Адказ беларускай праваабаронцы на артыкул Ландсбергіса

Aug 18, 2011 15:57

Почему не стоит искать черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет

На ru.delfi.lt напечатана статья Витаутаса Ландсбергиса «Большая игра, плохие игроки» про выдачу Литвой счетов белорусского правозащитника Алеся Беляцкого. После статьи стало понятно, что мне стоит все-таки разъяснить определенные моменты, чтобы исключить всякие политические спекуляции со стороны литовских политиков.

Политическая спекуляция номер один. Витаутас Ландсбергис назвал организаторами данного политического скандала (не поверите)… российские власти. Причем, с целью притушить другой политический скандал: «Вне всякого сомнения, поводом для него могла послужить неблагоприятная для российских властей афера с освобождением М.Головатова, российские же власти для нейтрализации скандала обычно используют другой скандал».
Не стоит прикрываться Россией там, где ею даже не пахнет. 

Во-первых, Россия точно также сдает информацию по белорусским оппозиционным структурам. Год назад смоленская налоговая инспекция сдала Беларуси (по запросу белорусских коллег) всю финансовую информацию по независимой газете «Витебский курьер», вынужденной печататься и работать в эмиграции. Аккурат перед президентскими выборами в Беларуси в 2010 году, из-за чего у газеты всю президентскую кампанию шли долгие и нудные суды с белорусской налоговой якобы по неуплате налогов. Если за выдачей счетов Алеся Беляцкого Литвой стоят российские спецслужбы, то зачем им было так подставляться с «Витебским курьером»?
Во-вторых, литовцам не стоит делать вид, что ситуация с Алесем Беляцким - трагическая случайность. То, что у поляков страшная роковая ошибка, у литовского правительства - осознанная и целенаправленная политика, по крайней мере, в течение последних 3-х лет.
Я знаю, о чем говорю: Гражданская Кампания "Наш Дом" официально снимает офис в Вильнюсе с 2009 года, платит аренду и прочие коммунальные услуги. В июле 2010 года мы собирались делать встречу наших правозащитников в Вильнюсе. Несмотря на официальный договор аренды помещения в течение последних лет, несмотря на забронированные гостиницы, несмотря на программу мероприятия и кучу других документов, литовское посольство в Беларуси не нашло «достаточных оснований» для выдачи визы белорусским правозащитникам. Да что там посольство! МИД Литвы, куда я звонила, тоже «оснований» «не нашел». Я понимаю, что встреча белорусских правозащитников в Литве незачем литовским властям. Куда милее и предпочтительнее выдать литовскую визу (и ведь достаточные основания нашлись без проблем!) «невъездным» в Евросоюз замминистра юстиции Беларуси Алле Бодак, судье Верховного суда Алексею Рыбакову и другим белорусским чиновникам. Видать, «аргументы» белорусских чиновников намного убедительнее для литовского МИДа, чем документы от белорусских демократов.
Но и это еще не конец истории. Меня в июле 2010 года очень сильно впечатлило отношение литовского посольства к белорусским демократам: ведь мало того, что литовское посольство нам просто отказалось выдать визы и делало все, чтобы сорвать нам встречу в Литве. Подобного хамства, с каким с нами обращались, я даже от белорусских чиновников давненько не слыхала. Каждый новый день на протяжение целой недели консул литовского посольства с непривычным именем Люда требовала новый, еще один, документ для оформления визы. Апофеозом ее творческой деятельности стало форменное издевательство: в четверг она предложила всем правозащитникам написать доверенность на сдачу документов кому-то одному, а в пятницу (на следующий день!) потребовала предоставить еще один документ от каждого лично, хотя люди написали доверенность и уже успели разъехаться домой.
Вы себе представляете расходы организации, которая вынуждена оплачивать неделю питание и проживание в Минске пары десятков человек? Наши правозащитники от такого отношения были в шоке. Я потом обсуждала эту ситуацию с другими правозащитными организациями и совсем не удивилась, услышав рассказы о хамстве и грубости литовского посольства от них тоже.
Кстати, напомню, что белорусские правозащитники вынуждены проводить свои встречи за границей не от «хорошей жизни». 19-го апреля 2011 года моя организация проводила встречу правозащитников в Минске. Итог: 18 правозащитников арестованы, 4 человека провели в тюрьме довольно продолжительное время. Господин Ландсбергис, приглашаю Вас лично поприсутствовать на следующей нашей встрече в Минске и ощутить, так сказать, на себе, как это - когда Вас лупит со всей силы по щекам амбал и при этом смачно описывает, как он Вас будет насиловать нетрадиционным способом? Каково это - когда тебе не дают спать, пить, кушать и сидеть сутки? Остроту ощущений и воспоминания на всю жизнь гарантирую.
Господин Ландсбергис, неужели это российские спецслужбы заставляют литовское посольство в Беларуси хамить белорусским гражданам и срывать встречи белорусских правозащитников? Неужели из-за коварства и происков российских спецслужб литовское посольство в Беларуси отказывает в визах белорусским правозащитникам, но при этом с легкостью штампует визы «невыездным» в Евросоюз чиновникам? Ай-яй-яй, какие гадкие эти российские спецслужбы!

