2001: Box Office Saga

Feb 20, 2017 01:26








2001 - время новых начал. Не только в столетии, как таковом, но в массовой культуре в частности. После 1999-го оказывается, что на приквелах можно зарабатывать, даже когда франшиза заходит в тупик: так Парамаунт долго время не знавшие, что делать с Джеком Райаном, во времена возростающей популярности шпионского кино начинают производство приквела с Беном Аффлеком на месте Харрисона Форда, попутно подводя к финалу 4-й сериал во вселенной Стар Трека, Вояджер (Дип Спейс Найн кончился ещё за два года до того), уже с сентября выкатывая на его замену приквельный Энтерпрайз. Успех Людей Икс возрождает веру в супергеройские комиксы, каждая компания пытается получить свою комикс-франшизу: Сони приступают к производству Спайдер Мена, Энг Ли, сумев привлечь Голливуд к своей персоне Крадущимся тигром, соглашается на съёмки Халка для Юниверсал; застопорившись с экранизацией Ф4 сама, студия Фокс помимо сиквела Иксов даёт добро на разработку Дардевила. Не Марвелом единым: Уорнеры всерьёз рассматривают возможность появления на свет "Бэтмена против Супермена" с Вольфгангом Петерсоном во главе, помимо прочего на экранах малых запуская историю молодого Кларка Кента в с сериале приквеле "Смолвиль", а предполагаемый новый фильм о "Бэтмене" (приквел, да) предлагают не последним людям вроде Даррена Аронофски.

Впрочем, всё это только впереди. Но уже сам 2001-й становится временем начала новых долгоиграющих франшиз, стремясь определить мир всего кинематографа грядущего, как минимум, десятилетия, подверженного всё большему эскапизму, который теперь кинематограф готов предоставить, благодаря всё развивающимся технологиям, в полной мере. Здесь находится место не только бестселлерам, но и настоящей классике, широкий экран дарит людям целые миры. Недаром в 2001-м впервые общая сумма американского проката превышает рубеж в 8 миллиардов долларов. Возвращаются и бренды прошлого, но ненадалго, словно бы новому столетию нужны новые истории, новые легенды. Хотя не совсем так. В 2001-м году экранов достигает, наконец, история, которую за сорок с лишним лет до того сам Стэнли Кубрик называл неэкранизируемой. Мир Толкиена добрался до кинематографа.




Забавно, что также, как и 1990-е, 2000-е начались с Ганнибала Лектера. Причём, если "Молчание ягнят" было "спящим хитом", набиравшим популярность за время своего кинопроката, собственно "Ганнибал" в феврале 2001-го был премьерой более чем ожидаемой, продолжением лауреата Оскара в руках сэра Ридли Скотта, к тому времени благодаря Гладиатору ставшего чем-то вроде гаранта качества. Отдача превосходила все мыслимые ожидания: сиквел с Этнони Хопкинсом и Джулианной Мур собрал на старте 58 миллионов долларов, показав абсолютно лучший результат для фильма с рейтингом R и уступив среди всех лишь только ставшему символичным дуэту Спилберга и Лукаса. С высоты лет сложно поверить, что взрослое кино могло так лихо разогнаться, но времена менялись, фильмам становилось всё теснее в кинопрокатной сетке, количество залов расширялось, а вместе с тем росла и аудитория. Значимость первых уик-эндов Ганнибал показал на своём примере: режиссёра и бренда оказалось недостаточно, чтобы фильм пришёлся по вкусу критикам и зрителю, падения не заставили себя ждать, хотя 3 уик-энда на первом месте фильм Скотта продержался, с другой стороны конкуренции не было как таковой до конца марта, а в жанре триллеров и тем более. Скажем, "Помни" некоего Кристофера Нолана вышло ограниченным прокатом 16 марта, но до широкого так и не добралось, собрав по итогам 37 миллионов по миру (25 дома), что при 9 млн. бюджета в любом случае было удачей. Ганнибал конечно был куда амбициознее, но собрал в дебют более трети финальных домашних сборов (165 млн.). Хотя при 350 млн. мировых на 87-миллионную стоимость сиквел показал уровень интереса к серии настолько, что MGM тут же начали производство третьего фильма в серии о Лектере. Что примечательно, приквела.

