После грандиозного успеха "Парка Юрского периода" слово "зрелище" приобретает для зрителей и кинопроизводителей совсем другое значение. Резко начинают расти бюджеты фильмов, впервые сразу 10 кинолент могут гордиться стоимостью более чем в 50 миллионов долларов. Эксперименты с визуальными эффектами выходят на новый уровень, Джордж Лукас заявляет о готовности к производству главного долгостроя своей жизни - трилогии приквелов Звёздных войн. Барбара Брокколи становится со-продюсером в новой Бондиане, которой оказывается жизненно необходимо введение дозы дорогого голливудского кино, олицетворением которого во франшизе, чьи судебные тяжбы в конце концов улажены, становится Пирс Броснан. Сам Арнольд Шварценеггер заинтересовывается возможностью сыграть в новом фильме о Планете обезьян, пишутся предварительные сценарии фильмов о Халке и Человеке-Пауке. Технологии больше не являются сковывающим фактором. Внезапно, в кино становится возможно буквально всё.
Впрочем, первой крупной удачей 1994-го становится не "Зрелище", а 15-миллионная комедия Тома Шэдьяка "Эйс Вентура: Розыск домашних животных". Достаточно скромный февральский дебют в 12,1 млн. компенсировал достойный сарафан: Джим Керри до того знакомый в основном лишь телевизионной публике завоевал кинопосетителя мгновенно. В финале на счету фильма были 72,2 миллиона и огромный кредит доверия Керри. Куда скромнее был остальный мир, добавивший на счет Вентуры всего 35 млн., но в мире был свой собственный комедийный хит. "Четыре свадьбы и похороны" Майка Ньюэлла стали по-настоящему народным английским фильмом, европейским блокбастером, чьё существование ещё раз намекало на то, что у американского и английского рынка были свои особенности. Там, где в Америке фильм с участием Хью Гранта довольствовался полтинником за все месяцы проката, переходящего из ограниченного в широкий и обратно, в Европе смог заработать 193 млн., доведя общую сумму до 245 млн., превратив киноленту в самый успешный английский фильм своего времени.
Обе комедии пользовались ещё и почти полным отсуствием конкуренции со стороны "большого" кино вплоть до мая, расширявшего границы своих кассовых владений с последнего уик-энда: теперь уже не Днём Памяти единым. В середину мая своих поклонников нашёл кинокомикс "Ворон" Алекса Пройаса, собравший 144 млн. по миру при относительно скромном 23-миллионном бюджете, окупившись за счёт одной только Америки, где взял свои 50. Куда сложнее пришлось фильму Ричарда Доннера: "Маверик", вышедший за неделю до Дня Памяти по схожей с третьим "Оружием" стратегии, чуть было не пошёл ко дну: 17 млн. в стартовую трёх-дневку - рисковый результат для самого дорого вестерна в истории с бюджетом в 75 млн. После Танцев с волками и Непрощённого видимо студии решили, что вестерн вернул зрительскую любовь и можно не экономить, оттого и по затратам Маверик уступал только вторым Терминатору и Бэтмену, да Последнего киногерою. К счастью для студии Уорнеров дуэт Гибсона-Доннера (в небольшой роли засветился и Дэнни Гловер) был для зрителя своим личным знаком качества, что только подкрепляла недавняя лауретка премии Оскар, Джоди Фостер. Свои 183 млн. Маверик действительно собрал, попутно став 3-м домашним вестерном 100-миллионником, но пройдясь по краю окупаемости, что станет привычным для дорогих вестерном и в будущем.
Для Маверика важно было уже то, что в собственно уик-энд Дня Памяти он уступил только одной премьере: Флинтстоунам, киноверсии популярного мультсериала. Сам факт оживления знакомых многим зрителям с детства персонажей, а так же успех всего доисторического на волне понятного какого фильма привели к ожидаемомым результатам: лента Брайана Леванта в свой старт бесстыдно заграбастала 29,7 млн., показав 8-й лучший старт в истории и лучший для всё того же Мемориал Дэй. Важная психологическая победа для очередного дино-блокбастера студии Юниверсал, на этот раз комедийной направленности, над триквелом "Полицейского из Беверли-Хиллз", вернувшего Эдди Мёрфи в образ Акселя Фоули словно бы после 7 лет спячки, когда карьера бывший супер-звезды уже не поддавалась реанимации с помощью старых приёмов. Нужно было искать новые пути к успеху (триквел заработал 119 млн. по миру, в 2,5 раза уступив сиквелу от Тони Скотта).
