Забавно с высоты лет читать о том, какую волну неодобрения вызвал кастинг Майкла Китона на роль лучшего-человека-в-истории-комиксов. Поклонникам он не вышел ни ростом, ни лицом, костюм вызывал недоумевание - такая история как ничто лучше доказывает, что судить о конкретном кастинге только по кадрам - не имеет никакого смысла. Потому что киноэкран расставляет всё по своим местам.
"Бэтмен" Бёртона был совершенно непохожим на "Супермена" Ричарда Доннера - и это забавно, потому что Бэтмен - персонаж - куда более реалистичный, чем пришелец из космоса. Но если Доннер снимал кино о более менее реальном мире, то Бёртон снял то, что у него получается лучше всего. Сказку. Мрачную сказку о городе, которого нет. Городе, в котором до сих пор мода на одежду и автотранспорт застряла где-то в годах великой депрессии. В котором остаётся всё меньше психически здоровых личностей. А честных и вообще почти нет. Готэм Сити - город дураков, теней, архетипов, в котором не бывает солнца. Сумасшедший город с сумасшедшими злодеями и... героем. Город, в который Бэтмен Майкла Китона вписался, как родной.
В чём главная заслуга Китона - он сыграл фактически двух совершенно разных людей. Его Брюс Уэйн - человек, не чувствующий уверенности в светском обществе, слегка рассеянный, и не способный говорить с людьми откровенно. Его Бэтмен - это стихия. Через 16 лет Майкл Кейн будет рассказывать герою Бэйла о том, почему он не вызвал людей в белых халатах. Здесь даже говорить ничего не надо. Герой в костюме преображается - в глазах Китона читается безумие. Всё остальное довершают режиссёр и оператор: игра со светом и тенями настолько хороша, что возникает ощущение чтения настоящего комикса. И я буду нечестен, если скажу, что любовь к комиксам у меня возникла не после этого фильма. Да, книжки с картинками я начал читать много позже, но именно тяга к подобному построению сцен, изяществу кадров и силуэтов, пришла именно отсюда.
Кстати о тенях. Как известно, Бэтмен времён великой депресии не гнушался убийств. Суровые времена диктовали суровые законы и моральный кодекс пришёл к парню в наряде летучей мыши - позже. Бёртон, словно плюнув на всё наследие последних лет сначала лишает персонажа происхождения, превращая его в живую городскую легенду. А затем и вовсе возвращает времена депрессии - убийства для местного Бэтмена - дело обычное. Он - как та самая Тень, про которую вспомнит и Грант Моррисон в своей "Лечебнице Аркхем" в том же, 1989-м году. То, что Брюс Уэйн пытается в себе скрыть, вырывается на свободу с помощью костюма и маски. Бэтмен Китона живёт в тени. Бэтмен Бёртона - и есть Тень.
Через 8 лет Джоэль Шумахер уничтожит франшизу. Через 16 лет Кристофер Нолан её возродит с новой силой, представив совершенно нового Бэтмена. Не лучше и не хуже. А просто кардинально другого. Но даже спустя 25 лет после своего выхода "Бэтмен" Бёртона - остаётся поэзией кинокомикса. И самым красивым представителем жанра.
И музыка.... Дэнни Элфмен - само величие.