Есть что-то замечательное в том, что Стивен Спилберг не разучился рассказывать сказки. Режиссёр и так всегда умудрялся тасовать проекты самой разной направленности: выходившие в один год «Парк Юрского периода» и «Список Шиндлера», «Амистад» и «Затерянный мир», «Война миров» и «Мюнхен» подтверждают, насколько широк его диапазон, как рассказчика. Вот и теперь на смену холодному триллеру о соответствующей войне приходит экранизация Роальда Даля, чьё действие, что забавно, разворачивается уже в конце той самой холодной войны, словно зиму сменяет оттепель. Схоже и адвоката средних лет на главной роли сменяет 9-летняя девочка. Общими остаются лишь конфликт жителей разных стран, пусть и реальные события сменяются фэнтезийными, а так же замечательный Марк Райленс, в этот раз научившийся нервничать, пусть даже это и не особо поможет.
Сказка Роальда Даля - книга не самая простая, да и не самая детская. Своё место занимает политический юмор; великаны, пусть за кадром, но едят детей; главным героям позволено отсиживаться и бездействовать; да собственно сам БДВ, не одобряя действий своих родственников, умудряется их же и оправдывать. Там, где Софи выражает недовольство убийством своих сородичей, заглавный персонаж выдвигает простой аргумент: животные тоже могут испытывать недовольство человеком. Вот только острые углы, прорезавшиеся сквозь творчество многих авторов конца Холодной войны, остаются уделом Даля. Кино их благополучно избегает, оставляя лишь намёки на политику, одновременно упрощая и усложняя книгу. Как? Дело в том, что «Большой и добрый великан» или попросту «БДВ» ухитряется следовать букве Роальда Даля, но оставаться всё равно проектом сугубо спилберговским. Да, большую часть хронометража фильм следует сюжету романа дотошно (благо книга совсем небольшая, а режиссёр у нас не родом из Новой Зеландии), перенося на киноплёнку даже туалетный юмор, каким-то образом в исполнении Спилберга не выглядящий чем-то отталкивающим. Но другое русло сюжет принимает под финал, когда за дело берётся одна из главных тем в творчестве режиссёра - взросление.
Прощание с детством - всегда было важной частью спилберговского кино. Как бы Эллиот ни привязался к ИТ, как бы Питер Пэн в исполнении Робина Уильямса ни стремился защитить Неверлэнд, двигаться дальше необходимо, такова жизнь. Вот так и прощание с героями или сказочными локациями - как прощание с чем-то невинным, светлым, частью детства, остающейся в самом укромном уголке сердца. Сказочник Спилберг, всегда уделявший внимание детству, никогда об этом не забывал. Не забывает и Большой и добрый великан, сам же и выступающий в качестве постановщика. Режиссёр ночных «кинофильмов», творец снов, смешивающий знакомые сюжеты для создания самых разных фантазий, не гнушающийся порой немного напугать, чтобы затем тёмную ночь превратить в рассвет. И, как и искусство, да то же кино, способно менять настроения одного человека и целого общества, так и в ирреальном мире Спилберга-Даля сны, творчество заглавного героя, становятся катализатором изменений, равно важных, как для государства Её Величества, так и для маленькой девочки из сиротского приюта. Но изменения взаимны: вслед за ними меняется и сам творец, растущий вслед персонажам своих же снов. И БДВ в жизни Софи не навсегда: сыграв, свою роль, он уходит со сцены, но, как и она сама, став немного взрослее, храня прошлое всё в том же укромном уголке своего сердца.
Думается, в этом и есть секрет Стивена Спилберга. Времена проходят, но сказки, эмоции и вера в чудо остаются. И Спилберг всё тот же.
Большой и добрый режиссёр.