«Цель оправдывает средства»

Feb 03, 2009 11:31


Одни іезуиты утверждаютъ, что всякое средство хорошо, лишь бы достигнуть цели. Не правда! не правда! Съ ногами, оскверненными грязью дороги, недостойно войти въ чистый храмъ. (Тургеневъ. Переписка. 10.)
Возник спор об авторстве этого девиза: иезуиты или Макиавелли? ибо официальным девизом иезуитского ордена считается "Ad maiorem Dei gloriam!" - "К вящей славе Божьей!". На самом деле вопрос спорный, и, насколько я знаю, окончательный вердикт так и не вынесен. Я в свое время занималась историей этого выражения. Она небезынтересна как для трактовки самой фразы, так и для понимания её в контексте современных событий.

Например, Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений утверждает, что:

Традиционно принято считать, что эти слова принадлежат известному итальянскому мыслителю, историку и государственному деятелю Никколо Макиавелли (1469-1527), автору известных трактатов "Государь" и "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия".

Но это ошибка - в творческом наследии этого выдающегося политолога Средневековья такого выражения нет.

На самом деле, это изречение принадлежит иезуиту Эскобару и является девизом ордена иезуитов и соответственно основой их морали.

(см. Великович Л. Н. Черная гвардия Ватикана. М., 1985).

Что правда - то правда. Эскобар-и-Мендоза (Antonio Escobar у Mendoza) - знаменитый испанский иезуит (1589-1669). Многие из его сочинений выдержали массу изданий и были переведены на разные языки. В них Эскобар старался обосновать иезуитскую казуистическую мораль, причем не стеснялся искажать места из Св. Писания и из Отцов Церкви.

Одно из самых известных - "Universa theologiae moralis problemata". В нем он откровенно высказал и развил мысль, что чистота намерений оправдывает действия, порицаемые моралью и законами. Знаменитые "Провинциальные письма" Паскаля посвящены именно ему, Эскобару.

Мы исправляемъ порочность средства чистотою цели (слова Іезуита).

(Pascal (1656). Les provinciales ou lettres... 7.)

Даже папы принуждены были осудить некоторые положения Эскобара, и иезуиты официально отказались от поддержки его взглядов, тогда как раньше он играл роль главного теоретика их морали. Учение Эскобара подверглось беспощадным насмешкам со стороны Мольера, Буало и Лафонтена. Из его имени было даже образовано слово escobarderie, обозначающее, по объяснению словаря французской академии, лицемерие, при помощи которого человек разрешает затруднительные вопросы совести в смысле благоприятном для своих выгод.

Кроме Эскобара, есть и другие источники:

Cui licitus est finis, etiam licent media - Кому дозволена цель, тому и средства дозволены.

(Патеръ Іезуитовъ, Бузембаумъ. Medulla theologiæ moralis. 6, 6. cap. 2.)

Кстати, иногда встречается употребление обеих фраз в одном предложении: "Цель освящает (оправдывает) средства к вящей славе Божьей".

В русской литературе при упоминании этой фразы, авторство её также числится за иезуитами (как, впрочем, и в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона).

Избавиться его есть много средствъ ...
Цель освещаетъ средства. Братство наше
Намъ дозволяетъ въ случаяхъ подобныхъ
Къ кинжалу или яду прибегать.

(Гр. А.Толстой. Донъ-Жуанъ. 1.)

И, как говорится, всё бы хорошо, если бы не:

Facci un principe conto di vincere e mantenere lo stato, i mezzi saranno sempre giudicati onorevoli, e da ciascuno lodati -
Пусть князь позаботится только о победе и удержании власти, средства (к достижению этой цели) всегда будутъ считаться почтенными и похвальными.

(Machiavelli. Il principe. 18.)

Так что, учитывая хронологию, автором "изобретения", очевидно, всё-таки, стоит считать Макиавелли, но "патент на изобретение" точно зарегестрирован иезуитами.

Впрочем, "Государь" Макиавелли, откуда взяты эти строки (и ставший позже "настольной книгой" идеологов фашизма и коммунизма) был преподнесен автором в дар царствующему роду Медичи, которые, как известно, широко применяли этот принцип и без его теоретического обоснования. Так что, выяснить кто первый произнес конкретно эту фразу - Макиавелли или Лоренцо Медичи - вряд ли представляется возможным.

Немного от себя лично. Иезуитским в этом девизе является не столько авторство, сколько содержание, ибо цель по определению диктует выбор средств. Когда средства не детерминированы целью, тогда происходит вольная (или невольная) дискредитация самой цели вплоть до полного её перерождения в свою противоположность. Если, конечно, изначально цель была объявлена правдиво, а не являлась прикрытием истинных намерений. Когда же речь идет о целях в нравственной сфере, то использование для их достижения любых средств, снятие нравственных ограничений для выбора этих самых средств является абсурдом абсурдов.

Такое вот моё ИМХО, а, как известно, от обмена мнениями ИМХО не меняется.

цитаты и афоризмы, идеология, история, мысли вслух

Previous post Next post
Up