В 1993-м бокс офис продолжает своё восхождение после двух неожиданно просевших лет. И это при том, что год ознаменован крупными отказами: Тимоти Далтон после 4 лет простоя отказывается от роли Бонда, Тим Бёртон под давлением студии уходит с поста постановщика Бэтменианы, а вместе с ним от своих обязанностей отказываются Китон и Элфмен. Не ладится и с продолжением Супермена: к 5-му фильма Уорнеры не знают, куда вести франшизу, и ставят знак непригодности на новых версиях сценария, да и попытки Фоксов снять 6-й фильм по Планете обезьян и вовсе не сдвигаются с мёртвой точки. Но это лишь ширма для событий второго плана: Джеймса Кэмерона заинтересовывает проект о Человеке-Пауке и римейк французского шпионского фильма, Парамаунт запускают на телевидение 4-й сериал во вселенной Стар Трека: Deep Space Nine, а студия Pixar, до того известная по своим прорывным короткометражкам начинают работу над первым своим полным метром, которому предстоит стать Историей игрушек. Новым франшизам лишь только предстоит заявить о себе в мире, где сиквелам, как и за двадцать лет до того отводится лишь второстепенное место: 1993-й один из немногих лет в современной истории кинопроката, когда в десятках, как американских, так и мировых, находится место только оригинальном кинопроектам. В этом дивном новом мире, где средние сборы фильмов растут с каждым годом, происходит возвращение к монополиям прошлого десятилетия: Стивен Спилберг вновь вернулся, чтобы творить чудеса, на этот раз оживляя титанов далёкого прошлого.
Начало 1993-го казалось затишьем перед бурей. Шутка ли, первый полноценный успех года, "День сурка", даже оставаясь фактически без конкуренции на протяжении февраля-марта, по итогам проката поднялся лишь до 70 млн. Ко дну шли "Черепашки мутанты ниндзя" к своему триквелу растерявшие аудиторию, показав, что успех кинокомикса уж слишком кратковременное явление: при бюджете в 21 млн. - 42 млн. были конечно не провальными, но и особой удачей их тоже назвать было сложно. Хоть как-то оживляло прокат разве что апрельское "Непристойное предложение". Лента Эдриана Лайна, пусть была не триллером, да и не то, чтобы эротической, на волне успеха весеннего "взрослого" кино, да ещё и от режиссёра "Рокового влечения", привлекла публику на все 18,4 млн. за уик-энд, достойное начало, при том, что критики восторгов по поводу кинокартины не питали, но стать первым 100-миллионником года фильму с Редфордом, Деми Мур (после Приведения ещё не растерявшей кассовой привлекательности) и Харрельсоном это не помешало. Наличие звезд только помогло в зарубежном прокате, где Редфорд был звездой уже долгие годы.
Фактически, "Предложение" геройствовало и в самом мае: кажется, уик-энд Дня Памяти растерял времена былых кассовых подвигов. Впрочем, не помогал и выбор фильмов: хотя сложно сказать, кто кому помог больше - Сталлоне уик-энду, или уик-энд Сталлоне: однако в карьере последнего наступила краткая передышка. Дорогой 70-миллионный "Скалолаз" Ренни Харлина (после сиквела Орешка ему было можно) пусть и стартовал без искры (16,2 млн. за трёх-дневку), стал первым большим хитом актёра со времён 4-го Рокки, при чём речь даже не об Америке (где до 100 млн. боевик так и не добрался), а о мире: там Слая приняли с распростёртыми объятиями, положив в копилку фильма в 2 раза больше домашнего зрителя, доведя сборы Скалолаза до 255 общемировых. В новом мире фильму было уже не обязательно окупаться за счёт одной только Америки. Мир помогал дорогим кинолентам всё чаще. "Супер братьям Марио", несмотря на это, не помог никто. 48-миллионная первая крупная экранизация видеоигры своим "успехом" как бы намекала на всё будущее данных авантюр: 20 млн. ознаменовали собой крупный провал. Иронично, учитывая, что в сюжете картины свою роль играли динозавры. А именно этим левиафанам была суждена блестящая победа в американском прокате 1993-го года.
