Просматривая тексты про «дело блогеров», которые регулярно появляются в моей френд-ленте, поймал себя на мысли, что очень многое, имеющее отношение к этой истории, остается по большей части за кадром (а то и не по большей, а вообще от слова «совсем»).
Предысторию уместнее будет начать с создания год назад совладельцем холдинга «Волгопромгаз» Владимиром Аветисяном антигубернаторской коалиции по образцу и подобию «Антанты» (оно же АО «Самара» - краткосрочный союз Аветисяна, Качмазова и Ищука, который привел на пост мэра Самары Виктора Тархова вместо Георгия Лиманского). На местном уровне в коалицию должны были войти водочный король Александр Милеев и депутат Олег Борисов.
Однако Борисов по трезвому размышлению предпочел договориться с губернатором и благополучно получил то, что ему требовалось.
Милеев же, отличавшийся серьезными связями, в том числе по линии Росспиртпрома, в который он регулярно ездил (и не с пустыми, разумеется, руками), а также конфликтом с НИМом из-за «Родника», согласился исполнить роль центрального нападающего на фронте выборов в райсоветы. Впрочем, судя по недавнему отказу Милеева от участия в праймериз, можно предположить, что водочный король либо предпочел закончить игру против губернатора боевой ничьей, либо сделал вид, что предпочел.
На федеральном уровне коалицию украшал глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов, у которого имелись и свои причины вмешаться в ситуацию помимо близкого знакомства с Аветисяном, возглавлявшим ранее холдинг «Объединенные автомобильные технологии», а позже трудившимся советником самого Чемезова. В Самарской области у «Ростеха» немало интересов, так что максимально лояльный глава региона очень даже не помешает. Собственно, именно эти персонажи при посильном содействии сенатора Азарова и некоторых других еще более высоких граждан обеспечили губернатору первый «мордой-об-стол» известной историей с прошлогодними праймериз.
Уверен, что на местном уровне эта коалиция дополнялась депутатом Михаилом Матеевым (человек, прямо скажем, не чужой «Волгопромгазу»), а на федеральном со временем явно пополнилась депутатом Госдумы Александром Хинштейном (поскольку иначе сложно объяснить его внезапное обострение в последние несколько месяцев по поводу губернатора). Любопытный нюанс - еще несколько лет назад я слышал по поводу Хинштейна фразу, что «Хин - чел от фейсов», и надо же какое совпадение - стоило НИМу выдавить Хинштейна в Нижний, как в теме областного Минздрава тут же нарисовались фейсы.
Кстати, думаю, что основная цель всех этих действий - отнюдь не добиться немедленной отставки НИМа (это сложно и к тому же опасно), а по максимуму подпортить репутацию губернатора и его команды и тем самым способствовать провалу «ЕР» на выборах в сентябре. Отвечать за них в любом случае будет губернатор. И в этом случае коалиция может убить сразу двух зайцев. С одной стороны, провести своих кандидатов в губ и гос думы. С другой стороны, чем ниже будет результат и чем больше будет скандалов в связи с вбросами, каруселями и тд, тем выше шансы НИМа после выборов превратиться в простого мордовского пенсионера, а то и подцепить «синдром Хорошавина - Гайзера».
Главным пиарщиком коалиции, судя по всему, стал любимый партнер Бегуна - Эрнест Старалев, что объясняет в том числе и его появление в явно предвыборном проекте аветисяновского телеканала «Терра» - программе «Бункер С» (название, кстати, очень напоминает о популярном в свое время сайте «Бункер Сталина»). Бегуну же, который незадолго до того с треском выпал из губернаторской милости в силу чрезмерной привычки работать и «на наших, и на ваших», в этой конструкции отводилась роль центрального нападающего в блогосфере. Схема, надо полагать, планировалась стандартная - первичные «посевы» (вбросы негатива) через блог Бегуна с последующим их тиражированием в соцсетях и затем отработкой через коалиционные СМИ с последующими вторичными «посевами» в тех же соцсетях (но уже в менее чернушных блогах).
Думаю, Шатило и «дело блоггеров» в первоначальные планы коалиции вряд ли входили - скорее опять же сработала привычка Бегуна получать деньги и оттуда, и отсюда. Заметна была и некоторая растерянность «коалиционеров» после ареста бегуна и попытки перекрыть понесенные в блогосфере потери «подручными средствами», а затем и поэтом Гутиным. Правда, несмотря на стихи про плохие дороги, выступление в «Бункере» со Старателевым и явки на митинги оппозиции, «поэтический проект», похоже, быстро исчерпал себя. Зато сам арест Бегуна коалиция отработала по максимуму.
И вот тут, наконец, можно сделать паузу и задуматься: в показаниях Бегуна и многочисленных материалах по «делу блоггеров» очень много сказано о том, кого и как «мочил» Бегун по заказу НИМа (хотя часть этих показаний выглядит откровенно смешно), однако ни слова не сказано о том, чем Бегун занимался в последние несколько месяцев перед арестом помимо «разговоров с Шатило». Правда, странно?
В общем, продолжение будет.