Триллеры сменились кино более лёгкого жанра, в конце марта впервые добился зрительского признания Роберт Родригез, при чём не свойственным ему до того семейным кино в лице "Детей шпионов": 35-миллионная шпионская комедия только в Америке соберёт 112 миллионов, правда, пробуксовав по миру, где 35 млн. были потолком. Что неудивительно, на самом деле, весной 2001-го зарубежный прокат был захвачен кино своего, родного производства, особенно удались премьеры Европе: "Бриджет Джонс" правила Великобританией, а "Амели" Жана-Пьера Жене Францией (60 и 44 млн. на своих территориях соответственно). И если последней пришлось ждать в течение года, чтобы очаровать население остального мира, то "Джонс" благодаря своей англоязычности начала покорение зрителя уже в апреле, в том числе и американского, где ей удастся собрать даже больше. чем на родине - 71 млн. Хотя даже это лишь малая часть финальных 281 млн. экранизации популярного английского бестселлера. Что иронично: 2001 - будет покорён именно экранизациями английской литературы, и премьера Бриджет Джонс была лишь предтечей грядущего, приближавшегося со всей необратимостью. А пока что мир, за семейным кино, триллерами и комедиями с Мелом Гибсоном изголодался по настоящему приключению, которое буквально возвращалось. И нет, речь не о Крокодиле Данди. Триквел франшизы вышел с 13-летним опозданием и был, что ожидаемо, никому не нужен: "Крокодил Данди в Лос-Анджелесе" с 39 миллионами общемировых в серии поставил точку.




Как и положено начинать летний сезон, первомайский уик-энд прокат действительно оживил. Оживил он и нечто древнее: "Мумия" вновь вернулась, заняв нишу оставленную Индианой Джонсом годы назад, которую так никто занять и не смог. А потому 98-миллионному фильму Стивена Соммерса были открыты все дороги, которыми сиквел воспользовался с лихвой, показав, что значит действительно яркий старт: фильму хватило лишь двух дней на покорение 50-миллионной планки дома, по итогам выходных остался не покорён разве что дебют другого сиквела от студии Юнивесал в лице "Парка". 68,1 миллион эпично разбивали тендем Парка-ЗВ, державшийся два года, утверждая за Вселенской студией звание короля уик-эндов, которому лишь немного не хватило, чтобы побить собственный же рекорд. Мумии при этом не нужны были похвалы прессы или звание instant classic, с таким дебютом сиквел римейка фактически обеспечивал себе 200-миллионные сборы в одной только Америке (что в итоге и случилось, предудщий фильм остался позади). При этом несколько забавно, что мир продолжал жить своей жизнью, проблемами Зелвегер и Одри Тоту, голливудское кино там, кажется, временно перестало удивлять, и "Мумия возвращается" заработала несколько меньше оригинала, хотя по общим сборам в любом случае ушла вперёд (433 миллиона) и стала одним из главных фильмов летнего сезона. А вот самым главным стал мультфильм. Это, в общем то было логично. Если не считать декабрьского провала диснеевского "Императора", у мировой публики не было анимационных событий со времён "Динозавра", т.е. почти год. ДримУоркс, после рисованной и кукольной анимации вернувшись к cgi, фактически приходила на всё готовое, но даже это не отменяет того, что Шрек стал феноменом.

Нет, чтобы отлично стартовать действительно требовалось отсутствие конкуренции. А старт в 42,4 млн. не только был лучшим в истории Дримов, но и лучшим для оригинального мультфильма (рекорд по прежнему держал сиквел Той Стори). В общем то с таким дебютом 60-миллионный бюджет уже, считай, был спасён. Но вот дальше начались настоящие чудеса: фактурный персонаж, пародия на многие известные широкой публике сказки, нацеленный и на взрослого и на юного зритель юмор, помогли Шреку охватить предельно широкую аудиторию, распространить блестящий сарафан, да так, что в последовавший уик-энд Дня Памяти фильм Эндрю Адамсона пусть и спустился на ступень ниже, уступив фильму Майкла Бэя, по сравнению с первым уик-эндом умудрился не упасть, ну т.е. вообще, заработав даже чуть больше (42,5 млн.). Более того, Шреку хватило чуть меньше двух недель, чтобы стать самым успешным фильмом студии. Это ещё более неплохо, учитывая, что на День Памяти конкуренция действительно была непревзойдённая. Ведь на какой ещё уик-энд, казалось бы, выпускать военное кино, тем более, о нападении на Пирл Харбор. Майклу Бэю после трёх успешных фильмов подряд вообще были открыты все двери в Голливуде. А потому даже в те времена, когда рекорды стоимости предпочитали не ставить, ему было позволено вновь потратить 140-миллионный бюджет, сняв самый дорогой фильм 2001-года, а также самый дорогой фильм на тему Второй Мировой войны (каковым он остаётся даже по сей день).




