Что делать, когда в наличии есть несколько интереснейших книжек, включая те, перевода и издания которых на русском ждал несколько лет? Правильно, перечитывать "старые и любимые".
Примерно под этим лозунгом я перечитал одну книжную серию очень известного и хорошего писателя, над которой буквально ухахатывался в детстве. Кажется, что я стал слишком серьёзным. Если вглядываться в то, что происходит на страницах книг достаточно внимательно и обладать достаточным послезнанием, то сюжет всей линейки начинает читаться совсем по-другому. Мрачная антиутопия, в которой человеческие жизни ничего не стоят - если это, конечно, не жизни Богатых и Сильных. Человек может умереть просто зайдя не в тот район или ненароком оговорившись - и это будет нормально. Всё это сдобрено большим количеством физиологичных описаний (ну, как и полагается любому тёмному фентези): регулярные упоминания дерьма, в котором некоторым из героев даже придётся поплавать, более того, есть даже описание внутримировой книги, посвящённой этой субстанции. Про то, что персонажи писаются и блюют можно даже и не упоминать. Главный герой первой части этой серии (не) пытается противопостоять текущему положению вещей, но на самом деле является марионеткой как в руках своего непосредственного руководства, так и в руках своего подчинённого. В их защиту можно сказать, что они-то как раз по-своему хорошие люди. Поэтому не задумываясь убивают тех, кто встаёт на их пути и выходят при этом сухими из воды. Главный герой же служит... в какой-то степени моральным Ванькой-встанькой, который упрямо возвращается к своим идеям и пытается нести огонь равенства ну хоть перед чем-то в мире человечной антиутопии. К тому же, герой - алкоголик, усердно пытающийся завязать. Это добавляет ему человечности - и, вместе с тем, даёт больше возможностей к управлению. С другой стороны, ему почти не дают действовать самостоятельно. В любой ситуации, в которой герой может действительно наломать дров, рядом находится опытный манипулятор, который направляет его энергию в нужное русло. Впрочем, и это не слишком большой спойлер, автор в полной мере понимает, насколько ядовита его ирония и поэтому убивает всех своих героев в четвёртой книге цикла в ходе бессмысленной войны. Новый же герой, представитель Богатых и Сильных, заметно отличается от своего предшественника. Довольно быстро он становится участником Большой Политики: убивает главу одного из государств с целью получить доступ к нефтегазовым запасам (успешно), ввергает другое государство в кредитное рабство (совершенно между делом), угрожает религиозным и светским лидерам при помощи хтонических сущностей, а заодно участвует в локальном ретконе - автор решил исправить некоторые ошибки своей писательской молодости силами героя. Ну раз уж тот под руку подвернулся. Зато новый персонаж - примерный семьянин, который ради близких проходит там, где иные умирали. Это как-то подслащает пилюлю цинизма, с которым он делает то, что считает правильным. И даже наличие внутреннего кодекса этой "правильности" не сильно спасает окружающих, если они его нарушают.
[А вот название цикла может оказаться спойлером, конечно.] Это я перечитал пратчеттовский цикл про стражу. При том, что я почти не смеялся, потому, что помнил, где я смеялся все эти годы, я оценил очередную грань иронии всего сюжета. А ведь их там можно найти ещё немало! А от сцены гибели персонажей из параллельной временной ветки в Патриоте мне жутко при каждом прочтении.