ИЕРОМОНАХ АГАФАНГЕЛ (Белых)
Церковный вестник, 22 января 2009 г. Напыление желтого блестящего искусственно изготовленного вещества «нитрид титана» на купола наших новых храмов создает впечатление золотого покрытия. Смотрится издалека красиво, и очень выгодно - не в пример дешевле золота. Только все понимают, что это условность, обманка - «под золото». Но эта новая технология доступна, не отнимает много времени и легка. Покрытие же куполов золотом требует, кроме материальных затрат, еще и долгой, кропотливой ручной работы. Разницы же внешней, на первый взгляд, здесь нет, кроме одного - золото настоящее, а нитрид-титановое напыление пытается выглядеть настоящим.
Этот пример, как аналогию, в немалой степени можно отнести к методике нашей миссионерской работы, так как там нередко возникает соблазн подобной замены настоящего и трудоемкого - похожим и легким.
... мы являемся наследниками двух принципиально разных традиций миссионерской деятельности. С одной стороны, это личный подвиг каждого ради Христа, связанный с долгим трудом, с преображением себя в свидетельстве, целью которого является и преображение безбожного мира, осознанное принятие им Христа и "готовность впредь вести жизнь христианскую". Как видим, часто именно такой подход порождал и благоприятные последствия для государства. С другой стороны, это стремление к геополитическому влиянию, использование неевангельских принципов, силовые методы "навязывания" христианства при помощи нецерковных структур, гонка за количественными показателями.
Требует ли отдельного пояснения тот тезис, что результативность миссионерской деятельности лишь в последнюю очередь может быть выражена в количественных показателях? Преподобный Макарий (Глухарев) за почти 15 лет алтайской миссии крестил менее 800 человек. Нелепо выглядят на этом фоне слова одного из иерархов о том, что наша проповедь успешна, так как однажды на его вопрос во время публичной лекции: "Кто здесь православный?" 95% слушателей вскинули руки вверх.
Да, для "общества спектакля" существует только то, о чем говорят в СМИ и показывают на экранах. Но какое отношение к этому имеет верность "отцам и духовное трезвение", так необходимые для успеха евангельской миссии?
А ведь таким образом происходит отказ от евангельского принципа миссионерства "от сердца и до края земли" в угоду вполне светской "пропаганде веры". Трудное и радостное свидетельство о Христе заменяется навязчивой "рекламой" Христа. Успешность проповеди определяется по количеству вскинутых рук в ответ на вопрос: "Есть тут православные?", а не по количеству евхаристических общин.
Невозможно подчинение Истины светским методам, механическое перенесение светской методики в церковную. Иначе мы неизбежно придем к ложному мнению, что чистота намерений оправдывает действия, несовместимые с христианской этикой, так как ноу-хау современных технологий манипулирования сознанием масс построены на сознательной лжи и потворстве греху и пороку.
А упование вместо Бога на земные, политические методы неизбежно приводит к секуляризации Церкви. К превращению ее из евхаристической общины в один из множества идеологических институтов, соперничающих между собой за обладание властью.
И актуальны до сих пор слова преподобного Иустина (Поповича): "Пора нашим отдельным церковным представителям перестать быть исключительно слугами национализма и политики, все равно какой и чьей, и стать первосвященниками и священниками Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви".
PS. Выделение жирным шрифтом моё.