На самом деле возникает ощущение, что о своей неприязни к Бэю и фильму, как пресса, так и зрители вспомнят потом. Потому что иначе, как успехом, ход "Перл Харбора" в прокате назвать нельзя. Блестящий старт, заработанный, как именем Бэя, так и уверенностью в летних военных драмах (см. Рядовой Райан, Гладиатор Максимус), привёл к 59,1 млн. за трёхдневку, излишне говорить, что военное кино таких цифр не видело никогда. Показав помимо прочего ещё и лучший дебют для не-сиквела, Харбор уверенно занял 4-ю строчку в списке лучших дебютов в истории после сиквелов Парка, Мумии и Эпизода I. 4-дневный праздничный уик-энд и вовсе довёл сборы до 75 миллионов. Так июнь и начался, распределяя кинотеатры между военным фильмом Бэя и анимационным феноменом Адамсона. Тот факт, что вышедший в широкий прокат 1 июня "Мулен Руж!" База Лурмана вообще нашёл себя - удивительно, однако ленте австралийского режиссёра с участием Кидман и МакГрегора удастся стать по итогам проката самым кассовым мюзиклом со времён "Бриолина", заработав 179 миллиона общемировых, примечательно, в любом случае в 2,2 раза меньше самого успешного фильма жанра. А вот диснеевской "Атлантиде" удача будет не настолько благоволить. Начав с ограниченного проката, а затем выйдя в широкий (15 июня) 120-миллионный диснеевский мультфильм станет 3-й из 4 кассовой неудачей студии за 1,5 года. Удар был больной, особенно если учесть продолжавшиеся эксперименты компании по перетасовке классической анимации и cgi. Чисто последняя привлекала внимание намного больше. К дебюту Атлантиды Шрек приближался к 200 миллионам домашних сборов. Удивительно, но ДримУоркс побеждал.

Приток денег Диснею, правда, обеспечивал господин Джерри Брукхаймер, чьей продюсерской компанией и был на основе диснеевских сил и создан Пирл Харбор, шедший пусть и слабее "Рядового Райана", но покорявший одну планку за другим. И действительно по итогам проката фильму не хватит лишь 3 миллионов в домашнем прокате, чтобы добраться до Армагеддона. Зарубеж также добавит свой вклад: 250 миллионов сверху, между прочим, заинтересовав американской трагедией с участием Бена Аффлека куда больше зрителей, чем тот же Шрек, на первый взгляд, ставший феноменом именно домашним. Действительно, там где мультфильм с участием кассовых звёзд Мерфи, Майерса и Диаз, отказывался падать, топил (буквально) Атлантиду, в мире шёл без того же энтузиазма, хотя и диснеевскую анимацию зарубеж на этот раз не спас (всего на счету Затерянного мира было 186 млн.). Да что говорить, если в своей дебютный уик-энд мультфильм уступил "Ларе Крофт", которая с 47,7 млн. умудрилась не только показать лучший дебют для экранизации видеоигры на момент выхода: это достижение за Расхитительницей гробниц осталось до сих пор. Более того, Крофт стала первой видеоигрой 100-миллионником домашнего проката, так по сей день с 131 млн. не имея в своей нише конкурентов. На тот момент особо от тренда не отступал и мир: 274 миллионов общих были абсолютным рекордом для перехода игровой индустрии на киноэкран.