Политическая спекуляция номер два. Господин Ландсбергис удивляется, почему, получив информацию еще в феврале, белорусские власти ждали так долго? Его слова: «Вот перед нами карта против правительства Литвы, заготовленная якобы в феврале, когда мы ее открываем? - сейчас!».
Объясняю: белорусская государственная система - это, конечно, специфическая система, но даже она работает с бюрократическими процедурами. Белорусская налоговая не могла использовать данные, полученные в феврале, сразу в этом феврале, по одной простой причине: у нас налоговые декларации сдаются до 1-го марта текущего года, а потом до 1-го мая в них можно внести изменения. Поэтому до 1-го июня налоговая не могла реагировать, а должна была ждать, не выслал ли Беляцкий неожиданно письмом свою декларацию как раз 1-го мая.
Письмо Беляцкому (как, кстати, и мне) с приглашением отчитаться о доходах из-за границы пришло в середине июня. Значит, оно было отослано в самом начале июня. Считайте сами, все сходится.
Почему Алесь Беляцкий не арестован в июне, а арестован в августе? Это тоже просто и объяснимо: получив ответ из Литвы, белорусские власти получили формальное основание делать запрос в Генеральную Прокуратуру Польши. Все знают, что Генеральная Прокуратура Польши выдает информацию только при возбуждении уголовных дел. Литва, господин Ландсбергис, подставила Польшу в этом вопросе. Считайте сами: два месяца - нормальный срок для обмена информацией между государственными органами разных государств. Я бы добавила: еще удивительно, что Беляцкий арестован в августе, а не, скажем, в сентябре или октябре. Заметно, что белорусские власти очень торопились.

Политическая спекуляция номер три. Витаутас Ландсбергис удивляется, почему Алесь Беляцкий, зная о том, что его ждет, не сбежал из страны?

А я удивляюсь, почему господин Ландсбергис этому удивляется. Может, кому-то в Евросоюзе, насмотревшись БТ, кажется, что каждый белорусский демократ спит и видит, как бы ему получить политубежище в Литве. Алесь Беляцкий остался в Беларуси, потому что он очень любит свою Родину. Может, это и звучит странно для литовских политиков, но причина именно в этом. И в том, что он понимал, что если не остановить вот это начавшееся несколько лет назад предательство Литвы, то назавтра уже под угрозой будет не один он, а сотни людей. Он пожертвовал собой, и эта страшная жертва на совести литовского правительства и литовских политиков.
Кстати, об отношении литовских политиков. Милиционер Динас Гедиминович Линкус, который четыре месяца назад избивал меня и угрожал изнасилованием, литовец по национальности. Я лично звонила председателю комитета по иностранным делам Сейма Литовской Республики Эмануэлису Зингерису с вопросом, что нужно сделать, чтобы белорусский милиционер литовского происхождения Динас Линкус стал «невыездным» в ЕС. Знаете, господин Ландсбергис, куда меня послал господин Зингерис? Не поверите: в Ваш МИД. Да-да, тот самый, который отказывает в визах белорусским правозащитникам и выдает визы «невыездным» белорусским чиновникам. Хорошо еще, что не послал к генералу МВД Беларуси Анатолию Кулешову, который бахвалится кровавым разгоном мирной демонстрации 19-го декабря 2010 года. Я даже не удивлюсь, если белорусскому милиционеру Динасу Гедиминасу Линкусу литовское посольство в Беларуси уже в паспорт вклеило визу.

Несмотря на все заверения Витаутаса Ландсбергиса, что Литва «в силу исторического опыта, кое-что понимает лучше», выходит как раз наоборот: не похоже, что Литва вообще старается понять ситуацию. Исторический опыт Литву ничему не научил или ею благополучно забыт. Нам мало того, что кто-то там из Литвы сейчас обещает всемерную помощь Алесю Беляцкому. Нам мало извинений и мало обещаний Литвы, что такое «больше не повторится». Самое страшное уже случилось - человек в тюрьме и, возможно, на многие годы. А самое ужасное то, что это было сделано литовским правительством сознательно и намерено.

Имейте мужество хотя бы в этом признаться…

Ольга Карач
НАШ ДОМ

Цалкам адэкватны адказ на спробы адмазацца ад уласнага ідыятызму, ўсклаўшы віну на прывычную "крывавую гэбню".

Беларусь, апазіцыя, Літва

Previous post Next post
Up