Все советские родители знают, зачем ребёнок вырезает ножницами, пишет прописью, мнёт пластилином. Детские врачи-педиатры, да и просто педагоги понимающе кивают головой и замечают: - разумеется, «мелкая моторика», знаем-знаем! На развивающих играх пишут «
развивают мелкую моторику». Русская википедия гордо несёт целый пласт материала по
Мелкой
(
Read more... )
Во-первых, одно дело методы лечения (включая препараты, но не только) или что-то в этом духе: чай не идиоты сидят в ентих ваших фарммафиях, чтобы такое кол-во денег мимо носа проходило. Развитие речи, в общем, и в текущем виде всех устраивает (про мелкую моторику у нас говорят не как "не будете развивать - никогда не заговорит и вообще будут нарушения", а как "будете развивать - заговорит чуть-чуть раньше и малость чётче при прочих равных"). "Speech disorders" - это уже из совсем другой лиги.
Во-вторых, связь и так кажется достаточно очевидной: движения языка вполне себе "the coordination of small muscle movements", так что мне даже как-то непонятно, как развитие мелкой моторики может не оказывать влияния на речь. Проверять, конечно, надо, но…
В-третьих, говорить ребёнок всё равно начинает и в процессе эту самую мелкую моторику языком и тренирует, так что для того, чтобы была заметна разница, эксперимент нужно ставить над какой-то совсем большой выборкой (вариабельность по этим признакам и так бешеная). Дорого, долго, а выхлоп (см. пункт первый). К тому же в «цивилизованном мире»™ в ходу другой миф: «когда ребёнок развивает какое-то умение, развитие речи останавливается» - кто ж позволит так издеваться над своим ребёнком-то! 8))
В-четвёртых, даже если и не влияет - всё равно полезно. Современная цивилизация уже пару тысяч лет на ней, родимой, и основана. Опять же, занятия с ребёнком могут помочь заметить нарушения в ней самой значительно раньше, а нарушения в мелкой моторике - это вот нифига не дисбактериоз. Впрочем, этот пункт к вопросу не относится.
Reply
Доказательных исследований, показывающих именно это, нет. Ноль их. Поэтому непонятно, с какого хрена об этом говорят.
> мне даже как-то непонятно, как развитие мелкой моторики может не оказывать влияния на речь.
Это какое-то вторичное волшебство, действующее очень и очень опосредованно. Чтобы язык крутился, надо с ребёнком говорить и иным образом задействовать его язык. А не пальцы. То есть, не эффективнее ли для развития навыков речи с ребёнком 5 минут поговорить, нежели чем чтобы час он лепил?
> В-третьих, говорить ребёнок всё равно начинает и в процессе эту самую мелкую моторику языком и тренирует
Бинго. Так что пластилином её ещё полировать смысла нет - это будет ошибка измерения, пыль, статистически недостоверная.
> В-четвёртых, даже если и не влияет - всё равно полезно.
Исключительно полезно, я тоже так считаю. Чтобы потом писать мог, например, или шнурки завязывать... Но позвольте, не является ли это инерцией мышления? Что будет, если ребёнка не учить завязывать шнурки и писать ручкой вовсе? Например, делать хоумскулинг, и сразу его сажать за клавиатуру? В современном мире кроссовки тоже на липучках. Что, боязно не учить ребёнка писать рукой? А почему?
Reply
Доказательный исследования вообще не так давно появились. Учитывая западный миф про однозадачность ребёнка - не удивлюсь, что ещё долго не появятся. Хотя подвижки кое-какие намечаются, например, Iverson "Developing language in a developing body"
> Чтобы язык крутился, надо с ребёнком говорить и иным образом задействовать его язык. А не пальцы. То есть, не эффективнее ли для развития навыков речи с ребёнком 5 минут поговорить, нежели чем чтобы час он лепил?
Эффективнее, чтобы он час лепил, а с ним разговаривали. Это будет ещё и третьи отделы мозга развивать, которые отдельно разговорами или лепкой не затрагиваются. Например, объём кратковременной рабочей памяти для одновременных действий требуется больше.
> Бинго. Так что пластилином её ещё полировать смысла нет - это будет ошибка измерения, пыль, статистически недостоверная
Не бинго, и даже рядом не лежало. Для того, чтобы утверждать, что это ошибка и пыль, сначала это нужно так же доказать. Пока же есть 2 вполне равноправные гипотезы: "мелкая моторика влияет на развитие речи" и "мелкая моторика не влияет на развитие речи".
