Крайне сложно писать про кино, порезанное и подвергшееся экзекуции под названием монтаж. С такой проблемой встречаешься каждый раз, глядя фильмы сэра Скотта, и крайне неудобно ставить с ним в один ряд бракодела Зака Снайдера, но возникает ощущение, что это кино плод не его одного, а целого сонма людей, пытавшихся вытащить киновселенную Ди Си, но после ряда не корректных решений свернувших не туда.
Вообще, Зак Снайдер - счастливый человек. Не каждому выпадает шанс поиграться с героями, которых любят миллионы. А "Бэтмен против Супермена" всем, начиная от названия и заканчивая самим конфликтом, напоминает в первую очередь детскую игру - режиссёр и сценаристы дурачатся с любимыми персонажами, возводя копошение в песочнице до уровня мифа. Проблема в том, что супергероика - это и есть современный миф. Возводить её никуда не надо, достаточно просто взять известные мотивы и героев и перенести на экран с любовью и пониманием. Парадоксально, но своими действиями Снайдер и Ко как раз низводят миф до банального спора двух детей - "кто же сильнее".
Дело не в том, что кино это, как пишут западные критики, "not fun". Претензия глупа, комикс необязательно должен быть юморным, ведь комикс лишь форма, с которой можно делать всё, что угодно. Лучшие образчики жанра супергероики могут быть и весёлыми и серьёзными, смотря какую цель перед собой ставят их создатели. Выбрав серьёзный тон, Ди Си пошли верной дорогой, не столько конкурируя с поделками студии Марвел, сколько предлагая товар альтернативный. Но поставив на Снайдера, студия поручила работу человеку, который не понимает тех, о ком он снимает.
Снайдер снимает эпос, серьёзный и зубодробительный, но парадокс в том, что завязан он в его случае не на персонажах мифических, а на обычных людях, как раз таки мимикрирующих под полубогов героических саг. Если местный Супермен уже показал своё истинное нутро, спокойно сворачивая шеи своим врагам и руша единственную надежду родной планеты на восстановление, то теперь пришла очередь Бэтмена лишить себя мифического ореола.
Местный Бэтмен не тот человек, превысивший пределы человеческих возможностей, ради защиты улиц родного города от страхов, которые он внушает в сердца преступников. Это скорее несдержанный линчеватель, импульсивный забияка без кодекса чести, пришедший на смену гениальному стратегу. Он позволяет себя дурить кому попало, ставить под удар родной город раз за разом, привлекая на свою родину инопланетную угрозу, даже будучи свидетелем её разрушительной силы, которая и стала причиной заглавного конфликта. При этом он не гнушается оружия и откровенных убийств, что было удобно для больного Бэтмена в больном мире Бёртона, но местный Бэт в мрачно-реалистичном мире выглядит именно несносным подростком, преступающим закон, когда удобно, но никак не опытным бойцом, продумывающим каждые десять следующие шагов. Страшно подумать, как местный умудренный виджиланте продержался 20 лет на "службе". Про то, как рушится образ, создаваемый на страницах комиксов последние десятилетия, и говорить не приходится.
Смешно, но если на здешнюю версию Супермена реакция мира показана в подробностях, то Бэтмен интересует лишь Кларка Кента, для остального мира его как будто и нет, нет и его линчеваний, нет и самого Готэма. Зритель будет наблюдать езду по закоулкам, битву в порту, разрушение заброшенных зданий, но Готэм, мрачный и неуравновешенный, как таковой, останется за кадром. По забавному стечению обстоятельств, но единственный житель этого города - Альфред Пенниуорт - пожалуй, и единственный персонаж, "верный" самому себе - преданный и ироничный, настолько, что сложно поверить, что под его началом Брюс Уэйн встал на подобный путь.
На фоне такого Бэтмена Супермен действительно становится чуть ли не святым, но Снайдеру легче десять раз повторить слова про его необходимость миру, чем лишний раз, чтобы не быть голословным, показать Супермена спасителем. Что поделать, если Снайдер сам не верит в Супермена. Ещё бы, что ожидать от человека, который начал работу с Ди Си Комикс с экранизации циничной работы Алана Мура, где миф о супергероях разрушается до основания.
О мифе здесь вообще говорит только один человек, смешно, но это местная версия Лекса Лютора, превратившаяся из одного из самых расчётливых бастардов в истории жанра в банального злобного психопата, мотивы которого лучше раскрывают (смешно) тай-ин комиксы, но не сам фильм. Лютор здесь больше клоун, если не сказать, великовозрастной ребёнок, и к тому же единственный, который может воспринимать собственные же слова всерьёз. Бэтмен и Супермен для него те же игрушки, что для команды, создавшей фильм, он сталкивает их лбами, как пластмассовые фигурки, желая стать свидетелем первоклассного шоу, вымещая детские комплексы на тех, кто позволил себе быть сильнее других.
Из общего ряда выбивается Чудо-Женщина, амазонка, являющаяся порождением тех самых древне-греческих трагедий, но вот парадокс. Кто она такая - будет известно лишь поклоннику комикс-вселенной или как минимум человеку, в поп-культуре разбирающемуся. Для простого зрителя - это классический рояль в кустах, появляющийся из ниоткуда. Решение Уорнеров делать отлично от Марвел и не сводить всё к кросс-оверу, а наоборот, рассказывать о героях уже в спин-оффах после представления их в общем кино - понятно. Но вызовет ли оно отклик у массового зрителя - вопрос отдельный.
В чём картине не откажешь, так это в масштабном подходе к теме и самое жестокое - осознавать весь потраченный потенциал. В ленте не обходят стороной и вопросы о месте богоподобных героев в нашем мире и об их влиянии на распорядок жизни всей планеты. Влияние надежды, которую порождает существование такого создания, как Супермен, охватывает всех и каждого. Под финал меняется даже Брюс Уэйн. Да что там, меняется целый мир. Попутно скрупулёзный сценарист вспоминает о ферме Лэнгов, балеринах Большого театра, а за одними только разговорами скрывается целая масштабная вселенная. Фактически «Бэтмен против Супермена» представляет целый мир, в котором есть место и атлантам и амазонкам, вот только этот мир отдан не тем персонажам.
Так и выходит, что колоссальный эпос оказывается на глиняных ногах. При всех задатках на величие, картина нашла не того постановщика. И как бы не пытался сценарист выписать мир, как бы не исправлял ошибки прошлого Бен Аффлек, чей Брюс Уэйн рисковал стать эталонным до тех пор, пока не одел маску, и как бы не старался второй план, кажется, что титан вот-вот рухнет под собственным весом. Возможно, многие проблемы разрешатся с выходом режиссёрской версии. Но массовый зритель получил то, что получил. И проблема это в этот раз не одной конкретной киноленты. Здесь речь уже о будущем целой кинематографической вселенной, которой "Бэтмен против Супермена" должен дать начало. Две у зрителя уже есть, и найдётся ли место для ещё одной - сказать сложно. Кто-то, как я, может, и готов давать шанс вселенной, потенциал которой практически безграничен. Но готов ли зритель давать его вновь и вновь? Вопрос спорный.