Боевики в мире, где технологии позволяли оживлять динозавров, вообще могли привлечь зрителя только при наличии какой-никакой оригинальности. Так "Скорость" дебютанта Яна де Бонта, выйдя 10 июня, могла похвастаться скромными 14,5 миллионами в первые выходные, но оригинальный синопсис, обаятельный дуэт главных героев превратили Скорость в главный долгоиграющий летний хит. Примечательно, что при значитальной разнице в стартах Флинтстоуны и Скорость лишь немногим отстали друг от друга. Как в Америке, так и по общим сборам: доисторическая комедия выиграла забег дома со 130,5 миллионов против 121 у Скорости, в то время, как в международной гонке вперёд вырвался автобус, не снижающий скорость ниже 50 миль в час, попутно обставив и по общим результатам (350 против 341 миллионов). Впрочем, не будь тема динозаров настолько популярной в то время, есть мнение, что Флинтстоунам бы светил бы куда меньший куш. Учитывая к тому же разгромную критику и выход на большие экраны в середине июня грандиозного конкурента по части семейного кино.
Империя студии Дисней разрасталась. Грандиозное восхождение, начавшееся Русалочкой и позволившее уже Аладдину оставлять позади всё живое по итогам 1992-го, шло к своей логичной кульминации. "Королю Льву" Роджера Аллерса и Роба Минкоффа, не досталось становившейся традицонной ноябрьской даты премьеры. Вместо этого анимационному эпику было уготовано править летом. И "править" - именно то слово, которое подходит Королю, уже в дебютный ограниченный уик-энд сокрушевшему рекорд, оставшийся непобитым до наших дней. Выйдя всего в двух кинотеатрах "Лев" заработал 1,6 млн. с фантастическими 793 тысячями долларов с кинозала, в 8 раз перекрыв рекорд "Аладдина" (!!!). Чтобы этого добиться конечно пришлось увеличить стоимость премьерного показа, превратившегося в некое подобие шоу на Бродвее, но не будь за Диснеем такого кредита доверия - такую сумму Лев бы не увидел в любом случае. Сумму, ставшую рекордной на ближайшие, как минимум, 22,5 года. Да и откровенно говоря, конкурентов пока не предвидится. Старт же летом 1994-го уже подсказывал, что 45-миллионный мультфильм (помимо прочего самую дорогую анимацию на тот момент в истории) ждало великое будущее. Выход в широкий прокат расставил все точки: 40,8 миллионов в уик-энд 24-26 июня не просто были лучшим стартом для анимации, фильм показал 3-й дебют в истории кино вообще.
Король Лев привлёк не только семейную аудиторию, он отобрал зрителя у всех остальных кинолент, сначала лишив шансов на окупаемость 70-миллионного "Волка" Майка Николса (фильм с Николсоном и Пфайффер по итогам мирового проката не уйдёт дальше 130 млн.), и растоптав "Уайэтта Эрпа" - 63-миллионный вестерн с участием Кевина Костнера, поставивший своеобразную точку в ряде беспрекословного успеха, собрал в первый уик-энд всего 7 млн., и 25 млн. финальных сборов уже были ожидаемы. Финальной жертвой летней давки стал "Тень" Рассела Малкэхи, вышедший в уик-энд Дня Независимости, 40-миллионный комикс-нуар, ещё одна попытка сыграть на популярности "Бэтмена" и ещё один шанс для личной франшизы Алека Болдуина. Надежды не оправдались. 48 миллионов общемировых - кажется, одного "Ворона" в качестве мрачного кинокомикса 1994-му вполне хватало. Речь о давке не случайна. 1994-й, кажется, готов был вытянуть из зрителя все соки, а Король, к этому моменту в рекордные для анимации сроки преодолевший 100-миллионный рубеж, сам был готов встретиться с конкуренцией.