Динозавры всегда были испытанием для кинематографа. Затерянный мир, Кинг Конг - каждый раз появление вымерших, но всё же реальных животных на большом экране служило как бы мерой того, на что с технической точки зрения способен серебрянный экран. Экранизация бестселлера Майкла Крайтона должна была стать той самой мерой, точкой невозвращения, после которой стало бы ясно, на что способны компьютерные технологии, так активно продвигавшиеся сначала Земекисом, а затем Кэмероном, и способны ли они действительно убедить зрителя в существовании того, чего быть не может. Забавно, что "Парк Юрского периода" не был сверх-дорогим, 63 миллиона - лента была дешевле того же спилберговского "Крюка". Впрочем, студия Юниверсал не скупилась на рекламу: игрушки, динозавры - урок, полученный от "Бэтмена" был усвоен хорошо: символ Парка был на каждом рюкзаке, не говоря уж про афиши. Громкая премьера, посещённая самой принцессой Дианой, событие, которое освещалось в новостях: о Парке говорили все и каждый, кажется, что весь 1993-й был возведён до одного события - премьеры чуда от Спилберга и, частично, Лукаса (снявшего некоторые сцены). Скорее удивительно, что фильм не порвал рекорд первого дня проката: вслед за 3 млн. превью в четверг, в полноценный выход пятницы, 11 июня, "Парк" заработал 15,1 млн.... чтобы в субботу с прибавкой в 16% собрать 17,6 млн., побив достижения суток "Вернувшегося Бэтмена", а по итогам уик-энда положив финал 4-летнему царству Летучей мыши. С 47 миллионами долларов "Парк Юрского периода" показал лучший стартовый уик-энд в истории кино, лучший уик-энд для оригинального фильма, для научной фантастики, для Спилберга, и так далее.
Авантюра не просто удалась: фильму понадобилось лишь 9 дней, чтобы преодеолеть 100-миллионный рубеж в Америке, обставив самого Бэтмена, упав во второй уик-энд лишь на 18%, чтобы заработать 38 млн., абсолютный рекорд вторых выходных. Когда на счету "Парк Юрского периода" по итогам 10 дней лежали несравненные 120 млн. в одном только домашнем прокате, стало ясно: динозавры вернулись. Земля содрогнулась. А вместе с ней и весь мир кино. Попал под раздачу "Последний киногерой" Джона МакТирнана, вышедший аккурат во второй уик-энд Парка, сверх-дорогой, 85-миллионный (дороже только Терминатор 2) боевик со Шварценеггером. Фильм собрал лишь 15 млн. за выходные, заработав 50 млн. дома и общих 137 - Арни не спас даже мир, отдавший выигрыш в этом году Сталлоне, а в июне словно бы не способный оценить ничего кроме возвращения во времена мезозоя. Главные чудеса Юрский период творил в международном прокате, где прорыв готовился последние несколько лет: когда тройка лидеров попеременно захватывалась то Шварценеггером, то Костнером. Но триумф Спилберга затмил, кажется, всё. И не нужны были ни громкие звёзды, ни имя франчайза: так же как за 11 лет до того Мастер покорил мир столкновением с неизведанным в лице ИТ, так и теперь динозавры затмевали собой все имена и бренды. За рубежом конкурентов у фильма толком не было вплоть до конца года, шквал зрителей обеспечил фильму то, что не мог никто на протяжении 11 лет: "Парк Юрского периода" не просто стал 3-м 300-миллионниом международки, фильм обошёл "Инопланетянина", став самым кассовым событием в истории зарубежного кинопроката.
