И немного о ценах

Apr 13, 2017 13:00

Периодически натыкаюсь в своей френдленте на возмущения в стиле «вчера масло «Сложнозамочено» подорожало на 20 рублей, а Росстат…». Однако, как говорила одна «дочь крымского офицера», не все так однозначно. Есть в теме инфляции несколько нюансов.
Во-первых, важно на самом деле не то, на сколько вчера подорожал товар, а как долго до этого цена не менялась (и если менялась, то как). К примеру, если год назад масло «Сложнозамочено» стоило 100 рублей, а сегодня - 120, то рост на 20% произошел не «за вчера», а за год (то, что называется - «в годовом выражении» или «год к году»). Как говорил товарищ Юркорский, «ясно даже и ежу», что ни один магазин не повышает цены на 0,1% в неделю (обычно это происходит по распоряжению внутри сети, при поступлении новых прайсов от поставщика или партий товара и так далее).

В-вторых, изменение цены на товар одного отдельно взятого производителя - это все же брендовая инфляция. Известные бренды могут позволить себе более существенно повышать цены именно в силу своей популярности («раскрученности»). Однако в последние полтора года на рынок вышло немало новых брендов с гораздо более низкой стоимостью. Естественно, далеко не все из них отличаются высоким качеством (тут уж или хорошо, или дешево), однако в целом, вспоминая все ту же дочь крымского офицера, не все так однозначно. Скажем, лично на меня курятина «Самарский бройлер», бытовая химия «Гадкий утенок», мыло «Весна», консервированный горошек «Круглый год», маслины «Красная цена», подсолнечное масло «Аннинское» и еще с десяток товаров произвели вполне положительное впечатление. А вот создателей продукта под названием «Костромской сыр» (производитель АО «Тандер», купил эксперимента ради пару недель назад в «магните») следовало бы расстрелять как врагов народа, потому что это г…. эту гадость нельзя обозвать даже «сырным продуктом».
В-третьих, даже если вывести среднюю цену одного отдельно взятого продукта (скажем, того же масла) с учетом разных брендов, то и она показателем инфляции являться не будет, поскольку цены на разные товары изменяются по-разному, иногда даже разнонаправленно. Скажем, весной прошлого года в самарских магазинах в окрестностях моего дома сахар стоил 55-60 рублей за кг, а сейчас - 39-38 и даже 37 рублей (хороший урожай свеклы в прошлом году пополам с тяжело, но все же идущим процессом импортозамещения). Сюда же относится и активизация фермеров. Скажем, вполне приличную свинину в Самаре можно купить по 220-260 рублей за 1 кг (по моим воспоминаниям, цены уровня 2013 года).
В-четвертых, в последние год-полтора почти все магазины из тех, в которых я более-менее регулярно бываю, стали активнее использовать акции (надо полагать, в рамках борьбы со снижением продаж вследствие снижения реальных доходов и потребительской активности населения). «Желтые ценники», естественно, далеко не самый серьезный аргумент против инфляции, однако свой небольшой эффект оказывают (тем более что Росстат их, я думаю, при расчетах не отсекает).
В-пятых, скажем так, локальность наблюдений. 1-2 и даже 3 магазина в рамках одного города - слишком маленькая выборка по сравнению с Росстатом, чтобы по динамике цен в них делать уверенные выводы о реальном уровне хотя бы продовольственной инфляции, поскольку цены (и темпы их изменения) могут серьезно различаться даже в разных магазинах одной сети в одном городе.
В-шестых, территориальные особенности. Такие факторы, как наличие местных производителей, возможность построения замкнутого цикла (вырастил - переработал - продал в пределах одного региона), стоимость логистики и так далее сильно сказываются и на уровне, и на динамике цен. В регионах, где много производителей в одной отрасли, темпы роста цен на соответствующую продукцию, как правило, в среднем ниже.
В-седьмых, сезонный фактор. Самый простой пример - овощи и фрукты, традиционно изрядно дорожающие зимой (хотя за последний год в Самаре, по моим наблюденияс «зимний рост» был не таким впечатляющим благодаря развитию тепличного хозяйства). Однако сезонность играет свою роль не только в плодоовощном хозяйстве.
В-восьмых, помимо продуктовой инфляции существуют еще и цены на непродовольственные товары и тарифы на услуги. На большинство непродовольственных товаров цены отследить сложнее (все же большинство россиян покупают мужские пальто и даже женские туфли не каждый день), однако и в этом случае динамика довольно разнонаправленная. Скажем, сигареты и многие лекарства подорожали очень даже заметно, да и тариф на электричество, к примеру, у меня вырос почти на 10%. С другой стороны, коммуналка у меня выросла в прошлом году примерно на 5%, тариф на газ - меньше чем на 4%, а услуги сотовых операторов вообще не изменились.
В-девятых, значение имеет еще и доля расходов на приобретение тех или иных товаров и услуг в общем объеме расходов домохозяйства (семьи). Скажем, на коммуналку у меня уходит примерно 8% от моих ежемесячных «необходимых расходов» (продукты, коммуналка, связь, электричество), на сотовую связь - 2%, а на сливочное масло - примерно 0,25-0,5%, поэтому рост тарифа на 5% и 0% на сотовую связь для меня куда заметнее, чем рост цены масла на 20%. Кстати, Росстат также считает «по долям», и наибольшая доля - 9,5% - приходится на мясо и мясопродукты.
В целом моя личная инфляция в марте составила примерно 6-7% в годовом выражении (6% - без учета сигарет и лекарств, 7% - с учетом). Хоть и не на порядок, но выше Росстата (4,3% год к году), однако явно ниже чем инфляционные ожидания по опросу ЦБ (11,2%) или подсчеты некоторых моих френдов по узкому (8-12 наименований) перечню продуктов (10-18%).
Тем не менее, инфляция с точки зрения рядового гражданина сейчас ощущается гораздо сильнее, чем 3-4 года назад (когда она, по данным Росстата, была выше). На мой взгляд, основная причина в том, что с начала 2000-х и до осени 2014 года реальные располагаемые доходы населения преимущественно росли (темпы рост зарплат и прочих прибытков обгонял рост инфляции). Практически единственное исключение - кризис 2008-2009 годов, однако он был относительно краткосрочным (в среднем, разумеется, поскольку в некоторых городах, таких как многострадальный Тольятти, он толком и не заканчивался).
Нынешний кризис в этом плане сильно отличается от 2008 года - реальные доходы падали более двух лет подряд и даже сейчас устойчивого роста не демонстрируют (хотя отчасти это можно объяснить ростом серых зарплат и теневого сектора). При этом двухлетнее падение доходов уже привело к тому, что заначки у многих россиян «рассосались», и поддерживать прежний уровень жизни за счет «подушки ликвидности», накопленной в более «тучные годы», возможности уже нет.
Кроме того, сказывается и «эффект высокой базы», когда из-за большого роста цен в предыдущий период прирост в следующем периоде в процентном соотношении получается ниже. Для примера: в прошлом году масло выросло с 80 до 100 рублей, а в этом году - со 100 до 120. Прирост в обоих случаях на 20 рублей, однако темпы роста в первом случае +25%, во втором - +20%.
Этими эффектами в значительной степени и объясняется ощущение куда более высокого роста цен, чем есть на самом деле.

индекс потребительских цен, инфляция

Previous post Next post
Up