1.ПЕРВОЕ НЕПОСЛУШАНИЕ
Священное писание, Библия, открывает для людей источник познания законов сотворения мира, его бытия, сущности жизни и смерти. Ныне обращусь к теме сущности жизни и смерти согласно Писанию. Вы поймете из предложенного текста, что библейское понятия жизни и смерти отличается от обыденного. Откровения Писания просвещают сознание человека и учат выбирать верное направление. Сразу скажу, что духовное учение шире обыденного, житейского: "Давайте будем хорошими!...", но просвещает сознание, чтобы человек в духовной свободе выбирал лучшее.
Разбирая тексты Библии важно обратит внимание на следующее:
Бесперспективен критический анализ Библии с целью определения истинности ее текстов (потому что, как подойдет человек к ее тексту - то и получит); но человек призван получить внутреннее откровение о богодухновенности Библии и, размышляя над ее текстами, получать духовное знание.
Итак, для того, чтобы тему раскрыть, давайте разберем текст, который повествует о первом непослушании человека Богу, своему Творцу:
Первое непослушание:
"И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
(Книга Бытие 2:15-17)
Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?
Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела...
(Книга Бытие 3:1-13)"
На что обратит внимание внимательный читатель, текст имеет в обыденном понимании противоречие по отношению нашей реальности:
Согласно словам Всевышнего, человека ожидает немедленная смерть после после вкушения плода с дерева «познания добра и зла» (заметьте ни о каком яблоке речь не идет), но, согласно дальнейшему повествованию, Адам жил еще долго, да и потомки его до сих пор наполняют землю. Представленный эпизод хорош для критиков Библии, чтобы на этом противоречии сделать вывод о том, что Библия не верна.
Однако, во-первых, рассудительный человек сделает вывод, что, по крайней мере, Библия честна, ибо то, что можно было по человечески с легкостью убрать из текста как «недоразумение», в ней есть; и если мы вооружены уверенностью в богодухновенности Писания, можем размышлять над текстом, чтобы понять для себя нечто важное.
Итак, во первых, что же за плод это такой был на на дереве «познания добра и зла»? Бывает, что христиане опускают полное название дерева «познания добра и зла», оставляют только первое слово «познание» и объявляют все знания, полученные человеком, следствием вкушения его плода.
Нет, конечно; из текста Библии однозначно следует, что первые люди обладали обширными знаниями, ибо им был поручен конкретный труд: ухаживать за Едемским садом. И это была весьма не простая работа, ибо была гораздо шире, чем можно себе представить согласно приведенному тексту. Что из себя представлял «Едемский сад», и каков был масштаб этого труда, поясняется в других местах Библии (см. Иезекииль 31:7-9), но не будем на этом акцентировать внимание, чтобы не потерять нить повествования. Для нас важно, что знания они имели и использовали их в повседневной жизни. Однако, не знали они другого: что есть Добро и что есть Зло, но они имели знание и мудрость проистекавшие от Бога несущие добрую жизнь.
Некто, не размыслив до конца, может сделать вывод, что знание первых людей было ущербным: как это не знать, что есть Добро, и что есть Зло? Да, они пребывали в радости, не зная печали; пребывали в сытости, не зная голода; пребывали в здравии, не зная болезни; пребывали в приятном ощущении работы своего организма, не зная боли; и самое главное: они пребывали в жизни, не зная смерти!
Я думаю, теперь все стало ясно! Мы подошли к пониманию, почему они обречены были умереть: познание смерти по отношению к жизни, которой жил, и есть полнота познания добра и зла.
И вопрос: зная всю эту историю, приведенные причинно-следственные связи в жизни человека, стали бы Вы вкушать с дерева «познания добра и зла», чтобы ради удовлетворения своего любопытства познать смерть?
2.ДУХ И ТЕЛО
Итак, будем отвечать на вопрос: Почему Адам и Ева не умерли до захода солнца после того как вкусили плод от дерева познания добра и зла, как было им предсказано?