Конец июня отметился ещё одним знаковым событием. При том, знаковость его будет заметна лишь спустя многие года. Однако даже тогда "Форсаж" Роба Коэна на фоне остальных боевиков и фильмов, так или иначе превосходивших визуальные ожидания, умудрился найти своего зрителя: на старте осилив все 40 миллионов, в итоге покорив 144 только у себя на родине. Примечательно, что мир к героям на тот момент особенно не проникся: из 207 миллионов зарубеж положил на счёт экшена меньше трети. К концу июня миру вообще был намного интереснее тот же Спилберг, который на этот раз дома затерялся. Впервые потратив на кино более 100 млн., выведя на экраны проект мечты своего кумира, Стэнли Кубрика, Мастер, кажется, забуксовал. До того периодически проигрывая схватку с прокатом лишь только на уровне кино, претендующего на лавры наградного сезона, но неизменно заинтересовывая зрителя фантастикой и визуалом, Спилберг в этот раз пусть и отбил средства в общем заработав 235 млн, но второго "ИТ" из "ИИ" не сотворил: в Америке фильм не добрался даже до 100 млн. Впрочем, такой недобор в любом случае не был провалом. Куда тяжелее пришлось новаторской "Файнал Фэнтези". Кажется, если нф не могла заинтересовать зрителя в художественном кино, то от подобного от мультфильма и вовсе такого ждать было нельзя. И собственно не дождались. 137-миллионный эпик был и самым дорогим мультфильмом и самой дорогой экранизацией видеоигры в истории, попутно использовавшей активно технологию motion capture для создания как можно более реалистичных пейзажей. Но у зрителя были Шрек и Лара Крофт, "Духи внутри нас" оказались банально никому не нужны: фильм заработал 85 млн., надолго отбив желание у студий тратить на видеоигры более 100 млн.

Сложно пришлось не только оригинальному нф. Но и известным брендам. "Парк Юрского периода 3" по идее должен был помочь установить монополию Юниверсал над летом 2001, продолжавшим пока что покоряться могущественному зелёному огру от ДримУоркс, к середине июня, добив остальную анимацию, обошедшему "Историю игрушек 2" и занявшему железную вторую строчку среди анимации после "Короля Льва" в домашнем прокате (по общим сборам при этом такой привелегии не было, там с 484 млн. 4-я строчка была потолком). На счету Парка были и новые ящеры (на спинозавре строилась целая рекламная кампания) и вернувшийся после 8 лет во франшизу Алан Грант (возвращать старых героев в продолжения франшиз вообще станет в будущем фишечкой Юниверсалов). Но отстутвие Спилберга, слабая отдача от сиквела дали себя знать. В новом мире новых франшихз Парк превращался в некое подобие слэшера с динозаврами, снимать можно который сколько угодно, потерялась событийность серии, не способной в этот раз даже сценарно выдавить из темы более полутора часов хронометража. Закономерным итогом стали 50,8 миллионов на старте - результат для триквела отменный, но почти в 1,5 раза уступающий рекордному предшественнику. Помогал ранний старт: фильм вышел в среду, так, что по итогам первых выходных на счету триквела уже лежали 81 млн., но особых рекордов франшиза не ставила в любом случае, уже в следующие выходные обвалившись более, чем на 50 процентов. Помогла в этом и другая биологическая франшиза, на этот раз от Фоксов, уже отметивших возвращение Звёздных войн за пару лет до того. А 27 июня спустя 28 лет на экраны вернулась Планета обезьян.