Побил ли Парк рекорд третьего уик-энда, думаю, вопрос риторический: с 27 млн. за следующую трех-дневку Парк вполне мог оккупировать топ-10 лучших с тремя разными позициями, добравшись до заветных 200 миллионов дома в рекордные 23 дня. Конечно, выжить в таких условиям дорогому кино шансов не было: отбивался кинопрокат на всё том же старом добром контрпрограммировании, за которое отвечали в этот раз 2 Тома. Хэнкс всё так же продолжал завоёвывать публику, в этот раз в комедии Норы Эфрон, "Неспящие в Сиэтле" с 17,3 млн. на старте отказывавшейся падать всё лето напрямик. Простая история любви, кажется, покорила в первую очередь обаянием пары Хэнкс-Райан, которая, правда, за три года до того, не смогла заинтересовать публику фильмом "Джо против Вулкана", но и стар пауэр у того же Хэнкса тогда ещё была не настолько сильна. Стать самым успешным фильмом в карьере обоих на тот момент было суждено именно "Неспящим", несмотря на то, что помимо динозавров, публике было куда идти.
Уик-энд Дня Независимости в этот раз выиграл вернувший свою кассовую привлекательность Том Круз, правда, второй фильм подряд снимавшийся напротив легенды кино (по иронии, оба в своё время были злодеями в прорывных кинокомиксах), сначала Николсон, теперь Хэкмен. Помогло и наличие бестселлера в первооснове (пусть и не Крайтона). 25,4 миллиона были удачным началом для 42-миллионной Фирмы, которое та смогла успешно развить. По сути говоря, Фирма показала второй лучший уик-энд года после понятно кого, и важно отметить, что собрала почти в два раза меньше рекордсмена. Забавно, что как бы не развивался мировой прокат, что Непящие, что Фирма показали там куда меньший успех, чем дома. И действительно, там, где царствовал Парк Юрского периода, по общим показателям ставший 6-м полумиллиардником в истории и на всех парах несшийся к 600 миллионам, зрителю было не до того. Это конечно не отменяет того факта, что Фирма стала одним из самых успешных фильмов в карьере Круза, что в Америке (158 млн.), что по миру (270) уступая только Топ Гану и Рэйн Мену.
Вслед за Фирмой о себе напомнил Клинт Иствуд, чей Непрощённый как раз преодолел 100-миллионную отметку. Успех, сопутствовавший актёру на Оскаре, помог ему буквально "На линии огня", первом крупном голливудском успехе Вольфганга Петерсона. 40-миллионный политический триллер, стартовав на равне с "Последним киногероем" оказался тем не менее таким же долгоиграющим проектом, как и вестерн-оскароносец, осилив под конец проката свою сотню миллионов, опять же пройдя куда слабее в мире. Впрочем, было удивительно не то, что другим странам был интересен по существу только "Парк", а то, что в Америке остальным фильмам удавалось хоть что-то собирать, добавляя в общий сбор успешного киногода, пока Мезозойские ящеры стремительно неслись к 300 миллионам домашних долларов, за каких-то 6 недель преодолев 250-миллионную планку. И это только дома, общие сборы уже были на пороге к 700 млн. На этом фоне скромным, но важным достижением является очередной перевыпуск "Белоснежки и семи гномов", добавившей в июле 1993-го к своей и без того грандиозной кассе сумму в 42 млн, и доведя финальный результат до 184 млн. домашних. Уже не рекорд, тут был царём Аладдин, но тот факт, что мультфильм продолжать привлекать зрителя спустя 56 (!) лет после своего релиза - уникален.
Хоть как-то отвлечь внимание от фильма Спилберга смог разве что "Беглец" Эндрю Дэвиса. Киноверсия знаменитого телесериала с участием самого Форда, продолжавшего с периодичностью завоёвывать кассовые высоты, заработал в первую трех-дневку августа 23,8 млн. "Беглец" наконец выравнял несоответствие между домом и заграницей, показав схожие результаты по обе стороны североамериканских границ, что было крайне важно, ведь указывало на продолжавшееся признание Форда зрителем, которое была куда более постоянным и основательным, нежели у того же Сталлоне. Вслед за успехом "Скалолаза" последовал посредственный выход в октябре "Разрушителя", где Слаю помогали собирать публику только ещё будущие звёзды Сандра Буллок и Уэсли Снайпс. Не особо помогло: 58 млн. не могли компенсировать 57-миллионный бюджет. Впрочем, фантастические проекты после Парка Юрского периода как-то на время утратили свою актуальность. Беглец, будучи триллером, был более очевидным выбором для зрителя, который к концу проката подарил фильму 368 миллионов общемировых - лучший результат в карьере Форда за пределами Инди и ЗВ. Достижение, которое также рисковало остаться незамеченным. Уже к началу осени 1993-го "Парк Юрского периода" обойдя Инопланетянина по общемировому показателю, стал самым кассовым фильмом в истории мирового кинематографа.
