В 1987 году на экраны вышел знаменитый фантастический боевик
"Хищник" (
"Predator"), оставивший глубокий след в массовой культуре. Думаю, можно без преувеличения сказать, что он является одним из фильмов, на которых выросли те из пост-советских людей, кто в девяностые был ребёнком, как и автор этих строк. Помимо впечатляющих образов пришельца в маскировочном костюме с наплечной пушкой и солдата в исполнении Арнольда Шварценеггера, был там ещё один, весьма запоминающийся. Это ручной пулемёт системы Гатлинга :)
Вот так он выглядел в фильме:
Click to view
Click to view
С тех пор ручной "гатлинг" появлялся во множестве фильмов и особенно компьютерных игр. "Терминатор", "Дюна", "Дум", "Team Fortress", GTA, "Fallout", "Worms", "Alien versus Predator", "Unreal Tournament", "Warhammer 40000" и так далее, и тому подобное. В подавляющем большинстве случаев он выглядел, в общем, так, как и был показан в "Хищнике": громоздкая тяжёлая пушка с рюкзаком патронов, которую носит парень немаленьких габаритов. И при этом удобство использования у оружия, считай, никакое: героический парень вынужден под огнём противника стоять в полный рост, поливая от бедра. Способ удержания пулемёта наводит на мысль о том, что он был позаимствован у какого-нибудь инструмента для проделывания дыр в бетонных стенах. Возможно, дизайнер фильма так сильно настрадался от соседей, делающих ремонт, что решил увековечить человека с перфоратором в виде пулемётчика? И по той же причине пулемётчик в фильме был убит, выражая знакомое многим желание пришибить надоевшего "дятла"? :)
Вот один из примеров того, как изначальный образ старательно был воспроизведён в другом шедевре, на котором росли пост-советские дети девяностых. Знаменитая сцена из "Терминатор 2":
Click to view
Эксперты вполне обоснованно раскритиковали этот образ: слишком тяжело и неудобно, слишком непрактично, человек не выдержит отдачу патрона 7.62х51 при темпе 3000-6000 в/м. Да, всё так. Но, к сожалению, эксперты не акцентировали внимание публики на том, что речь в случае пулемёта из "Хищника" и его подобий из других произведений массовой культуры идёт о конкретном образце -
M134 "Minigun", который изначально был задуман как высокотемповый авиационный пулемёт и не предназначен для использования в качестве ручного. В результате публика восприняла критику ручного M134 как критику идеи использования "гатлингов" вообще в качестве ручного оружия. С тех пор публика в массе своей думает об оружии системы Гатлинга либо как о реквизите для боевиков и стрелялок, либо как о чём-то архаичном и устаревшем из 19 века, либо как о чём-то слишком специфическом, чтобы им интересоваться. И проходит мимо. В результате возникает парадоксальная ситуация: все знают о "гатлингах" и смакуют их образы в произведениях массовой культуры, но когда речь заходит о реальности и конкретике - про них никто ничего толком не знает, и выясняется, что информации о них катастрофически мало.
Если бы я придерживался теории заговора, то решил бы, что фильм "Хищник" появился по заказу Тайного Мирового Правительства (ZOG, КЦУ, рептилоиды и.т.п - выбирай любое) именно с целью вывести "гатлинги" из общественного внимания, буквально спрятав их у всех на виду. Потому что если бы люди начали копать информацию про них, то, чего доброго, стали бы задавать
те же вопросы, что и я в этом блоге :)))
В результате такой культурной обработки с одной стороны и недостатка информации о предмете с другой люди в массе своей и не задумываются о том, как будет выглядеть "гатлинг", специально спроектированный для использования в качестве ручного, и какие преимущества он предоставляет. Однако в культуре время от времени таки появляются образы правильных ручных "гатлингов".