Вообще-то "Форрест Гамп" по-началу не бил рекордов. 24,5 миллиона в дебютный уик-энд - сумма приличная и лучшая в карьере Тома Хэнкса, но не лучшая в карьере того же Земекиса. 55-миллионный эпик, охватывавший историю американского 20-го столетия глазами заглавного героя, вообще из тех фильмов, что принимаются зрителем постепенно. И за полноценную победу можно считать не первый, а второй уик-энд, когда "Гамп" упал всего на 3 процента, и это при старте нового совместного блокбастера Кэмерона и Шварценеггера. "Правдивая ложь", конечно, выглядела изначально куда привлекательнее фильма Земекиса. Возвращение дуэта подарившего зрителю второго Терминатора, шпионский жанр, залихвастский и дорогой экшен - всё это способствовало и соответственному продвижению. Шутка ли, студия Фоксов, решив, что если кому и можно доверить 100-миллионный бюджет, то вот этим ребятам, позволила Кэмерону, решившему римейкировать французскую шпионскую комедию, не сдерживать себя в затрататах. Результат был немного предсказуем: впервые не знавший границ Кэмерон не просто второй раз в своей жизни потратил на кино более 100 миллионов долларов (да и второй раз в жизни кино в принципе), а стал первым человеком, обновивший рекорд стоимости.... который до того держал его собственный фильм.
Со 115-ю миллионами долларов "Правдивая ложь" становилась самым дорогим фильмом в истории, самым дорогим фильмом с рейтингом R и самым дорогим оригинальным фильмом. И надо сказать, что с такими мощностями заработать в дебют 25,9 миллионов были делом крайне опасным. В конце концов и Кэму бы желательно было окупаться. А уже про Арни, уже оступившегося с "Киногероем" тем более. К счастью, лето 1994-го, кажется, было резиновым. Шпионский боевик показал вполне себе боевую стойкость, правда, уже в следующий уик-энд пропустив вперёд "Гампа". Зритель прочувствовал. Иначе назвать нельзя. Фильм Земекиса, фактически представлявший собой сатиру на идею американской мечты, оказался воспринят мувигоером, как ультимативный feel-good movie. При этом представлявший собой тоже своего рода визуальное чудо - главного героя с помощью визуальных эффектов провели пусть и не через мезозой, но через основные события американской истории последних лет - Гамп оказался и ближе, как развлечение, чем та же Ложь.
Дальнейший прокат напоминал схватку двух титанов - Короля и Форреста, то набиравших, то сдававших обороты. К концу июля, анимационный шедевр сумел сделать то, что до того проделал Аладдин - обновил рекорд сборов мультфильма, как в американском, так и в мировом кинопрокате. В последнем, надо сказать, "Лев" был однозначным выбором номер один, при том, что и Гамп, если и отставал, то по прозаической причине: история всё таки была американской. Удивительно, что при двух титанах (Гамп к этому времени собрал уже 140 миллионов только у себя дома и из принципа отказывался идти ко дну, собирая по 18-20 млн. за уик-энд), другие фильмы вообще собирали. И собирали неплохо. Стоит только сказать, что Правдивая ложь превратилась в настоящую отдушину скучавшего по Бондиане мира. Фильм неплохо шёл и в Америке: Кэму вновь сопутствовал прекрасный сарафан, но мир был непререкаем: там фильму со Шварценеггером были отданы 200 с лишним миллионов долларов, фильм не просто стал очередным кассовым успехом Кэмерона, перевалив за 300 миллионов общих, но и самым успешным шпионским фильмом на момент выхода.