Спустя 65 миллионов лет динозавры вновь покорили нашу планету.
Препраздничный сезон, начинающийся традиционно в ноябре в этот раз, остался без анимационного мюзикла Дисней. Самая успешная анимация года вообще заявила в этом году свои права на Хэллоуин: "Кошмар перед Рождеством" Генри Селлика, спродюсированный Тимом Бёртоном, заработал 50 миллионов в Америке, сумму, крайне достойную для кукольной анимации. Единственный мультфильм Рождества: "Бэтмен: Маска Фантазма", даром, что был назван многими кинокритиками лучшим фильмом о персонаже, собрал лишь 5 миллионов, деньги, которые фильмы Бёртона собирали за считанные часы в день премьеры. Так что праздники пришлось спасать художественному кино. И единственной, кто хоть как-то попытался противостоять дино-монополии года стала "Миссис Даутфайр", логичный выбор для мувигоера: фильм от режиссёра сверх-успешного "Одного дома" с участием, кажется, главной семейной звезды своего времени, Робина Уильямса. И хотя 20,5 млн. на старте 24-26 ноября были далеки от того же "Одного дома 2", отсутствие семейной альтернативы превратило "Даутфайр" в главный семейный фильм Рождества и Нового Года, к началу 1994-го уже ушедший за сотню миллионов.
В сравнении с этим особенно хило выглядит другая премьера 24 ноября - "Идеальный мир" Клинта Иствуда, кажется, растратившего запас доверия от Непрощённого на "Линию огня". "Мир", даром, что с участием Кевина Костнера оказывается интересен зрителю только в международке, где Костнер доставляет в копилку свои 104 млн., но 31 млн. домашних - слишком далеки от прошлогоднего успеха режиссёра. Ещё посредственных кассовых результатов добавляет внезапный тренд, в ходе которого во франшизы превращается всё, что угодно, лишь бы ему недавно способствовал успех. Итог закономерен: "Действуй, сестра 2" (57 млн. в домашнем прокате), "Ценности семейки Адамс" и "Мир Уэйна 2" (оба по 48 млн. дома) на порядок уступают своим прародителям. Лишь только "Бетховен 2" со 118 миллионами общемировых оказывается способен к борьбе за существование, но даже при этом, дальнейшим фильмам серии уготован выход прямиком на носителях. Семейную аудиторию действительно интересует в первую очередь фильм Коламбуса, за рубежом принятый даже лучше обоих похождений Кевина МакКалистера. Взрослой аудитории предоставляется же сразу несколько небанальных проектов, первый из которых уже 15 декабря начинает свой путь в ограниченном прокате, оставаясь там вплоть до февраля 1994-го.
Ну а пока двойной успех сопутствует Дэнзелу Вашингтону, снявшемуся вместе с двумя кассовыми звёздами в двух нетипичных рождественских фильмах. Первый, "Дело о пеликанах", по роману Джона Гришема, чья Фирма уже отгремела за полгода до того, становится по итогу 4-м домашним 100-миллионником в карьере Джулии Робертс за 3 с лишним года. Судьба "Филадельфии" сложнее, впрочем, как и сам фильм. Драма от режиссера "Молчания ягнят" с участием Тома Хэнкса, кажется, первое кино, столь во всеуслышание осмелившееся говорить на сложную тему, которая принесёт Хэнксу его первый Оскар. От того, и выход в широкий прокат в будущем январе не будет рекордным, но принесёт 77 млн. в Америке и 200 с лишним общемировых, доказав, что Том Хэнкс способен приносить доход там, где не смог бы кто-то другой. Впрочем, постепенное расширение кинопрокатной сетки, в первую очередь привлечёт на себя внимание другое кино на другую непростую тему. Тему историческую и крайне смелую для массового кинопроизводства. Стивен Спилберг готов был вновь содрогнуть кинообщественность.
