Художник Хосе Бенльюре и Хиль (José Benlliure y Gil)

Apr 21, 2014 07:54

Вы наверняка удивитесь тому, что я решила писать о художнике, и будете правы: тема абсолютно не моя. Но иногда стечение обстоятельств вынуждает устроить себе некий минимальный ликбез. Так и в этот раз: посетив в октябре 2013 года Валенсию, я зашла в дом-музей художника Хосе Бенльюре. Погуляв по дому среди большого количества произведений искусства, полюбовавшись прелестным садом и обойдя флигель, в котором выставлены картины и керамика, я, конечно, сфотографировала все это великолепие и планировала вам его показать. Но имя художника мне ни о чем не говорило. К тому же я посетила выставку прекрасных скульптур Мариано с такой же фамилией - Бенльюре, о котором до поездки в Валенсию мне тоже не приходилось слышать, и я решила узнать об этих мастерах побольше.

Каково же было мое  удивление, когда я обнаружила, что есть еще несколько художников с такой же фамилией. А когда я разобралась, что дом-музей все же принадлежал Хосе Бенльюре и Хиль и начала смотреть его работы, я поняла, что мне интересно вникнуть в его творчество поглубже, а заодно понять, кем же он был и почему их, художников Бенльюре, столько в Испании. Родственники? Однофамильцы?

Так что считайте этот пост преддверием будущего рассказа о Доме-музее. Мальнькое такое исследование для себя :)

В качестве заставки я хочу использовать картину Хосе Бенльюре, которая мне понравилась больше всего. Она называется  "Лодка Харона" (La barca de Caronte) и и была написана в 1919 году. Что на ней изображено? Об этом немного ниже.



А пока разберемся с роственными связями семейства, подарившего Испании столько чудесных мастеров.

Но сначала я хочу подчеркнуть одну особенность передачи по наследству фамилий, принятых у испанцев: они двойные и состоят из первой фамилии отца и первой фамилии матери. Это значительно облегчает понимание родственных связей внутри семьи. Как оказалось, все Бенльюре являются членами одной семьи (и вообще в Испании есть только 542 человека, которые в качестве первой или второй фамилии имеют фамилию Бенльюре, и большая часть из них проживает в провинции Валенсия). Родословная этой семьи прослеживается от  моряка  Бенльюре Руиса, проживавшего в одном из маленьких поселков у моря, ныне территориально являющимся прибрежным районом Валенсии.

Хуан Антонио Бенльре ТомАс 1832 года рождения, сын этого моряка, не продолжил семейную традицию мореплавания и посвятил себя живописи. Женился он на Анжеле Хиль Гампос 1829 года рождения, и от этого брака у Хуана Антонио родилось шестеро детей.

Все его сыновья - Блас, Хосе, Хуан Антонио и Мариано - носили фамилии Бенльюре Хиль и все посвятили себя искусству, став известными мастерами. Самую большую  известность приобрели художник Хосе, в дом которого я и приглашу вас чуть позже, и Мариано, очень известный скульптор, немало работ которого я видела в Валенсии в разных музеях, а также на специально посвященной ему выставке в монастыре Кармен, о котором я еще не рассказывала - она еще ждет своей очереди :) Работы скульптора меня очень впечатлили, я хочу рассказать о нем отдельно. Этот же рассказ я хочу посвятить художнику Хосе Бенльюре Хиль. И, чтобы не возвращаться более к родословной этой замечательной семьи, замечу, что сын самого Хосе (у него было три дочки и сын) тоже стал известным в Испании живописцем, его звали Хосе Бенльюре Ортис, 1884 года рождения, больше известным под прозвищем Пеппино. Пеппино жил в Риме, а затем в Алжире, а в 1913 году обосновывается в Валенсии во доме своего отца, в том самом доме, где сегодня находится Дом-музей. Он умер в 1916 году из-за болезни легких, успев приобрести известность и выставить свои работы на нескольких важных выставках. Его отец, художник Хосе Бельюре Хиль, о котором дольше и пойдет речь, умер в 1937 году, пережив своего сына на 21 год.

