 102,7 mln.
3. The Chronicles of Narnia: The Lion, the Witch and the Wardrobe - 65,6 mln.
4. War of the Worlds - 64,9 mln.
5. Charlie and the Chocolate Factory - 56,2 mln.
6. Fantastic Four - 56,1 mln.
7. Mr. & Mrs. Smith - 50,3 mln.
8. King Kong - 50,1 mln.
9. Batman Begins - 48,7 mln.
10. The Longest Yard - 47,6 mln.
Стоимость:
1. King Kong - 207 mln.
2. The Chronicles of Narnia: The Lion, the Witch and the Wardrobe - 180 mln.
3. Batman Begins - 150 mln.
4. Charlie and the Chocolate Factory - 150 mln.
5. Chicken Little - 150 mln.
6. Harry Potter and the Goblet of Fire - 150 mln.
7. Stealth - 135 mln.
8. War of the Worlds - 132 mln.
9. Sahara - 130 mln.
10. Kingdom of Heaven - 130 mln.
Традиционный
бонус