Очередным ударом по иссиякающему зрительскому достатку стала "Маска" Чака Расселла. 23-миллионный кинокомикс воспользовался сарафаном, подаренным "Эйсом Вентурой", играючи собрав на старте всё те же 23 миллиона бюджета, но в этот раз позволив разгуляться Керри по миру, где Вентура был почти не замечен. В международном прокате Маска, первая экранизация комикса от Dark Horse, вообще стала первым кинокомиксом со времён Супермена (!), сумевшим собрать больше, чем дома. Кажется, многочисленные поиски привели к неизбежному: мир нашёл свой комикс. Маска лишь немногим уступала Правдивой лжи, по итогам проката став третьим общемировым комиксом 300-миллионником. И если в Америке - преодеоление 100 миллионов долларов уже было победой, то по мировому забегу фильм уступил лишь оригинальному "Бэтмену". А конкретно по международному прокату с 231 млн. и вовсе остался без конкуренции в своей нише, попутно окончательно пробив Керри дорогу в звёзды первой величины.
Кажется, в этом сонме хитов и блокбастеров не удел оставался новый фильм о Джеке Райане - 62-миллионная "Прямая и явная угроза" стартовала в первый августовский уик-энд с 20 миллионами, хотя и лучше предыдущих двух фильмов. Но и фильму Филиппа Нойса нашлось место на перенаселённом рынке. В 1994-м, когда Форд доказал свою зрительскую привлекательность прошлогодним Беглецом, Угрозе, помимо прочего выведшей на экраны ещё одного героя бестселлеров Клэнси - Джона Кларка в исполнении Уиллема Дефо, удалось привести Райана к зениту его славы. Политический триллер вновь сумел добиться 100-миллионных сборов в Америке, вернув то, что агент цру утратил в Играх патриотов. Надо заметить, что несколько сдал прокат зарубежный: но там, в присутствии Правдивой лжи, герой Тома Клэнси снова был не настолько интересен. Впрочем, домашний прокат сыграл в компенсацию: 215 миллионов общих долларов, из которых 122 было заработано дома, стали высшей точкой славы франшизы, отживавшей последние дни успеха перед возвращением Бондианы.
Помимо прочего Угроза была очередным 100-миллионником, кажется, самого успешного актёра современности. Конкуренцию в этом звании ему для нового поколения пытался составить сам Том Круз. После 3 месяцев, когда за прокат продолжали схватку Симба и Хэнкс, а единственным хоть сколько-то значимым успехом были Звёздные врата - первый голливудский прорыв Роланда Эммериха (196 млн. при 55-миллионном бюджете), потрясающую победу одержало "Интервью с вампиром", экранизация бестселлера с участием Круза и только восходившего к славе Питта. Ещё Дракула показал интерес публики к теме, чем и воспользовалось Интервью, показав 5-й старт в истории (36,4 млн.), почти в 2 раза обойдя ближайшего конкурента (Санта Клаус с 19 миллионами). Вот только стойкостью Интервью похвастаться не смогло: полетев кубарем в следующие выходные, заработав 105 миллионов по итогам домашнего проката. Забавно, но в итоговом топе Интервью обошёл даже независимый кинофильм, главная сенсация года, вышедший в октябре и мало помало набиравший обороты в плане зрительского внимания: "Криминальное чтиво" Квентина Тарантино, после 9,3 миллионов в дебютный уик-энд ушло за сотню, выдав режиссёру-сценаристу кредит доверия, кажется, на всю его дальнейшую фильмографию вместе взятую. А вот по общим сборам победа была за вампирами: мир был к Тарантино ещё не готов, а вот к Крузу всегда пожалуйста (223 vs 213 млн)
К своему финалу 1994-й всё таки начал иссякать. Оно и должно было когда-то случиться: в эти времена в топ-10 американского проката уже ворвались оба главных титана года, каждый из которых приближался к 300-миллионному рубежу (который Земекису было суждено преодолеть раньше), стоит ли говорить, про мир, где Короля чествовали слабее только Парка Юрского периода, да и сам Форрест Гамп продолжал покорять сердца зрителей. До конца ноября своё слово сказать разве что 7-й "Звёздный путь", объединивший на экране поколения двух сериалов, а потому сумевший показать 23 млн. на старте - лучший результат в истории франшизы, но особо успех не развивший - слабая критика была не в помощь. Впрочем, 74 миллиона окупали 35-миллионый бюджет уже только дома, а неожиданная прибавка в зарубежном прокате, по сравнению с остальными фильмами (за рубежом героев Следующего поколения знали явно лучше, чем оригинального), помогли со 118 миллионами войти Поколениям в тройку кассовых лидеров серии, показав, что у франшизы ещё есть будущее.