> Что, боязно не учить ребёнка писать рукой? А почему?
Вы зачем-то выдумали какую-то странную мысль и приписали её мне. Я никак не могу понять, зачем?
Современный человек три четверти времени вне сна минимум занимается мелкой моторикой. Долбление по клавиатуре - тоже мелкая моторика. А позиция «В современном мире кроссовки тоже на липучках» - это классик великой русской литературы™ уже где-то описывал. 8))))
Reply
http://news.stanford.edu/news/2009/august24/multitask-research-study-082409.html
> Пока же есть 2 вполне равноправные гипотезы: "мелкая моторика влияет на развитие речи" и "мелкая моторика не влияет на развитие речи".
Согласен. Факт в том, что первая считается доказанной, хотя она даже не показана.
> Вы зачем-то выдумали какую-то странную мысль и приписали её мне. Я никак не могу понять, зачем?
Не приписывал, перечитайте внимательно. Просто мысли в слух. Приглашение к диалогу.
> Современный человек три четверти времени вне сна минимум занимается мелкой моторикой. Долбление по клавиатуре - тоже мелкая моторика.
Ну так что, так можно или нет не учить писать ручкой, на ваш взгляд?
Reply
И? Это как раз и есть low-multitasking. Вот если говорить не о задаче, а о, скажем, недавно прочитанной сказке - тогда да, но это и без того садизм какой-то, у детей КРП на 2-3 токена, а не на 7, как у взрослого (я имею в виду детей от года до 2).
> Согласен. Факт в том, что первая считается доказанной, хотя она даже не показана
А вторая не считается доказанной, хотя (далее по тексту)?
Просто одна предполагает активные действия, а вторая нет, вот и вся разница. При этом первая, на мой взгляд, выглядит предпочтительнее - обучение всегда затрагивает близкие отделы мозга: где-то пару лет назад читал про эксперимент, в котором оценивали скорость обучения вязанию (кажется) и качество результата. Вязание спицами и письмо используют разные отделы мозга, но человек, умеющий быстро и чётко писать, осваивал вязание быстрее и с лучшим результатом (с примерами, может, напутал, но смысл был такой). При этом "каллиграфичность" почерка на результаты не влияла, а вот стабильность - очень.
Вторая же подразумевает какой-то непонятный изоляционизм мозга от самого себя, что противоречит смежным данным.
> Ну так что, так можно или нет не учить писать ручкой, на ваш взгляд?
Учить писать - обязательно. Заниматься чистописанием и обязаловкой делать задачи рукописно, наверное, не нужно. Просто письмо ручкой оказалось настолько базовым навыком, что многие другие оказались на него завязаны: резьба (и over 9000 всякого другого рукоделанья от скримшоу до гравировки), пайка та же и так далее. Они, конечно, объективно нафиг не сдались в 99.99% случаев, но субъективно приятно что-то поделать руками, недаром DIY-индустрия активно развивается (ну, по крайней мере, по моим ощущениям).
Reply
Есть подобная фигня с шахматами/го и математикой. Непонятно, то-ли хороший, умный и пластичный мозг успешен и в математике, и шахматах, то-ли игра в шахматы развивает математику. Причинно-следственная связь не ясна.
В остальном - согласен.
Reply
Там какие-то проверочные эксперименты ставили потом именно для уточнения, что из чего выливается. Я тогда не сильно интересовался (видимо, это было ещё до 2008), поэтому читал по диагонали и мало что запомнил, кроме идеи, что слабо связанные (по активности отделов мозга) виды деятельности при развитии одного оказывают неожиданно большое воздействие на другой. Как чуть больше свободного времени появится - попробую ещё поискать то исследование, а то сходу найти не вышло, а вещи там интересные.
Reply
Я правда совсем не медик, так что это всё в основном размахивание руками. :/
Reply
Reply
Но довольно забавно:
> writing by hand [...] may aid fine motor-skill development
То есть, тут даже не доказали, что писать ручкой помогает мелкой моторике.
Но понятно, как писать ручкой помогает речи - через задействование речевого центра как раз при "composition and expression", а также "helps with learning letters and shapes". То есть, прямая тренировка центра речи. Ну и память активизирует, и кровь подгоняет региону Брока, по всей видимости.
She says pictures of the brain have illustrated that sequential finger movements activated massive regions involved in thinking, language and working memory-the system for temporarily storing and managing information.
Reply
Leave a comment