Год, разделяющий два десятилетия, традиционно приписывают десятилетию новому, начиная отсчёт с нуля. Но в кино - новая декада фактически начинается с года 1-го, ведь на нулевой чаще приходятся проекты, работу над которыми начали ещё в прошлом. Так и 1980-й во многом в первую очередь завершал 1970-е, восьмидесятые были только впереди. Словно бы, чтобы подвести итог предыдущих лет, на экраны вышли три сиквела недавных хитов, в то время, как был дан зелёный свет перевыпуску (и это касалось не только конкретно 1970-х) успешных лент прошлого, а по году расставлялись стратегически хиты нынешние, играя на контрпрограммировании или же отступая на несколько шагов. Одним словом, давая беспрепятственную дорогу железной поступи Империи.
Уже в феврале студия Юниверсал повторно вывела на экраны "Челюсти 2", а в марте студия "Дисней", 3 года как не представлявшая публике новой мультипликации, дала новую жизнь "Леди и бродяге" 1953-го. Вряд ли что-то могло показать важность зрительской любви лучше. "Леди и Бродяга" положили себе в копилку 26,1 млн. (доведя сумму домашних сборов до 62,5 млн.), а вот сиквелу Жанно Шварца больше 4 миллионов наскрести не удалось. Вообще, важно, что первая треть года, ранее, по крайней мере по задокументированным данным, остававляемая на разделку хитам декабря, зачастую находившим новую жизнь после оскаровсой церемонии, стала превращаться во время оттепели. Вышедшая 7-го марта лента "Дочь шахтёра" стала первым полноценным успехом года, заработав 67,2 млн, на протяжении длительного проката. Ну а конец месяца был отмечен выходом скромной австралийской антиутопии, к тому моменту уже ставшей хитом проката международного (у себя на родине фильм вышел в 1979-м), но оказавшейся мало интересной жителю Штатов. Оно и понятно, в конце концов: Мэл Гибсон был новичком, не способным привлечь внимание широкого зрителя. Из 100 млн. общих сборов Америка отдала "Безумному Максу" только 8,8.
А затем наступил май. Вообще то сложно не назвать ситуацию необычной сейчас, по прошествии 36 лет. Но прокат, расширявшийся с каждым годом, уже был способен уделять кинолентам более 1000 кинотеатров, однако подобную привилегию обычно зарабатывали отличной суммой сборов с площадки или надёжной стойкостью. Стартовать с 1000+ площадок - такой честью смогли хвастаться нетленки только с 1980-го. И первым фильмом года, которому была оказана подобная честь, стал... первый фильм грядущей киносерии о Джейсоне Вурхизе. Грандиозной премьера, впрочем, не стала: 5,8 млн. хоть и были суммой приличной, на рекорд не тянули. Хотя для 1-миллионного бюджета 39 млн. финальных сборов в любом случае были победой - там, где "Хэллоуин" только был основателем, "Пятница" была фактической точкой отсчёта для жанра слэшера. При том, что стойкостью лента похвастаться не могла: в конце мая, как и 3 года назад, на ограниченном количестве экранов, зритель стал свидетелем событий в Далёкой Галактике. С экранов кинозалов впервые зазвучал имперский марш.
Вообще, сиквелы уже давно готовились к прорыву. Челюсти, Рокки, сиквелизировавшие главные хиты своего времени, Бонд и Розовая Пантера, обновлявшие рекорд своих серий 11-м и 6-м фильмами соответственно - всё это вело к тому, что в только зарождавшемся мире блокбастеров, зритель охотно пойдёт на продолжение зарекомендовавшей себя истории. И ничто не подходило для этого рывка больше, чем продолжение самой посещаемой киноленты в истории американского проката после бессмертных "Унесённых ветром". За 4-дневный уик-энд Дня памяти "Империя нановит ответный удар" сумела собрать 6,4 млн. с 126 кинотеатров, больше, чем "Пятница" с тысячи! Потрясающая наработка в 50 тысяч с площадки уже предвосхищала грандиозное будущее. Сегодня, когда многие скрывают сюжетные повороты громких премьер, когда чрезмерная секретность не позволяет заранее демонстировать кино даже критикам, кажется нереальной ситуация, чтобы столь крупный блокбастер расширял свой прокат постепенно, но стратегия работал вновь. Успех был вне зависимости от количества залов. К началу широкого проката, пришедшегося на 20 июня, на счету 5-го эпизода были почти 40 млн. - та сумма, которую в подобных же условиях 4-й эпизод заработал за 2 месяца. Рекорда стартового уик-энда, правда, с таким раскладом ждать не приходилось: но и 10,8 млн. - были результатом отменным. По данному показателю "Звёздные войны" были вторыми, уступая только... "Стар Треку".
