Так же, как за Стэнли Кубрика работу над "Искусственным разумом" завершил Спилберг, за Спилберга "Межзвёздного" снял Нолан. Нолан, который, не скрывая, цитирует старого доброго Кубрика 1968-го года выпуска. Круг, что называется, замкнулся. Другое дело, что когда режиссёр снимает кино, которое изначально должен был снимать другой человек - это всегда сложно и, как правило, без последствий не обходится.
То, что фильм изначально писался под Спилберга - видно невооружённым глазом. Тут вам и обязательный упор на детях главного героя, да и вообще семье, и линейное повествование (по крайней мере для персонажа МакКонахи) и целая масса по-настоящему трогательных, в чём-то даже манипулятивных моментов, которые для Нолана до этого момента были нехарактерны. Да и сам ход действия разительно отличается: когда у постановщика "Начала" и "Престижа" правила игры всегда объясняются во время действий, на ходу, то в "Межзвёздном" прежде чем перейти к этим самым действиям, все фигуры расставляются по местам, грядущим событиям придают значимости, в ход вступает так любимое Спилбергом ожидание, предвкушение. Справился ли Нолан с нетипичным для себя творением? Вот тут ответ неоднозначный.
Безусловно, каким бы вышел фильм у режиссёра "Челюстей" и "Близких контактов", мы уже не узнаем. А то, что Нолан может делать чужое кино со всем присущим ему профессионализмом - нам известно - достаточно посмотреть "Бессонницу". И "Интерстеллар" здесь не отстаёт: на удивление все трогательные моменты работают, ожидание нарастает. С другой стороны, что-то случилось с Ли Смитом: обычно крайне резкий, динамичный монтаж работ Нолана (даже в "Бессоннице"), когда диалог не прерывался ни одной лишней секундой, с чем порой даже был перебор, уступил место длинным планам и пространным рассуждениям. И как бы они ни были хороши, кажется, даже поверхность чужих планет с её невероятными ланшафтами режиссёра не особо привлекает: ну а что, с чудесами гравитации он наигрался 4 года назад. И лишь в невесомости режиссёр вспоминает о том, что-то такое напряжение: стыковки, чёрные дыры - в такие моменты, действие развивает третью космическую.
Кто знает своё дело, так это оператор: виды космоса потрясают, этого не отнять, пусть даже при этом о своей любви к Одиссее создатели говорят уже в открытую, тот же Циммер, кажется, то и дело норовит процитировать в своём саундтреке что нибудь из классики. И подобно Кубрику же Нолан под конец пытается выйти за рамки понимания происходящего, за границы известных нам законов. Только Кубрик посмел лишить "2001" рациональных объяснений, отправив зрителя в психо-трип где-то на грани сознания и бессознательного, сейчас зрителю всё раскладывают по полочкам. Что, кстати, вновь напоминает, что режиссёр здесь не чистый творец. Как известно, Нолану недосказанность не чужда.
Впрочем, несмотря ни на что, в самом главном Нолан всё-таки остаётся верен себе. Достаточно вспомнить заветы "Инсепшина" - тем легче внедрить идею, чем она проще. А идея в "Интерстелларе" - крайне проста. За всеми научными/псевдонаучными/антинаучными выводами, вопросами, ответами скрывается одна истина: любовь - главная сила во Вселенной. И не важно - любовь отца к детям или двух влюблённых друг к другу - главное для настоящей любви нет преград - ни в пространстве, ни во времени. Красиво? Да. Безумно? Конечно. Но когда еле сдерживаешь слёзы и одновременно смех радости, понимаешь, блин, что эта красота и это безумие работают.
Самое простое кино Нолана. И красивое.