Первая известная мне "ласточка", вылетевшая в этом направлении - это аниме-сериал
"Super Dimensional Fortress Macross". Он вышел на телеэкраны за пять лет до "Хищника", в 1982 году. Сериал изначально задумывался как пародия на прочее аниме про человекообразных боевых роботов и на "космическую оперу" вообще, однако в результате и он сам, и его продолжения, выходившие на протяжении более четверти века, стали одними из самых известных представителей этих жанров. "Макросс" оставил глубокий след в культуре. Американцы использовали его видеоряд как часть своего мультсериала
"Robotech", вышедшего в 1985 году, а деятели из FASA Corporation вдохновлялись дизайном боевых машин оттуда, когда ваяли знаменитую игровую вселенную
"BattleTech", более известную под названием
"MechWarrior". Из-за этого даже случилось судебное разбирательство о плагиате.
Не знаю, как на остальном пост-советском пространстве, а в Приморском крае во времена моего детства в девяностые годы в магазинах игрушек, в ларьках и на китайских рынках можно было часто встретить белого робота-трансформера, превращавшегося в истребитель, на плоскостях которого на чёрном фоне красовалось изображение черепа и костей, словно на пиратском флаге
"Весёлый Роджер". Увы, но "Роботек" я в то время не смотрел, анимешный бум пришёлся уже на 21 век, интернета в то время у меня тоже не было. Поэтому я не знал, что сия игрушка изображает variable fighter
VF-1 "Valkyrie" из авиационного подразделения "Череп", на котором летал главный герой "SDF Macross".
В самом "SDF Macross", как, впрочем, и в его продолжениях, не акцентируется внимание на том, что за "автоматы" носят самолёто-роботы человеков. Хотя в полнометражке "Macross: Do you remember love?" таки можно разглядеть вращающийся блок стволов и услышать характерный звук при стрельбе.
Click to view
Правда, тут японцы перестарались: звук такой, какой издают "быстрые гатлинги" с темпом за 4000 в/м, тогда как пушка "Валькирии" относится к "медленным", и вместо фирменного звука стрельбы из "Вулкана" в реальности звучало бы просто быстрое "тра-та-та", хоть и на фоне звука мотора. Вот примерно как здесь, где трёхствольная 20-мм пушка XM-301 отстреливает 225 патронов с темпом (судя по
описанию пушки) 1500 в/м:
Click to view
А носят "Валькирии", ни много ни мало, оружейный контейнер GU-11 c трёхствольной
55-мм пушкой Howard GU-11.
Темп стрельбы составляет 1200 в/м, боекомплект 200 патронов в спиральной беззвеньевой системе подачи вокруг пушки, подобной той, что в реальности используется в
подвесном контейнере GPU-5/A и пушечных установках для истребителя F-35.
Вот так будет выглядеть GU-11, если его
выполнить в масштабе для использования человеком:
Длина - 84 сантиметра. Двести патронов и 1200 в/м соответствует единому пулемёту MG-34. Сама же конструкция - "медленный", "узкий" гатлинг с тремя стволами, вроде предназначавшихся для вертолётов и бронемашин реальных XM-301, XM-188, GAU-19, а также GE CHAG.
К сожалению, удалённость Японии от прочих центров цивилизации, её известная "инопланетность" в культурном плане, сравнительно поздний выход местной мультипликации за пределы страны и отсутствие акцента на оружейку предопределило слабое влияние "Макросс" на состояние умов околооружейной общественности. Заданный "Хищником" стандарт ручного "гатлинга" остался непоколебим.
Следующим произведением культуры, выбивающимся из плана Тайного Мирового Правительства, был второсортный фантастический боевик-ужастик
"Подъём с глубины" (
"Deep Rising"). Сам по себе этот адов трэшак 1998 года выпуска не заслуживал бы никакого внимания, не будь в нём M1-L1 Triple Pulse Rifle - оружия столь впечатляющего и правдоподобного, что его не грех поставить на пьедестал почёта киношных стрелялок рядом с M41A Pulse Rifle из "Чужих". Вот так оно показано в фильме:
Click to view
Так оно выглядит поближе:
В действительности это любимый киношниками загримированный
пистолет-пулемёт Calico M960 со шнековым магазином на 100 патронов. Поверх настоящего ствола надет бутафорский блок из пяти стволов, вращаемый электромотором. Однако получившееся орудие умервщления выглядит вполне правдоподобно. Особенно благодаря использованию шнекового магазина над рукояткой - подходящее решение для ручного "гатлинга". Так можно вместительный магазин расположить поближе к центру тяжести оружия, а подачу патронов из него жёстко синхронизировать с вращением блока стволов. Эдакий
"Accles positive feed" на новый лад. Правда, вес блока стволов неплохо бы компенсировать размещением двигателя или батареек в прикладе, для баланса оружия.