Надо заметить, что подобного плана действий придерживались и на студии Уорнер Брос. в случае с "Сиянием" Стэнли Кубрика, вышедшего 23 мая, в тот же уик-энд, что и фильм Ирвина Кершнера, всего в 10 кинотеатрах. И хотя грандиозным событием домашнего проката, лента с участием Джека Николсона дома стать не смогла (в любом случае собрав крайне достойные 44 млн.), за рубежом новое кинополотно Кубрика заработало порядка 100 млн., что сделало "Сияние" на тот момент главным хитом в карьере Мастера, после эпохальной "Одиссеи", заработавшей по разрозненным данным 150-190 общих миллионов.
Не подвёл зарубеж и 5-й эпизод. В Америке лента Киршнера, пусть и была грандиозным событием, очевидно, до результатов оригинала, добраться бы не смогла: уж слишком высоко была поднята планка. Но вот в международных водах касса франшизы практически не упала (190 млн.), пусть, как и в случае с "Новой надеждой", до титанических домашних сборов, она и не добралась. Всё это впрочем лишь ложки дёгтя в огромной бочке: уже к концу лета "Империя" вошла в пятёрку самых успешных фильмов в истории, как локального, так и общемирового проката, к концу его прочно закрепив за собой бронзовую медаль, уступив лишь "Надежде" и "Челюстям", став первым сиквелом с более чем двумя сотнями миллионов (209) в домашнем прокате. С таким хитом, остальным фильмам лета, казалось бы, суждено поблекнуть: но завоевали своего зрителя, не зачарованного космическим эпиком комедии: "Аэроплан" судя по всему стал настоящей отдушиной в мире большего кино: пародия братьев Цукер и Джима Абрахамса стала единственным фильмом лета, собравшим больше 70 млн. (83 млн.) дома.
Сложно сказать, был ли подобный успех случаен, но об ожидании (не)скрытой угрозы со стороны "ЗВ" можно судить хотя бы потому, что продолжение "Смоки и Бандита", от которого вполне можно было бы ждать успешного выступления на кассовой арене, было поставлено на август - через 2 месяца после начала широкого проката "Империи". Ощутимо упасть это, впрочем, им не помешало - 66,1 млн. в Америке были суммой в 2 раза меньшей, чем в своё время собрал оригинал. И это при блестящем старте в 10,9 млн. (даже лучшем, чем у понятно кого).
По настоящему позволил себе расправить плечи после влияния "Звёздных войн" бокс офис только в декабре. Это касалось даже лент, вышедших осенью. Скромно, с ограниченного количества экранов, начавший свой путь в сентябре фильм Роберта Рэдфорда, "Обыкновенные люди" смог заработать 54,8 млн. постепенно расширяясь перед наградным сезоном. Славное начало для режиссёрской карьеры, которую, даже при получении премии "Оскар" ещё необходимо удержать. На 3,5-часовую драму в антураже вестерна под названием "Врата рая" Майкл Чимино получил всё доверие студий - но даже после "Охотника на оленей" 44 млн. на его эпик были чем-то выдающимся - дороже, напомню, в то время были только космо-супергеройский "Супермен" и пеплум "Клеопатра". Но ленту ждал грандиозный провал - 3,5 млн. в Штатах - неудивительно, что большие деньги на вестерны долгое время никто не решался тратить.
Впрочем, сложности были и с жанрами, казавшимися более перспективными. 20-миллионный "Флэш Гордон", выходивший в тот же уик-энд, что и "Супермен" за 2 года до того, стартовав с 3,9 млн. не смог развить собственный успех. Даром, что Флэш Гордон был наследием времён палповой фантастики, вдохновившей Лукаса на фильм про бушующие войны, даже будучи благосклонно принятый критиками, широкой аудитории он оказался не интересен, заработав лишь 27 млн. дома, в 5 раз слабее того же "Супермена". Не блестяще, но всё же лучше дела обстоят у другого кинокомикса. "Попай", 20-миллионный мюзикл Роберта Олтмена осиливает 60 общих миллионов, из которых 49 млн. на родине, начиная карьеру Робина Уильямса.
Там, где недобирают дорогие проекты, вновь отыгрываются ленты более скромные. Месяц оказывается отдан на откуп сразу трём комедиям: уже 12 декабря стартуют "Буйнопомешанные" - дуэт Джин Уайлдера и Ричарда Прайора уже зарекомендовал себя "Серебряной молнией" в 1976-м и фильму Сиднея Пуатье оставаётся только быть готовым к тёплому приёму - 8,7 млн. на старте были уже победой, но не последней. "Буйнопомешанные" стали первым 100-миллионником, снятым афроамериканцем, достижение, которое для Америки было особенно важно. Не померкла на этом фоне и лента про офисных работних "С 9 до 5", вышедшая 19 декабря, под Рождество, и, как и за год до того, "Крамер против Крамера", ставшая настоящим народным хитом, и так же взявшая заветный рубеж клуба 100, позже породив и одноимённый сериал и мюзикл. В рождественские праздники нашёл своё место под солнцем и сиквел "Как ни крути - проиграешь" - "Как только сможешь" с Клинтом Иствудом. Несмотря на разгромную критику, сиквел с 70 миллионами лишь немногим уступил первому фильму, при том, что раньше вряд ли смог добиться и близко подобного успеха.