На самом деле культовость оригинальной франшизы, особенно для американского зрителя сложно переоценить, один из столпов научной фантастики, так или иначе вдохновлявший последователей, к началу 21-го века обрёл достаточный статус, чтобы ожидания римейка (или re-imagination, как его назвал режиссёр), да ещё и от Тима Бёртона, стремившегося возродить карьеру после череды не самых успешных фильмов, взлетели до небес. Помогали  отличные трейлеры, игравшие одновременно на ностальгии, но предлагавшие зрителю нечто новое, спасибо технологиям и гриму. Итог не заставил себя ждать. 100-миллионная лента сумела преодолеть начинавшийся сай-фай кризис, показав лучший стартовый уик-энд и без того звездившего рекордами лета. 68,5 миллионов были слабее лишь второго Парка, который, кажется, вообще было нереально обойти. На тот момент. Фоксы разбили юниверсаловский тандем из Мира и Мумии, показали лучший старт для не-сиквела, а затем... полетели вниз. Планета, даром, что оказалось куда ближе к книге первоисточнику, чем любой из оригинальной пятёрки фильмов, судилась зрителем и прессой именно с точки зрения кинофраншизы, которой оказалась неверна. Кино, во многом неоцененное массовой аудиторией однако показало слишком хороший результат на старте, чтобы насолить Фоксам, так что свои 180 млн. в Штатах и столько же зарубежом Планете всё же собрать удалось. С 362 миллионами финальных сборов провалом фильм назвать не получается. Более того, с учётом инфляции открывается истина: именно фильм Бёртона является и по сей день самой посещаемой лентой серии. Но Фоксов понять было можно: к столь резким падениям тогда индустрия ещё не привыкла, и недобрать 200 млн. летом, когда Мумии и Часы пик уходили за пределы данного рубежа, было несколько неправильно. Сиквела аудитория так и не дождалась. Планета обезьян, даже будучи хитом, опять надолго ушла в спячку, к которой готовился и Парк: 368 финальных общих миллионов, даром что были отличным результатом для 93 миллионов бюджета, были очень далеки от рекордов серии.

К слову про "Час пик". Пропустив вперёд визуальные зрелища, потенциальные громкие тентполы, лето 2001-го к августу приступило к обработке зрителя комедийным кино. Из всех фильмов жанра к этому времени за лето отметиться успел разве что сиквел Доктора Дулиттла, который заработал по миру 176 млн. и был таков. Так что сиквелу от Бретта Раттнера опять таки доставалась пустующая ниша, которую охватить универсальному фильму, одновременно и комедии и боевику, да ещё и почти в безконкурентной теме бадди-муви, не составляло труда. "Час пик" оторвался действительно по полной. Комедия от Нью Лайн Синема, настоящий страховщик компании, с трепетом ожидавшей, что будет в декабре (wait for it), откинула вниз все нф-франшизы разом, завоевав выходные, выдав ещё один блестящий результат года (67,4 млн.).Очевидно, что фильмам становилось всё теснее, ранешние рекорды оказывались биты один за другим, Парк 2 вызывал только больше уважения своей непоколебимостью. 90-миллионный сиквел, как и первый фильм, буксовавший в мире, достойно принял на себя американское лето, после 4-й в истории первой трех-дневки (и лучшей для комедии), оставшись до его конца (да даже в сентябре) главным кино-завлечением. Тут стоит только удивляться наглости Юниверсалов, продолжавших гнуть свою линию, противопоставляя свой комедийный сиквел в лице "Американского пирога", поднявшего в дни премьеры 45 млн., а в итоге в мировом прокате перекрывшего результаты почти всех комедий года, за исключением всё того же Часа (287 млн. по миру, из них 145 в Америке). Час тем временем спокойно ушёл за 200 млн., рубеж, становившийся всё более обыденным для американского проката. А затем наступил сентябрь.




Сложно сказать, как именно кризисные события сентября 2001-го повлияли на кинопрокат, но факт снижения посещаемости был, ни один фильм сентября-октября за сто миллионов дома уйти не смог. Однако в такие времена эскапизм становится для зрителей отдушиной и в каком-то плане спасением, а потому неудивительно, что к концу года, а именно в период ноября-декабря приток зрителей в кинотеатры возобновляется с новой силой. В начале ноября до Америки добирается Амели, которой удастстся стать самым успешным французским фильмом на территории штатов (33 млн.), за рубежом она уже таким стала (общих 173). А вместе с ней ноябрь озаряется новым творением студии Пиксар, кажется, окончательно занявшей нишу анимационных кудесников, отданную Диснеем. 115-миллионная анимация не разменивается на полууспех, ожидая дальнейшего сарафана, с самого начала беря семейную аудиторию за живое, устанавливая новый рекорд для анимационного фильма в первые же три дня, побив рекорд собственной Той Стори. 62,6 млн. становятся ещё и лучшим стартом для семейного фильма, чья аудитория обычно не склонна к преждевременному ажиотажу. 6-й дебют в истории укрепляет дальнейший ход событий, а также универсальное признание, на этот раз и по миру, в том числе (в отличие от того же Шрека). Приключения Майка Вазовски и Салли вполне возможно стали бы главным событием праздников, в конце концов, именно им было уготовано покорить рекорды сборов студии, с 255 финальными миллионами выйдя на 3-е место самых кассовых мультфильмов в домашнем прокате и с 527 на 2-е в мире (после Льва, став к тому же самым успешным cgi-мультфильмом в истории), но всё у той же аудитории появился новый герой. В 3-й уик-энд ноября зрители впервые вступают в Школу чародейств и волшебства. Гарри Поттер сносит кинопрокат напрочь.