Итак, известный испанский художник Хосе Бельюре Гиль родился 30 сентября 1855 года в семье художника и театрального декоратора, которая вскоре переехала из дома на берегу моря в район монастыря Кармен в Валенсии. Нужно отметить, что в стенах монастыря с 1850 года находилась Королевская Акдемия искусств имени Святого Карлоса, совсем недалеко от дома семьи Бенльюре. Оба брата, Хосе и Мариано, сначала учились в этой Академии в классе молодого преподавателя живописи Франциско Доминго Маркеса, который оказал на них огромное влияние. Через время  Мариано, съездив в 1879 году Рим и открыв для себя Микеладжело, перестал заниматься живописью и навсегда стал скульптором.

Это - фотография Хосе Бенльюре



А это - его автопортрет:



Вернемся теперь к картине художника  "Лодка Харона", которая очень впечатлила меня. Харон в греческой мифологии - это перевозчик душ умерших через реку Стикс в Аид. Рассказать о картине лучше, чем это сделала Петровская Н.И. в своей интересной статье "Миф о Хароне в интерпретации художников 16-20 в.в."http://konferent.ru/nauka/656 , я вряд ли смогу, поэтому я просто приведу здесь ее слова:

"Картину испанского художника Хосе Бенльюре-и-Хиля «Лодка Харона» (1919) можно назвать одним из наиболее экспрессивно окрашенных полотен, отражающих сюжет античного мифа. Можно предположить, что тяжелая, до предела обостренная эмоционально-смысловая направленность произведения была обусловлена страшным событием, изменившим ход истории - Первой мировой войной. Отличавший ее необыкновенно жестокий характер, появление орудия массового поражения, уносящего жизни десятков тысяч людей, формировали в обществе ощущение потерянности, разочарованности, страха. Античный сюжет с его мортальной доминантой позволил художнику передать атмосферу безысходности, ужаса перед будущим.

Важную роль в создании драматичности полотна играет цветовая гамма. В качестве основных художник выбирает лиловые, свинцовые, фиолетовые оттенки, что символически подчеркивает мотив смерти, угасания, скорби.

Харон, ведущий ладью, напоминает образы, созданные Вергилием и Данте. Он стар, безобразен, злобен, его иссохшее тело покрывают обрывки плаща, взгляд безумен. Кажется, что перевозчик душ потерял направление в страшном сумраке ночи, и челнок, влекомый бурными волнами, плывет на встречу пугающей неизвестности.

Атмосферу вселенского ужаса усиливают образы душ умерших. Художник мастерски передает отчаяние тех, кто находится в лодке. Одни стенают, другие, уже обессиленные страданиями, безучастны, третьи со страхом смотрят на беснующегося Харона. Важную смысловую деталь выполняет погребальная одежда на персонажах. Живописцу удается создать видимость ее ветхости, тления, за которыми угадывается мотив разложения, гниения человеческих тел. Усиливают драматизм сцены фигуры плывущих за бортом ладьи, напоминающих скелетов, обтянутых кожей, которые из последних сил тщетно пытаются взобраться на утлое судно. В сопоставлении с концепцией античного мифа представляется абсурдным изображенное художником тело утопленника рядом с челноком, однако в культурно-историческом контексте этот образ ярче, рельефнее подчеркивает тему ужасов войны".

Всего художник написал 66 картин. Покажу те из них, которые мне очень понравились:

Цветочный рынок.



Сад.



Портрет Марии Бенльюре Ортис 1905 г.



Месса в часовне



Художник очень почитаем в его родном городе Валенсии, многие его произведения выставлены в Музее изящных искусств ( http://liorasun55.livejournal.com/505525.html )

На сайте  мадридского музея Прадо есть страничка, посвященная художнику: https://www.museodelprado.es/enciclopedia/enciclopedia-on-line/voz/benlliure-gil-jose/

Родословня: http://www.jdiezarnal.com/valenciacasamuseobenlliure.html

Использовались материалы сайтов:
http://tejiendoelmundo.files.wordpress.com/2010/01/caronte3.jpg
http://www.jdiezarnal.com/valenciacasamuseobenlliure.html
http://www.arteylibertad.org/articulo-3167/los-benlliure-y-el-maritimo
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Jos%C3%A9_Benlliure_Gil_The_Flower_Market.jpg

Валенсия, искусство

Previous post Next post
Up