Что такое смерть с точки зрения человека?
Что такое смерть с точки зрения материалиста?: Живет себе человек, дела разные делает, и, вдруг, раз... и умер, жизни в нем не стало, похоронили, тело разложилось и нет и следа от человека. Так он себе представляет смерть; (речь идет о личности, а не о том следе, который он оставил в мире). Но это то, что мы видим своими глазами, которым открыт материальный мир. Есть мир духовный, который не подвластен не только изучению материальными средствами, но даже физическому восприятию. И он, этот духовный мир недалек от каждого из нас: ведь каждый из нас имеет субъективное самовосприятие и восприятие окружающего мира. Люди, имеющие материалистическое понимание мира, предполагают, что самовосприятие рождается материальным миром и оно исчезает в момент омертвления тела; но это только слова, ибо не существует и намека на физическое его представление. Я с уважением отношусь к любой искренней модели восприятия мира, пусть каждый видит мир как ему комфортнее, главное, чтобы это мировоззрение не приносило зла.
Я же представляю Библейскую точку зрения, не буду наставивать на ее принятии; пусть она одним будет в качестве утверждения, другим - в качестве информации:
Согласно Священному писанию, духовная сущность человека и его материальное обличие - две нераздельные составляющие сущности человеческого естества. Да, они могут существовать раздельно, но только вместе они составляют полноту человека: Так если рассудок покидает человека, он становится невменяемым - полнота человеческой сущности потеряна; и он мертв как человеческая личность. И, наоборот, если духовная сущность теряет материальное обличие, то и в этом случае теряется полнота человеческой сущности - человек умирает.
Итак, согласно Священному писанию, то, что видит человек в момент смерти человека - это разделение его духа и тела. Но, что интересно, я не встретил еще ни одного места в Писании, где бы утверждалось полное и без оговорочное уничтожение имеющего дух жизни (животные и растения не имеются в виду). Потому, Библия - это крайне оптимистичная книга.
Далее: Что такое смерть с точки зрения Всевышнего.
Это очень важно для нас, ибо совершенство бытия человека состоит в том, чтобы видеть и оценивать мир с точки зрения нашего Творца.
Дело в том, что для нашего Бога открыт наш мир не только в настоящий момент, но и в его будущем, а это и есть полнота мировосприятия. Для Него не существует границ времени; это мы живем во времени, которое есть рамки бытия установленные для человека.
Вспомним слова сказанные Богом первым людям в качестве предостережения, чтобы они не вкушали плод с дерева познания добра и зла: «в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. (Быт.2;17)».
Многие находят в этих словах Библии противоречие с действительностью, ибо Адам и Ева жили еще долгие дни, а потомки их живут до сих пор.
Однако, я приведу аналогию, которая пояснит нам слова Бога и Его точку зрения:
Представьте себе, некий бизнесмен решил купить огромный океанский корабль для перевозки большого количества грузов и получать прибыль. В момент совершения сделки корабль, естественно, кем-то используется и «бороздит просторы океана». В глазах этого бизнесмена корабль имеет четко выраженную цену, которую он планирует заплатить. Но во время совершения переговоров ему сообщают, что этот корабль был протаранен айсбергом, получил пробоину, вода набирается в трюм и через несколько часов он погрузится в воду.
Как мы понимаем, этот человек переговоры о покупке корабля прекратит, потому, что в его глазах корабль уже на дне и стоимость его равна нулю.
Но, представьте себе продавца, который в отчаянии будет его умолять: но корабль то еще на плаву! Он жив! Давайте еще поторгуемся! Мы понимаем, что этот бизнесмен в душе, возможно, пожалеет бывшего продавца, выразит сочувствие, но он не даст ни копейки, ибо понимает, что корабль мертв.
Так и первые люди, будучи поражены грехом, в глазах Бога мертвы, они не способны созидать (были отстранены от работы в Едемском саду), обречены на суету (суета-сует: Екклесиаст 1:2), доколе «корабль жизни» не погрузится в пучину небытия явно и для глаз обывателя.