Следующий удар по Одноствольной Лжи состоялся в 2011 году с выходом игры
"Deus Ex: Human Revolution". Эта игра является хорошим, достойным приквелом к знаменитой
"Deus Ex". Да, той самой, которая на движке от "Unreal" и "Unreal Tournament", а замечательную трекерную электронную музыку ко всем трём написали одни и те же люди. Командовал парадом Уоррен Спектор, руливший разработкой "System Shock". Сюжет "Deus Ex" есть смесь из всевозможных теорий заговора. Тут вам тамплиеры, иллюминаты, "люди в чёрном" и "чёрные вертолёты", "зона 51", "Маджестик 12", сверхпродвинутые технологии в руках элит и сам заговор элит. Но, как
сообщает Люрк, не всё так просто. Авторы и в самом деле могли что-то знать о планах мировой закулисы :) Судите сами :) В квадратных скобках - мои пояснения. Осторожно, спойлеры.
Игра была выпущена за год до 9/11 - и уже без башен-близнецов в Нью-Йорке, ибо их канонично «уничтожили террористы». Разработчики потом вяло оправдывались, де «на них не хватило места в текстурах» (тестурки были одним сплошным джипегом), но мы-то знаем. Эпидемия вируса «Серая Смерть» в сюжете появляется из лаборатории Гонконга - и через пару лет после выхода игры, из Гонконга начинает распространяться вирус H5N1. Некоторые до сих пор уверены, что он рукотворен, а разрабы предвосхитили\узнали из будущего про его появление. Также, паролем к компьютеру Гюнтера Германа в штаб-квартире UNATCO было слово «zeitgeist». Безусловно, всего лишь случайным совпадением является также то, что в 2000 году во главе крупнейшей в мире полузакрытой частной компании Cargill с доходом в 120 миллиардов денег становится некий мистер… да-да, Пэйдж [фамилия главного злодея-богача из игры]. Пока его зовут Грегори. Чуть погодя на посту главы ВООЗ засветилась некая мисс Чоу [фамилия злодейки, связанной с эпидемией из игры], а, ну и Google (и другой Пейдж(!)) же.
Как уже сказано, "Deus Ex: HR" - это приквел. То есть, рассказывает о событиях, предшествовавших событиям "Deus Ex". Там тоже сюжет крутится вокруг заговора элит, людей, возглавляющих корпорации и общественные движения. И в игровом арсенале есть примечательный образец вооружения -
ручной пулемёт M404 Heavy Rifle:
Click to view
Внешне и по размерам он мало чем отличается от обычного ручника или единого пулемёта, вроде FN "Minimi или М60. Однако под кожухом скрывается "медленный гатлинг" с тремя стволами под 5.56х45. Питается он из шнекового магазина ёмкостью 100-200 патронов. Причём изначально в концепт-артах игры это оружие выглядело совсем иначе, в соответствии с заданным "Хищником" стандартом - громоздкое, неудобное, и с удержанием на манер строительного инструмента. Но перед выходом игры внешность оружия изменили на такую, какая и должна быть у нормального ручного "гатлинга", то есть мало чем отличающуюся от обычного пулемёта. По-видимому, так авторы игры обманули цензуру Тайного Мирового Правительства, чтобы рассказать правду об Одноствольной Лжи, насаждаемой им. Но ZOG, видимо рассудило так: игра поощряет прохождение скрытным персонажем, не совершающим убийства. И значит, он большую часть времени будет пользоваться усыпляющей винтовкой и шокером. Да и блок стволов у М404 укрыт кожухом, который к тому же после весьма полезной модернизации становится полностью закрытым. Поэтому игрок скорее всего не станет размышлять над столь резким контрастом между М404 и прочими киношно-игровыми пулемётами с вращающимся блоком стволов.