Эпоха брендов брала своё. Так в ноябре на экраны вновь вернулись "Близкие контакты третьей степени" с новыми сценами и эффектами, что не только помогло фильму Спилберга добрать 15 млн., необходимые для преодоления заветного рубежа в 300 миллионов общемировых, но и напоминало зрителю о Мастере, не достучавшемся до зрителю своим предыдущим фильмом. Впрочем, слухи о падении Спилберга были преждевременны. Начиная со следующего года, ему вновь предстояло вершить историю. И не только, да и не столько бокс офиса.
В следующем выпуске: Индиана Джонс начинается, Супермен возвращается, Бонд спускается с небес на землю, Титаны сходятся в битве, 1980-е вступают в свои права
Stay tuned.
Топы года:
Американский кинопрокат:
1. The Empire Strikes Back - 209,4 mln.
2. 9 to 5 - 103,3 mln.
3. Stir Crazy - 101,3 mln.
4. Airplane! - 83,5 mln.
5. Any Which Way You Can - 70,7 mln.
Мировой кинопрокат:
1. The Empire Strikes Back - 400,1 mln.
2. 9 to 5 - 154,8 mln.
3. The Shining - 146,7 mln.
4. Airplane! - 130 mln.
5. The Blues Brothers - 115,5 mln.
Стартовые уик-энды:
1. Smokey and the Bandit 2 - 10,9 mln.
2. The Empire Strikes Back - 10,8 mln.
3. Stir Crazy - 8,7 mln.
4. Any Which Way You Can - 8 mln.
5. Popeye - 6,3 mln.
Стоимость:
1. Heaven’s Gate - 44 mln.
2. The Blues Brothers - 30 mln.
3. The Island - 22 mln.
4. When Time Ran Out - 20 mln.
5. Xanadu - 20 mln.
И бонус: рекордсмены на момент 1980-го года:
Топ-10 американского кинопроката в 1980 году:
1. Star Wars (1977) - 307,3 mln.
2. Jaws (1975) - 260 mln.
3. The Empire Strikes Back (1980) - 209,4 mln.
4. The Exorcist (1973) - 193 mln.
5. Gone with the Wind (1939) - 189,5 mln.
6. Grease (1978) - 160 mln.
7. The Sound of Music (1965) - 158,7 mln.
8. The Sting (1973) - 156 mln.
9. The Godfather (1972) - 133,7 mln.
10. Superman (1978) - 134,2 mln.
Топ-10 мирового кинопроката в 1980 году:
1. Star Wars (1977) - 503,1 mln.
2. Jaws (1975) - 470,7 mln.
3. The Empire Strikes Back (1980) - 400,1 mln.
4. Gone with the Wind (1939) - 391 mln.
5. Grease (1978) - 366,2 mln.
6. The Exorcist (1973) - 329,2 mln.
7. Close Encounters of the Third Kind (1977) - 303,8 mln.
8. Superman (1978) - 300,2 mln.
9. The Godfather (1972) - 243,8 mln.
10. Saturday Night Fever (1977) - 237,1 mln.
Топ-10 стартовых уик-эндов в 1980 году:
1. Star Trek: The Motion Picture (1979) - 11,8 mln.
2. Smokey and the Bandit 2 (1980) - 10,9 mln.
3. The Empire Strikes Back (1980) - 10,8 mln.
4. Every Which Way but Loose (1978) - 10,3 mln.
5. Jaws 2 (1978) - 9,9 mln.
6. Grease (1978) - 8,9 mln.
7. Stir Crazy (1980) - 8,7 mln.
8. Any Which Way You Can (1980) - 8 mln.
9. The Amityville Horror (1979) - 7,8 mln.
10. Superman (1978) - 7,5 mln.
Топ-10 самых дорогих в 1980 году:
1. Superman (1978) - 55 mln.
2. Cleopatra (1963) - 44 mln.
3. Heaven’s Gate (1980) - 44 mln.
4. Star Trek: The Motion Picture (1979) - 35 mln.
5. 1941 (1979) - 35 mln.
6. Moonraker (1979) - 34 mln.
7. Apocalypse Now (1979) - 31,5 mln.
8. The Blues Brothers (1980) - 30 mln.
9. A Bridge Too Far (1977) - 27 mln.
10. King Kong (1976) - 24 mln.