Записался волонтёром в школу Марка. Буду помогать в компьютерном кабинете. Теперь каждый четверг примерно полчаса будут уходить на то, чтобы помогать деткам разбираться с виндами.
Первый раз ходил в прошедший четверг. Кроме меня волонтёром вызвался ещё один папа, менеджер в компании, занимающейся сборкой white-label серверов. Потом на эти сервера лепят шильдики Dell и HP, продавая под своим именем.
Детки, которым от 5 до 6 лет, были первый раз в компьютерном кабинете. Их посадили посередине между рядов с компами и прочитали микро-лекцию о том, чего не надо делать: не надо трогать лицо и нос, а затем брать мышку, и наоборот, чтобы не разносить заразу.
- Многим из вас дома дают трогать экран, но у нас это не разрешено. Вы должны использовать мышку для того, чтобы управлять компьютером. Не трогайте экран.
О новое поколение, взращенное на тачскринах!
Компьютеры в этой школе новые, но обычной конфигурации: системник и широкоэкранный монитор. На рабочем столе куча иконок. Деткам нужно было щёлкнуть двойным щелчком по определённой иконке, затем распахнуть окно на полный экран, затем начать там играть в какую-то игру: собирать пазл.
Иконка оказалась алиасом к ослу. Нет, давайте я начну с начала.
Гуманизма в программно-аппаратном окружении для детей нет!
Стол с клавиатурой на выдвигающейся из-под стола подставке. Подставка, выдвинувшись, практически не фиксируется в этом положении. Дети постоянно её складывали, оставаясь без клавиатуры и мышки. Подставка для клавиатуры - зло.
Мышка с двумя кнопками и колёсиком. Дети постоянно вызывали контекстные меню, путали пальцы, нажимали на колесо вместо кнопок. Многокнопочные мыши - зло. Мыши - зло. Тачпад или тачскрин - добро.
Ссылка на игрушку открывала осла в микроскопическом окне, которое нужно было распахивать. Предыдущее положение не запоминалось. Оконный интерфейс - зло. Кстати, детский угол в Apple Store не так давно переоборудовали, заменив iMacs на iPads, разом убрав для детей проблему оконного интерфейса, мышки и клавиатуры.
Эта "обучающая программа" оказалась ad-sponsored сайтом JigZone.com, в котором 20% площади экрана занимала реклама каких-то левейших обучающих инициатив, и предложение голосовать за каких-то политиков. Дети периодически туда нажимали, не справляясь с мышами.
Игра заключалась в том, что нужно было выбрать пазл и его собрать. Наводя мышкой на пазл, нужно выбрать минимальную сложность - шестикусочные пазлы. Но это достигается через дебильнейшее меню, которое исчезает, если случайно дёрнуть мышкой в ту или иную сторону. Самое идиотское было то, что по умолчанию открывались 48-кусочковые пазлы, поэтому кликнувшие раньше времени детки получали не по возрасту суровую дозу фана.
Когда видишь детей, которые выпущены в обезъянник с дикобразами, и сосредоточенно пробираются между всяких препятствий к выходу, прямо-таки животом чувствуешь, насколько неприспособлен традиционный вариант человеко-машинного взаимодействия для детей.
Но с другой стороны, есть лучик света в этом зоопарке. Это сами дети. Я ходил между детками, помогая им открывать приложения, собирать пазлы, и нажимать правильные кнопки у мышки. И если в начале у всех были какие-то сложности (некоторые сказали, что совсем никогда не работали с компьютером и/или мышкой), то в конце все собрали как минимум по одному пазлу. За эти тридцать минут я наглядно почувствовал всю грандиозную силу детской обучаемости!
В четверг опять пойду (с) ворона.