Всё случилось уже в первый день проката, когда 16 ноября 2001-го года "Философский камень" Криса Коламбуса показал лучший дебютный день проката в Америке: 32,3 миллиона, оставив позади ни много ни мало Звёздные войны, личную американскую святыню. Английское происхождение Поттера в этот раз нисколько не повлияло на обычно крайне сдержанную к героям Туманного Альбиона Америку, Поттериана покорила весь мир без исключения. 65,8 миллионов по итогам (и вновь рекордные для одного дня 33,5 млн. в субботу) двух дней фактически вели к закономерному, но всё равно беспримерному итогу: 90,3 миллионов долларов были абсолютно лучшим дебютом для не-сиквела, фильма жанра фэнтези, семейного кинофильма и т.д. и т.п. 90 миллионов Поттера поставили точку в 4,5-летнем доминионе Затерянного мира, Уорнеры отвоевали рекорд, пусть и не с помощью Бэтмена, так с помощью другой франшизы, обеспечивавшей безбедное будущее на годы вперёд. При этом будет несправедливостью не отметить интересный факт: до нынешнего дня ни одному фильму не удалось продержаться больше в звании лучшего дебютанта, чем "Затерянному миру: Парку Юрского периода 2". Не остался без награды и второй уик-энд, здесь уже пришлось потеснится Скрытой угрозе: с 57,5 млн. "Философский камень" по иронии не оставлял от рекордов камня на камне. Настоящих побед, впрочем, Поттер ждал в прокате международном, вот уже где сказка была принята с распростёртыми объятиями.




Гарри стартовал практически по всей планете одновременно, добравшись до всех территорий уже к февралю, удачный пример массового увлечения всей планеты, получившей новогоднюю сказку, в одной только Японии освоившую более 150 миллионов долларов, впрочем, в мире, где Поттер продавался миллонами вряд ли кто-то сомневался в успехе, о начале работ над сиквелом объявили за 3 дня до выхода Камня в прокат. Что в любом случае не отменяет поистине титанического наплыва: Поттер на годы вперёд станет кассовым эталоном франшизы, уже к концу года ворвавшись в десятку самых кассовых фильмов в истории, прорываясь к тройке, несмотря на титанического конкурента. Уорнеры под конец года вообще выбили настоящий карт-бланш, отдав семейной аудитории на растерзание Поттера, вывели на экраны 11 друзей Стивена Содерберга после 2000-го ставшего куда более привлекательным, как для аудитории, так и для продюсеров. "Друзья Оушена" стоимостью в 85 миллионов собрали каст, кажется, из самых перспективных в плане кассы звёзд, добавив в состав Джулию Робертс, получив на выходе идеальное кино "для тех, кто повзрослее", авантюрную комедию, освоившую 38 миллионов только в первые выходные, что в декабре практически железно гарантировало грандиозный успех. Важно заметить, что трио из Клуни-Питта-Деймона оказалось привлекательнее Тома Круза с очередным потенциальным хитом, римейком "Ванильного неба" (заработавшим более 200 млн., но оказавшейся далеко от топов года, типичных для Круза).