Здесь важно отметить, что прокат "Списка Шиндлера" был крайне аккуратным, 3,5-часовая драма о концлагерях - не самое привлекательное кино для массового зрителя. Но тот успех и любовь, какую он заслужил за свой стратегически верный подход к расширению, гарантировали фильму с участием Лиама Нисона и только год назад дебютировавшего Райфа Файнса универсальное признание, апофеозом которого стали 7 премий Оскар на церемонии 1994-го. Да, "Список" стал этаким комбо-брэйкером, первый лауреатом за лучший фильм года с 1987-го, не заработавшим в домашних кинотеатрах более 100 миллионов долларов. Но мир исправил недоразумение. Кажется, что зарубеж ещё не перестало потрясывать после того, как Спилберг нивеллировал последствия метеоритного дождя в конце мелового периода: вне зависимости от сложности выбранной темы кино Мастера встречалось по всему миру благодарным зрителем. За рубежом "Шиндлер" стал самым кассовым фильмом года после "Парка", с 225 млн. обойдя даже "Миссис Даутфайр". По общим конечно фильм Коламбуса выиграл, но это не помешало "Списку" стать на момент своего выхода самым успешным кинополотном о Второй Мировой Войне в истории.
Триумф Спилберга закрепил финальный рывок "Парка". 2-й фильм, собравший дома более 350 миллионов (и второй же спилберговский) и 1-й в истории 900-миллионник. Стивен Спилберг действительно покорил мир.
Динозавры вновь правили Землёй.
В следующем выпуске: Пока Форрест бежит, а Шварценеггер правдиво лжёт, Пока Джим Керри примеряет маску, а два поколения сталкиваются на последнем рубеже, наступает эпоха Короля. Да благословится она.
Stay tuned
Американский кинопрокат:
1. Jurassic Park - 357,1 mln.
2. Mrs. Doubtfire - 219,2 mln.
3. The Fugitive - 183,9 mln.
4. The Firm - 158,3 mln.
5. Sleepless in Seattle - 126,7 mln.
6. Indecent Proposal - 106,6 mln.
7. In the Line of Fire - 102,3 mln.
8. The Pelican Brief - 100,8 mln.
9. Schindler’s List - 96,1 mln.
10. Cliffhanger - 84 mln.
Мировой кинопрокат:
1. Jurassic Park - 912,7 mln.
2. Mrs. Doubtfire - 441,3 mln.
3. The Fugitive - 368,9 mln.
4. Schindler’s List - 321,3 mln.
5. The Firm - 270,2 mln.
6. Indecent Proposal - 266,6 mln.
7. Cliffhanger - 255 mln.
8. Sleepless in Seattle - 227,8 mln.
9. Philadelphia - 206,7 mln.
10. The Pelican Brief - 195,3 mln.
Стартовые уик-энды:
1. Jurassic Park - 47 mln.
2. The Firm - 25,4 mln.
3. The Fugitive - 23,8 mln.
4. Mrs. Doubtfire - 20,5 mln.
5. Indecent Proposal - 18,4 mln.
6. Sleepless in Seattle - 17,3 mln.
7. The Pelican Brief - 16,9 mln.
8. Cliffhanger - 16,2 mln.
9. Last Action Hero - 15,3 mln.
10. In the Line of Fire - 15,3 mln.
Стоимость:
1. Last Action Hero - 85 mln.
2. Cliffhanger - 70 mln.
3. Jurassic Park - 63 mln.
4. Demolition Man - 57 mln.
5. Super Mario Bros. - 48 mln.
6. The Pelican Brief - 45 mln.
7. The Fugitive - 44 mln.
8. The Firm - 42 mln.
9. Sliver - 40 mln.
10. In the Line of Fire - 40 mln.