Здравствуйте. В среду министерство экономического развития порадовало общественность сообщением о том, что все еще считает реалистичным свой прогноз о росте индекса потребительских цен на 12,2 процента по итогам 2015 года. Правда, для этого с учетом накопленной за январь-сентябрь инфляции цены в четвертом квартале должны расти не больше чем на 0,6 процента в месяц. Представители Минэкономразвития уверены, что ежемесячный прирост за октябрь-декабрь может быть даже меньше - официальный прогноз предполагает рост на 0,5-0,6 процента, чему будет способствовать снижение эффекта от девальвации рубля летом этого года.
Однако уже через несколько часов бездушный Росстат нанес жестокий удар по самому оптимистичному месту Минэкономразвития.
В сводке об уровне недельной инфляции говорилось, что за неделю 13-19 октября индекс потребительских цен вырос на 0,2 процента, а в целом с начала месяца - на 0,5 процента. Даже исходя из этих данных, в целом за октябрь инфляция должна составить примерно 0,8 процента, что уже ставит под вопрос выполнимость годового прогноза Минэкономразвития.
При этом велика вероятность, что в оставшиеся до нового года девять недель инфляция будет ускоряться, несмотря на наличие факторов, препятствующих этому.
Пик последствий от летней девальвации рубля действительно уже более или менее пройден. При этом снижение реальных доходов населения и, соответственно, платежеспособного спроса будет по-прежнему препятствовать догоняющему росту цен на товары и услуги, в которых импортная составляющая невелика или вовсе отсутствует.
В то же время к середине октября уже практически исчерпал себя традиционный для конца лета и первой половине осени сезонный фактор снижения цен на плодоовощную продукцию. Это зафиксировал и Росстат - несмотря на продолжающееся еще удешевление картошки, моркошки и капустки, скачок стоимости помидоров и огурцов привел к тому, что цены на плодоовощную продукцию в целом выросли за неделю на 1,9 процента. В дальнейшем этот процесс, естественно, продолжится, хотя в годовом выражении инфляции будет замедлятся благодаря эффекту высокой базы ноября-декабря прошлого года.
Поэтому даже 13 процентов по итогам года пока выглядят оптимистичным прогнозом. Наиболее же вероятным остается 13,5-14 процентов, и то при условии, что курс рубля не попытается еще раз проверить «дно» на прочность.
Илья Липкинд, директор информационного агентства «Саминвестор», для Бизнес ФМ Самара, 23.10.2015.