Насилие в семье_причины (конспект)

Mar 02, 2010 10:48

Причины
1. семейная история вступающих в брак партнеров и особенности личности. Это первое и главное.
2. культурно-исторический контекст (то есть насколько допустимо насилие в данном слое общества в это время) и система ценностей человека на фоне культурно-исторического контекста.
Внимание! Садо-мазо - всегда парочка!
Жертва и агрессор «спаренная» система, агрессор не существует без жертвы, а жертва без агрессора.
- Когда муж поднимает руку на жену, она часто начинает оправдывать его и ищет причину такого поведения любимого человека в себе. Правильно ли это?
- Нет, не правильно. Все истинные причины проявления насилия скрыты в детстве. Жертва не может быть причиной насилия, но если её семейная история, воспитание, особенности личности жертвы таковы, что она оправдывает насилие, то она позволит насильнику проявиться. Она разрешает агрессию, потому что в её прошлом агрессия была, и она воспринимает её как факт жизни.
Садо-мазо - это всегда пара. Это игра внутри себя, но с использованием партнера. Насильник - часть жертвы, а жертва - часть насильника. Если нормальный человек сталкивается с рукоприкладством, то у него в подобной ситуации, скорее всего, возникнет глубокое изумление: как это может быть? Для него насилие неприемлемо. Он сначала даже не поймет, что произошло, а потом встанет и уйдет, потому что в его истории нет принятия ни насилия, ни жертвенности. Его душа и тело не хранят такой памяти.
Бить человека нельзя, а тем более нельзя бить того, кого любишь. Это все равно, что бить себя, уничтожать себя.
Человеку нужно большое мужество, чтобы признать: он нормальный, а нормы - не нормальные. Всегда легче подстроиться под нормы.
- А почему любящий человек может ударить?
- Он так выражает любовь. У него самая сильная эмоция - агрессия подчинения.
Дом - такое место, где человек должен чувствовать себя в безопасности, чувствовать себя собой, поэтому он хочет делать то, что не может с чужими людьми. Например, орать, топать ногами, бить посуду. На самом деле, ему хочется это сделать на работе, но там он не имеет право на подобные реакции, а уж дома он развернется… Отсюда традиционное мужское: «Я сказал!». На самом деле, эти грозные мужчины просто неудачники. У нормального мужчины на работе коррида, а дома он с удовольствием становится подкаблучником: «Дорогая, какие обои, зеленые или фиолетовые? Любимая, какая прелесть, что я могу дома поклеить фиолетовые обои, если бы я это выкинул на работе, то меня бы не поняли». Семья - это не место для реализации власти.
зачем дома показывать власть? Во внутреннем семейном пространстве женщина - королева. Мужчина должен нести конечную ответственность за благополучие семьи, власть - в ответственности. И если он понимает, что конечную ответственность за свою жену, своих детей, свою скотину и свой дом несет именно он, то отвечать за фиолетовые обои ему совершенно ни к чему. Дом - это женское царство. Мужчина определяет стратегию, а тактика внутри семейного пространства - женское дело.
Позиция «поднял руку - развод» или «сделаешь то-то - развод», означает, что человек вырос в семье, где привыкли манипулировать угрозами, не выполняя их.
Либо партнеры до конца не познакомились. Например, он забыл ей сказать, что измена для него означает разрыв отношений, а она забыла предупредить, что для неё малейшая попытка насилия означает развод.
…если они недавно познакомились, то нужно сказать примерно следующее: «Сядь и слушай. Меня бить нельзя никогда и ни при каких обстоятельствах».
Для нормального человека, если его один раз сгоряча ударили за дело, то нужно поговорить, попросить прощения, сказать: «Я понимаю, что ты сорвался, но колотить себя больше не позволю и не буду больше повторять то, что я сделала».
Она может быть настолько забита, что реагирует на начальника как на фигуру, которой разрешено насилие и провоцирует его. Повторюсь, насилие и жертвенность не могут существовать изолированно друг от друга.