Самое свежее известное мне явление правильных ручных "гатлингов" произошло в 2014 году с выходом игры
"Borderlands: The Pre-Sequel!". Там среди производителей оружия есть контора под названием "Vladoff", явно тяготеющая к советской стилистике - красные звёзды то тут, то там, "советские" названия. Не говоря уж о том, что название конторы напоминает город моего нынешнего местопребывания, так что между нами, разоблачителями Одноствольной Лжи, установлена метафизическая связь :))) Так вот, у них есть два примечательных образца, выполненных по схеме Гатлинга: автоматическая винтовка "Longnail" и автомат "Ol painful".
Click to view
Винтовка хоть и названа снайперской, тактически является подобием нынешней американской M27 IAR, т.е. когда надо, может стрелять вдаль с достаточной для боя точностью, когда надо - заменять ручной пулемёт, и всё это при массогабаритах и эргономике автоматической винтовки. Внешне оружие несколько похоже на СВД, которая тоже, теоретически, могла бы исполнять эту роль при некоторой модернизации.
Click to view
Автомат же скорее что-то вроде РПК, т.е. сравнительно лёгкого ручного пулемёта, призванного давить супостата плотностью огня, превышающей таковую у автомата, но так, чтобы оружие при этом было не сильно больше и тяжелее. Собственно, на РПК он внешне и похож. Его название - очевидная отсылка к тому самому ручному "Минигану" из "Хищника", который назывался "Ol painless". Низкая скорость выхода на максимальный темп из-за раскрутки блока стволов позволяет стрелять когда надо одиночными, когда надо - поливать от души, не притрагиваясь к переводчику режимов.
Оба образца объединяет то, что они, как и упомянутые выше - "медленые узкие гатлинги", что очень правильно для индивидуального стрелкового оружия, как в плане уменьшения веса, так и в плане уменьшения погрешностей при стрельбе, вызываемых вращением блока стволов. Поскольку оружию не нужно расстреливать 4000-6000 патронов одной очередью с темпом 3000-6000 в/м, можно обойтись меньшим числом стволов, чем шесть. А чем тоньше блок, тем меньше расстояние между линией, вдоль которой действует отдача, осью вращения блока и центром масс, как следствие, меньше вибрация и рассеивание, меньше износ и затраты мощности на привод. Уменьшается также момент инерции блока и его окружная скорость, что положительно влияет на динамику выхода на максимальный темп и на точность.
У винтовки барабанный магазин - однозначно правильное решение, ибо позволяет обеспечить синхронизацию подачи патронов и вращение блока стволов. Два ствола во вращающемся блоке не являются чем-то невозможным, такое решение применялось на пушке XM-301 в начале её разработки, когда она называлась ещё "Vulcan II" (не путать с более ранней одноимённой пушкой под обозначением Т212). Стволы очень длинные. что хорошо - более высокая начальная скорость позволяет компенсировать погрешность от вращения, либо, если скорость оставлена прежней, можно обойтись меньшим пороховым зарядом, что позволяет уменьшить отдачу, облегчить и уменьшить патрон.
Вынесенный вперёд блок стволов у автомата позволяет понизить линию, вдоль которой действует отдача, до уровня указательного пальца, как на пистолете МЦ-3 "Рекорд" ("рамка Шептарского") и ПП "KRISS Vector", что уменьшает подброс стволов вверх при стрельбе. В то же время, это увеличивает безопасность стрелка - меньше шанс получить травму, если при затяжном выстреле откроется затвор, или если используются безгильзовые патроны и случится преждевременное воспламенение порохового заряда из-за перегрева. Можно даже сделать стреляющий агрегат поворотным, как на пистолетах "Cornershot" для стрельбы за угол. А если узел поворота оснастить приводом и подключить к навороченной системе управления огнём, то и вовсе получится оружие вроде M56 "Smartgun" из "Чужих", активно компенсирующее ошибку прицеливания. А вот кообчатый магазин, конечно, не годится, там нужен как минимум конвейер или короб с лентой, соединённый с блоком стволов рукавом подачи.