В декабре, спасибо праздникам своё наверстал Санта Клаус, при том, что стартовал слабее Интервью, заработав, как минимум дома (144 миллиона) больше своего конкурента, оказавшись единственным рождественским фильмом. Подтвердил свой звёздный статус Керри третьим успехом подряд: "Тупым и ещё тупее" братьев Фаррелли. Комедии удалось выжать из популярности актёра максимум: дома фильм и вовсе обошёл по сборам Маску. По миру такого народного успеха не достиг, но 240 млн. финальных сборов в любом случае были ещё одним подтверждением комедийного феномена, имя которому Джим Керри.
Главным событием декабря, а точнее рубежа двух годов стал впрочем рекорд другого кинорекордсмена: Король Лев стал первым мультфильмом и 5-м фильмом в истории, которому покорился 300-миллионный рубеж американского кинопроката. Беспримерное событие превратило Короля в самый успешный мультфильм на долгие года, а среди рисованной анимации конкурентов и вовсе так и не нашлось. И даже несмотря на то, что лента уступила дома Гампу - последнему помогли номинации и в дальнейшем премии Оскар, в том числе главная, окончательно стать главным народным фильмом последнего десятилетия - по миру Симба если кому и уступал, так вымершим ящерам прошлого года. Победитель разделился: в Америке фильм Роберта Земекиса, войдя в тройку самых успешных фильмов в истории (после ИТ и Парка), стал помимо прочего и самым успешным лауреатом премии Оскар. Этот же титул фильм завовевал и по миру, но заняв 4-ю строчку, после тех же Парка на 1-м, ИТ на 3-м.... и Короля с финальными 763 миллионами (хотя, как показали перевыпуски, далеко не финальными) на 2-м. В 1994-м Лев возвёл студию Дисней до кассовых небес. Ренессанс анимаци состоялся. Корону Король обрёл.
В следующем выпуске: Бонд возвращается, Крепкий орешек навсегда, Бэтмен и Робин, Пиксар: Начало, Покахонтас: Возрождение Легенды
Stay tuned
Американский кинопрокат:
1. Forrest Gump - 329,7 mln.
2. The Lion King - 312,9 mln.
3. True Lies - 146,3 mln.
4. The Santa Clause - 144,8 mln.
5. The Flintstones - 130,5 mln.
6. Dumb and Dumber - 127,2 mln.
7. Clear and Present Danger - 122,2 mln.
8. Speed - 121,1 mln.
9. The Mask - 119,9 mln.
10. Pulp Fiction - 107,9 mln.
Мировой кинопрокат:
1. The Lion King - 763,5 mln.
2. Forrest Gump - 677,3 mln.
3. True Lies - 378,9 mln.
4. The Mask - 351,6 mln.
5. Speed - 350,4 mln.
6. The Flintstones - 341,6 mln.
7. Dumb and Dumber - 247,3 mln.
8. Four Weddings and a Funeral - 245,7 mln.
9. Interview with the Vampire: The Vampire Chronicles - 223,7 mln.
10. Clear and Present Danger - 215,9 mln.
Стартовые уик-энды:
1. The Lion King - 40,9 mln.
2. Interview with the Vampire: The Vampire Chronicles - 36,4 mln.
3. The Flintstones - 29,7 mln.
4. True Lies - 25,4 mln.
5. Forrest Gump - 24,5 mln.
6. The Mask - 23,1 mln.
7. Star Trek Generations - 23,1 mln.
8. Clear and Present Danger - 20,3 mln.
9. The Santa Clause - 19,3 mln.
10. Wolf - 17,9 mln.
Стоимость:
1. True Lies - 115 mln.
2. Maverick - 75 mln.
3. Wolf - 70 mln.
4. Wyatt Earp - 63 mln.
5. Clear and Present Danger - 62 mln.
6. Love Affair - 60 mln.
7. Interview with the Vampire: The Vampire Chronicles - 60 mln.
8. Junior - 60 mln.
9. Forrest Gump - 55 mln.
10. Stargate - 55 mln.