Дети в результате однозначно будут искать партнеров, которые готовы включиться в диполь «жертва-насильник». И передавать это отношение к рукоприкладству своим детям. Насилие распространяется в пространстве и во времени.
он позволил себе разговаривать с супругой в позиции «сверху вниз». На психологическом языке такой стиль общения называется позицией «доминирования» или позицией «подавления личности другого человека с помощью агрессивных манипуляций».
Чем страшна агрессия? Она провоцирует агрессора смотреть на другого человека свысока, словно он является существом второго сорта, средством удовлетворения наших потребностей. Вследствие этой высокомерной установки, один человек начинает судить другого, давать ему нелицеприятную оценку, неоправданно подозревать его, делать замечания, придираться к нему. А другой человек попадает в позицию виновника, который не оправдал наших надежд. Он начинает оправдываться, объясняться, клясться в своей верности, просить прощения за то, чего не совершал. Это неравенство положений, в которое встают люди в ситуации агрессии - один «сверху», - другой «снизу».
Когда человек должен извиняться, оправдываться за то, что он не совершал, - это всегда унижает его личностное достоинство.
агрессия порождает встречную агрессию.
Любовь такого мужчины - это любовь собственника. Многие женщины даже к такому типу любви стремятся. Почему? Некоторым людям присуща особая психология жертвы, и они, даже оказываясь в ситуации, когда их бьют, попирают словесно, и даже физически, с этим живут, утешаются и даже находят в этом нечто хорошее.
Чтобы увидеть в другом человеке личность, человек должен сам быть развит в духовно-нравственном отношении.
Задумаемся, откуда берется ревность? Когда человек чувствует, что он чего-то недополучил, ему чего-то недодали: любви, общественного признания, профессиональных знаний, образования, - он всегда внутренне страдает. Страдает оттого, что он не состоялся как личность, чего-то не достиг, не понял, не сумел.
… необоснованных подозрений. Что это такое? Это и есть проявление «комплекса неполноценности». Неполноценность человеческой личности, инфантилизм, незрелость выражается в том, что человек часто становится агрессивным по любому поводу, он вымещает на другом человеке недостаток своего развития как личности.
любая женщина «цепляется» за пусть крохотные проявления любви со стороны своего супруга. Поэтому если, например, после сцены агрессии вдруг муж резко сменил гнев на милость и опять ей сказал о любви, или он, например, обнял ее, или между ними интимная жизнь восстановилась (бывают даже супружеские пары, в отношениях которых бурное конфликтное поведение с подозрениями, ревностью резко сменяется страстностью, пылкостью во взаимоотношениях чисто интимного характера), - такая резкая смена состояний женщину обескураживает.
Понимание того, что же на самом деле происходит, - результат очень тяжелой работы внутри себя, которую женщина-жертва проделывает. На это уходит не только месяцы, но и годы. Она себя утешает, успокаивает, думая: «у него характер такой», «это я что-то не так сделала, надо мне в следующий раз угодить: что-то я не так подала, не так спросила». А потом вновь - слышит в свой адрес презрительные слова, незаслуженные оскорбления, придирки и упреки… И постепенно ее терпению приходит конец. Былые теплые и доверительные отношения рушатся. Возникает невидимая стена непонимания и отчуждения.
…нервно-психический срыв, когда все время человек живет в страхе, в состоянии подавленности, угнетенности, когда он теряет самого себя - это крайне тяжелое переживание. Выдержать его могут далеко не все…
Коллизия в том, что агрессия в супружеских отношениях выливается в некий комплекс, где одно дополняет другое: если один распаляется, раздражается и гневается, то и другой человек попадает в жуткое, зависимое, боязливое и неестественное состояние, которое «разламывает» человека изнутри. Это на самом деле очень тяжелые переживания, крайне тяжелые!