Зачем бы понадобилась система Гатлинга в ручном автоматическом оружии? Затем, что у "гатлинга" с внешним приводом разрешено известное противоречие "обычных" автоматов и пулемётов между необходимостью обеспечить требуемую кучность и требуемую надёжность. Чтобы оружие было надёжным, к подвижным частям "обычной" автоматики приходится подводить значительный импульс, который у образцов под 5.45х39, например, почти такой же, как импульс от собственно выстрела. Это ухудшает кучность стрельбы. Попытки уменьшить импульс подвижных частей или ввести какие-либо амортизаторы между подвижными и неподвижными частями приводят к ухудшению надёжности. Компенсация импульса подвижных частей с помощью сбалансированной автоматики приводит к уменьшению ресурса её деталей. У "гатлинга" с внешним приводом такой проблемы нет, к подвижным деталям постоянно подводится мощность, они движутся плавно, без резких ускорений и остановок, без ударов о неподвижные.
Поскольку скорости деталей невелики. а нагрузки распределены на несколько стволов и затворов, живучесть и надёжность велики. Нагрузки на патроны также уменьшаются, и поэтому можно использовать более нежные боеприпасы, например, безгильзовые или со сгорающей гильзой.
Внешний привод, конечно, требует энергии. но энерговооружённость человечества по мере техпрогресса растёт, батарейки давно стали ширпотребом, и электрический инструмент сегодня широко встречается. Электроника и электротехника потихоньку внедряется даже в индивидуальное оружие, в первую очередь в прицельные приспособления. Процесс всё большей обеспеченности электроэнергией и электроприборами будет продолжаться и впредь.
Наконец, в силу этих причин, а также и исторически, "гатлинг" тупо проще изготовить при отсутствии навыков и средств производства профессиональных оружейников, а также высококачественного металла. Особенно в версии Бэйли-Слостина, то есть когда вперёд-назад движутся не затворы, а стволы. В принципе, такое оружие может быть изготовлено в виде насадки на шуруповёрт или дрель человеком, который не знает законы Ньютона и не умеет рассчитывать поведение груза на пружинке, по которому нанесли удар, что требуется для создания "обычного" автоматического оружия. Понятно, что власть имущим и профессиональным оружейникам, а также торговцам оружием всё это не понравится. И строительство такого устройства у себя в гараже может закончится поселением в камеру, в соответствии с законом. Но представьте себе, что случилась термоядерная война, старый мир сгорел в горниле, наступил "Fallout". Закон - пустошь, прокурор - супермутант. Где-то рядом рыщут озверевшие соседи и гопники, ставшие рейдерами. На далёком юге зреет армия Мастера, а на западе на нефтяной вышке ждёт своего часа выжившее правительство. Тут-то и понадобится возможность собрать автомат из подручного хлама. Или другой вариант - некие люди решили уйти в незанятую никем пустыню (Сахара, Гоби, один из полярных кругов или океан) из-под юрисдикции Большого Брата, чтобы там, подобно меганезийцам Розова, основать новое общество. Им понадобится оружие для самозащиты как от посягательств извне, так и всяких предателей и перерожденцев изнутри. А своего ВПК и промышленности ещё толком нет. Как и возможности отовариться на легальном либо чёрном рынке оружия. Зато полно дрелей, шуруповёртов и перфораторов, прихваченных с собою для строительства нового мира, и заряжаемых от "зелёной энергетики", за неимением иной. Вот тут-то и пригодиться возможность собрать для них стреляющую насадку по технологиям и из металла уровня XIX века.