Не хотелось бы заканчивать эту часть материала на пессимистичной ноте, ибо как уже было написано, в Библии очень редко (а может и никогда) используется понятие безвозвратного уничтожения, но основная тема Священного писания - это ВОЗРОЖДЕНИЕ сущности человека.
3.СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Мы поняли, что с точки зрения Всевышнего, первые люди умерли как только вкусили плод с дерева «познания добра и зла», потому что для Него реальность не ограничена временными рамками; с точки же зрения человека, реальность видится несколько иначе: каждый знает, что он неминуемо умрет. И, еще, мы точнее, с точки зрения Библии, определили, что такое смерть: смерть - это разделение духа человека и его материального обличия.
Но, главное: мы поняли, что Библия - крайне оптимистичная книга, ибо как Всевышний допустил смерть для человека, так Он и приготовил и его воскресение:
« Видите ныне, что это Я, Я - и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей. (Второзаконие 32:39)»
В этой части материала я хотел бы обратить внимание на то действие Всевышнего по отношению к человеку после его непослушания Божьей воле, которое мы уже долго обсуждали; а именно, что человека ждало как следствие того, что он совершил против воли Бога.
Слова, сказанные Всевышним первым людям были такими:
«В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. (Бытие 3:19)»
Думаю, то, в какую суету жизни ввергнул себя человек не подчинившись воле своего Творца особо пояснять не надо. Каждый имеет наглядное подтверждение этих слов в своей жизни и своей судьбе. Остановимся подробнее на словах о посмертной судьбе человека.
Для начала я поясню слова «прах ты и в прах возвратишься...». В русской разговорной речи слово «прах» приобрело некий пренебрежительный оттенок. Но смысл этого слова, как оно используется в Библии, иной, вполне «функциональный». Так, ранее написано: « И создал Господь Бог человека из праха земного... (Книга Бытие 2:7)» Иными словами «прах» - это плодородный слой почвы, смешанный с минералами, который есть конструкторский материал и для растений, и для животных, и для человека. Потому, говорится о том, что мы наблюдаем после смерти - разделение тела на составные простейшие элементы. В конце-концов тело становится просто частью этого земного «праха».
Но не будем забывать о другой составляющей сущности человека - его духе. Да, дух без тела не может делать ничего, но это не означает, что человеческий дух подчинен тем же физическим законам тления, как тело. Иными словами, та наша способность, что мы как люди, осознаем себя и окружающий мир, не подчиняется естественным законам, и потому не может быть уничтожена через их действие. Потому, человек как личность остается существовать и после потери тела; но где? Конечно не в материальном мире. Многие могут возразить: зачем придумывать некий иной мир, чтобы оправдать свои теории? Но дело в том, и личность человека живущего уже, по своей сущности, не принадлежит материальному миру; разве осознание человеком себя и окружающего мира подчиняется физическим законам?; нет, но человек из иного мира, где обитают души, наблюдает за физическим миром. И в этом ином мире, где обитают души, есть соответственно разные места; так и души, разделенные с телом, имеют свое место, которое в Библии называется «шеол» или «ад» - в русском переводе. Человеку привыкшему мыслить материальными категориями времени и пространства предлагается представлять себе, что это место для умерших находится где-то внизу, в земле, как и то тело, которое смешалось с земным прахом.
Но вот, что важно для нас людей, Всевышний очень хочет, чтобы люди жили, потому, если Он сказал «умрешь», то это не означает, что если захочешь жить, подчинишься законам мироздания, призовешь Бога, то не воскреснешь: Слова от Лица Божия: «Я умерщвляю и оживляю... (Второзаконие 32:39)».
Откровение о животворящем действии Бога дает нам учение Иисуса, Сына Божия, который был послан в мир людей, чтобы открыть нам путь Спасения, через освобождение от власти греха и смерти:
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
(Св. Евангелие от Иоанна 3:16)