Кстати, характерный признак переживания агрессии и возникающего из нее страха - боль в области солнечного сплетения.
Культурный человек за собой следит; человек, способный к самосознанию, к рефлексии, может наблюдать за собой и видеть свои ошибки. Но есть такие люди, чрезмерно эмоциональные, импульсивные - вот такие психопатичные натуры, которые сначала говорят или делают гадости, а потом только думают.
Отношения, составляющим которых является постоянный страх, допустимы и нормальны только для духовно больных людей. Для людей здоровых они невыносимы и ненормальны.
Мы знаем массу примеров из жизни силовых структур, например армейских частей, которые демонстрируют нам, что командовать, если у тебя есть власть и сила ее удержать, всегда проще, чем думать и действовать. Командовать всегда проще, чем нести ответственность за принимаемые решения.
…просто придти к кому-нибудь в дом и посмотреть, как человек бьет своего ребенка, и потом уверенно сказать: «Если он его так бьет, то значит НЕ любит».
В любом случае насилие - это преступление. Преступление против семьи, тяжесть которого, однако, как и любого другого преступления, может варьироваться.
Характеристики мужчин, совершающих насилие в семье (отрывочное):
Полное отрицание
Нарушитель полностью отрицает вину, говоря, что ничего не произошло.
Нарушитель исключает из описания своего поведения:
недопустимое поведение (без применения физического насилия), которое он вообще не хочет рассматривать.
Нарушитель включает (признает) только жестокое обращение, которое стало достоянием общественности, нередко через органы правосудия.
…сокращает описание жестоких действий до слов «у нас была ссора».
Зачастую нарушитель овеществляет свою партнершу, отрицая ее человеческую сущность. Нет сомнения в том, что это основной процесс в семейном насилии. Он считает свою партнершу уродливой или злой и думает о ней в унизительных категориях (характеризующих пол), таких как с-а, п-да, проститутка. Это часть процесса, который позволяет ему совершать насилие, испытывая все меньшее сочувствие к своей партнерше.
не может понять, что она вызвала полицию ради собственной безопасности, а не для того, чтобы наказать его.
Обвинение партнера
«Она довела меня до края»; «Она выводит меня»; «Она знает, какой я»; «Если бы она не сделала х, я не сделал бы у»; «Она все продолжала (ныть)».
абсолютно не чувствует ни вины, ни сожаления. До тех пор пока нарушитель будет возлагать ответственность за свое поведение на партнершу, его мотивация работать для достижения изменений в себе будет оставаться низкой.
Он будет стараться говорить о ее поведении и своих чувствах.
Чаще всего можно слышать: «Со мной все в порядке до тех пор, пока я не выпью».
Алкоголь является вполне доступным средством оправдания и отрицания ответственности; одновременно он растормаживает поведение. Ритуал распития спиртных напитков перед совершением жестоких действий отчетливо прослеживается в актах насилия, сопровождающих футбольные игры. В случаях совершения насилия в семье алкоголь и наркотики сами по себе не являются причиной агрессии нарушителей
Нарушитель обычно начинает рассказ о нападении на свою партнершу словами «Ну, у меня тогда был такой тяжелый день на работе» или «У нас были проблемы с деньгами». Подобное декорирование жизни нарушителя стрессом представляет собой попытку сделать его действия понятными, обусловленными внешними обстоятельствами.
Мужчины, совершающие насилие в семье, стремятся поддерживать у себя чувство, что они имеют неограниченные права:
• наказывая женщину за что-то, что она сделала неправильно («преподать ей урок»);
• принуждая ее делать то, что она не хочет (например, «заткнись»);
• удерживая ее от поступка, который она хочет совершить (например, разорвать взаимоотношения).
Нарушитель может также заставить свою партнершу оказывать ему различные услуги (например, секс, домашняя работа, эмоциональная забота)

агрессия, психология, НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ

Previous post Next post
Up