2 апреля в Санкт-Петербурге в Военно-космической академии (ВКА) имени Можайского сработало взрывное устройство, эквивалентное по мощности полкило тротила. Ранения получили четыре офицера. Следственный комитет считает происшедшее покушением на массовое убийство. Возможно, таким образом кто-то из сотрудников или курсантов академии пытался отомстить кадровикам, возле помещения которых и сработало СВУ.
Взрыв прогремел в 13:30, а за несколько минут до него из академии в экстренные службы поступило несколько сообщений об обнаружении пакета, в котором, возможно, находилась бомба. По предварительным данным, пакет был найден под лестницей, ведущей в службу кадров академии. Разобраться с опасной находкой попытались сами преподаватели, имеющие соответствующий опыт. Одним из них стал Рифат Закиров, ранее командовавший инженерно-саперным батальоном. Однако, осмотрев находку, полковник Закиров, награжденный за две чеченские кампании орденом Мужества, медалью «За отвагу», а также весьма почитаемым в вооруженных силах знаком «За разминирование», очевидно, понял, что нештатное устройство можно обезвредить только с помощью робота-сапера. В результате бомбу, как говорят очевидцы, накрыли бронежилетом, чтобы погасить удар взрывной волны. Тем не менее разрушительных последствий избежать не удалось.
СВУ, по предварительным данным, сработало от таймера, в качестве которого использовался сотовый телефон.
Лестница, под которой лежала бомба, обрушилась, а находившиеся неподалеку преподаватели получили ранения и контузии. Наиболее тяжелые травмы оказались у полковника Закирова, которому пришлось сделать операцию; сейчас, по данным Минобороны, его жизнь вне опасности. Кроме того, пострадали полковник Николай Курдай, майор Андрей Тонышев и старший лейтенант Валентина Головачева, работавшие в академии.
Вскоре после взрыва из академии, готовящей специалистов для воздушно-космических сил и других видов и родов войск вооруженных сил РФ по 40 специальностям, была проведена эвакуация, а осмотром места происшествия занялись следователи Следственного комитета России и эксперты ФСБ. Последние, предварительно, и оценили мощность бомбы в 500 г в тротиловом эквиваленте. Опять же по первоначальным данным, бомба была начинена пластитом и не имела поражающих элементов.
Военное следственное управление СКР по ракетным войскам стратегического назначения признало происшедшее покушением на убийство двух и более лиц, совершенное общеопасным способом (ст. 30 и ч. 2 ст. 105 УК).
Впрочем, квалификация еще может измениться. Тем более что в стенах академии имени Можайского уже выявляли потенциального террориста.
То же управление СКР обвиняло курсанта Вадима Осипова в подготовке «ради самоутверждения и привлечения к себе внимания» резонансного теракта: вначале, по версии следствия, он якобы
собирался поджечь казарму академии, а затем взорвать в центре Санкт-Петербурга тележку из-под мороженого, начиненную взрывчатку. Впрочем, Московский окружной военный суд, рассматривавший дело о подготовке теракта, отправил курсанта 1-го курса Осипова
на принудительное лечение в психиатрическую клинику. В конце прошлого года курсанта
выписали и арестовали для нового судебного разбирательства.