Декабрь вообще предоставлял взрослой аудитории достаточно разнообразия, чтобы конкурировать с Гарри, и помимо его прямого соперника за внимание массового зрителя. Так, за неделю до конца года свой путь, сначала с огранички начали "Игры разума" Рона Хауарда, без проблем менявшего возраст зрителя, после Гринча решившего перенести на экран биографию Джона Нэша. Там же, с малого количества экранов начал свой путь и "Чёрный Ястреб" сэра Скотта, второй раз за год выдавшего потенциальный хит, в этот раз военной направлености. Обоим будущим номинантам на Оскар предстояло ринуться в бой в январе-феврале, аккурат перед Оскаром, чтобы напомнить зрителю о лучших. Играм разума, впрочем, было хорошо и без номинаций и без премий. Ещё до объявления претендентов биографической драме Хауарда предстояло собрать более 110 млн. в Америке, история задела за живое многих и без пиара Киноакадемии, своё решал и Рассел Кроу, внезапно в 2000-м году проснувшийся звездой. К Оскару Игры уже ушли за 150 миллионов в Америке, а по итогу собрав все 170 (314 общих) пусть и уступая тем же декабрьским Друзьям Оушна, но оставляя позади "Ястреба", которому номинации как раз таки пошли в плюс: фильм сэра Скотта стал 3-м подряд фильмом режиссёра, покорившим 100-миллионную планку дома (108 млн.), правда, не впечатлившим мир (172 млн.). Но мир был впечатлён кастом Содерберга: зарубежом "Друзья" собирали лишь немногим слабее "Корпорации монстров", увеличивая и без того впечатляющую за счёт Америки кассу, где "Оушн" стал и так и остался самым кассовым фильмом режиссёра. Тут не нужны были и номинации, Уорнеры покорили зарубеж двойным ударом, Поттер шёл прямиком к 900 миллионов общемировых, из которых более 600 должна была дать международка. При этом забавно было то, что дома, в Великобритании "Поттер" так и не сумел стать самым кассовым фильмом года. Да и какие были шансы. Роулинг создала бестселлер. Толкиен покорял умы уже более 50 лет. Главным титаном декабря были не Оушн и не Игры разума. В декабре началось Путешествие.



Вообще-то нельзя не отметить тот интересный факт, что две фэнтези франшизы с широчайшим охватом аудитории начали свой путь с разницей в месяц. При этом "Властелин колец", кажется, был самым беспримерным долгостроем в истории кино, идя к киноэкрану около 40 лет. И идя с большим риском: хотя конкретно на "Братство Кольца" приходилось 93 миллиона бюджета (меньше тех же 125 миллионов Поттера), в общем на трилогию, снимаемую одновременно было потрачено 280 миллионов долларов. Мало того, что до того никто не осмеливался ставить сразу три столь масштабных фильма (с учётом пост-продакшена работа заняла более 2 лет, считать пре-продакшен даже не стоит), таких денег на одновременное производство киноиндустрия ещё не видела. Не удайся кассово или окажись неинтересна зрителю первая лента трилогии, всё производство рисковало накрыться. Но этого не случилось. 19 декабря Братство Кольца буквально покорило всех: и прессу, и критиков, и зрителя. Ленте будет суждено получить 13 номинаций на Оскар (больше на тот момент было только у "Все о Еве" и "Титаника"), беспрецедентное событие для фэнтези (да и фантастики вообще, вне зависимости от жанра). Осторожные 18,2 миллиона в дебютную среду привели к не менее осторжным, однако рекордным для декабря 47 миллионам за наступивший пред-рождественский уик-энд. И хотя картина Питера Джексона дебютировала слабее того же Поттера почти в 2 раза, 3-часовому эпику, спасибо праздникам, был уготован блестящий кинопрокатный поход к успеху, покорение 200-миллионного рубежа дома лишь на 4 дня позже Поттера (19 против 15 дней, рекорд так и оставался за Скрытой угрозой)

90 миллионов - именно столько заработало в Британии Братство Кольца (против 84 млн. у Коламбуса), практически повсеместно уступившее Поттеру, но родина Толкиена не подвела. Впрочем, даже при том факте, что по сравнению с Камнем, уступавшим по сборам разве что Титанику, Братство недобирало, нельзя игнорировать и куда большую сложность подачи 3-часового фэнтези-эпика без определённого финала от независимой студии в год, когда Поттер уже успел охватить целевую аудиторию, истощившую свои кошельки. При этом Братство в одной только Америке уступило Мальчику, который выжил лишь 4 миллиона (317 против 313 млн., 7-е и 8-е место в истории соответственно). Отрыв в мире был много больше, но и отдача от зарубежа была куда значительнее: оба фильма в легкую оставили позади международные показатели Звёздных войн, войдя в тройку самых успешных фильмов зарубежа после Титаника, даже несмотря на финальную разницу более чем в 100 миллионов. Такая разница сохранилась и по суммарным сборам, здесь правда, Поттер был действительно вне конкуренции: лишь немногим недобрав до заветного миллиарда, с 974 миллионами установив планку для только начавшегося столетия, отобрав себе серебро (и всё равно почти в 2 раза уступая Титанику). Властелину в общем забеге досталась 5-я строчка, после двух лидеров уступая и Скрытой угрозе и Парку Юрского периода. Но с 869 миллионами Братство сумело окупить все затраты на производство всей трилогии разом. А значит дальше можно было идти только вперёд, не оглядываясь на затраты, не боясь оступиться. Да, Питер Джексон только начал. Но уже побеждал. Братство только собралось. Путешествие только начиналось.

А вместе с ним... Начинался и 21-й век. Век нового кино. Век новых рекордов. Век нового кинопроката.



В следующем выпуске: 2-й Эпизод, 2-й Поттер, 20-й Бонд, 2 крепости и 2-й успех Марвел за 2 года. Время вторых.

Stay tuned.

Американский кинопрокат:
1. Harry Potter and the Sorcerer’s Stone - 317,6 mln.
2. The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring - 313,4 mln.
3. Shrek - 267,7 mln.
4. Monsters, Inc. - 255,9 mln.
5. Rush Hour 2 - 226,2 mln.
6. The Mummy Returns - 202 mln.
7. Pearl Harbor - 198,5 mln.
8. Ocean’s Eleven - 183,4 mln.
9. Jurassic Park 3 - 181,2 mln.
10. Planet of the Apes - 180 mln.

Международный кинопрокат:
1. Harry Potter and the Sorcerer’s Stone - 657,2 mln.
2. The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring - 556 mln.
3. Monsters, Inc. - 271,3 mln.
4. Ocean’s Eleven - 267,3 mln.
5. Pearl Harbor - 250,7 mln.
6. The Mummy Returns - 231 mln.
7. Shrek - 216,7 mln.
8. Bridget Jones’s Diary - 210,4 mln.
9. Jurassic Park 3 - 186,7 mln.
10. Hannibal - 186,6 mln.

Общемировой кинопрокат:
1. Harry Potter and the Sorcerer’s Stone - 974,8 mln.
2. The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring - 869,3 mln.
3. Monsters, Inc. - 527,2 mln.
4. Shrek - 484,4 mln.
5. Ocean’s Eleven - 450,7 mln.
6. Pearl Harbor - 449,2 mln.
7. The Mummy Returns - 433 mln.
8. Jurassic Park 3 - 368,8 mln.
9. Planet of the Apes - 362,2 mln.
10. Hannibal - 351,7 mln.

Стартовые уик-энды:
1. Harry Potter and the Sorcerer’s Stone - 90,3 mln.
2. Planet of the Apes - 68,5 mln.
3. The Mummy Returns - 68,1 mln.
4. Rush Hour 2 - 67,4 mln.
5. Monsters, Inc. - 62,6 mln.
6. Pearl Harbor - 59,1 mln.
7. Hannibal - 58 mln.
8. Jurassic Park 3 - 50,8 mln.
9. Lara Croft: Tomb Raider - 47,7 mln.
10. The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring - 47,2 mln.

Стоимость:
1. Pearl Harbor - 140 mln.
2. Final Fantasy: The Spirits Within - 137 mln.
3. Harry Potter and the Sorcerer’s Stone - 125 mln.
4. Atlantis: The Lost Empire - 120 mln.
5. Lara Croft: Tomb Raider - 115 mln.
6. Monsters, Inc. - 115 mln.
7. Spy Game - 115 mln.
8. Ali - 107 mln.
9. Swordfish - 102 mln.
10. A.I.: Artificial Intelligence - 100 mln.

lotr, box office, box office saga, история, pixar, спилберг, кино

Previous post Next post
Up