Aug 11, 2013 21:22
Я говорила, что знаю Цветаеву, и сейчас мне за это стыдно. Но не за то, что отказывалась от экскурсии в ЛитМузее - за то, что не читала раньше ее пьес и думала, что вся она - в стихах, в Автобиографии, в Сонечке...
Ее стихия - штормящее море, именно тут, в смеси опасности и упоения бурей, бешенства и желания не выжить - умереть, за гранью мыслимого, логичного мира - она естественна и бесподобна. На море проходит кульминация Царь-Девицы. Метель вся - в присутствии снежной бури за стенами гостиницы, то есть тоже - в снежном море. В Фортуне и Приключении моря нет, но прилив явственно ощущается, пена вскипает, волны захлестывают...
Нарастание напряженности в Фортуне нарушается, когда ценность героя уступает ценности героини - одной из ряда. Героиня - Мария Антуанетта, но ее слова настолько рисуют саму Цветаеву, что Императрицы не остается. Лозэна - тоже.
...Без хлеба
Не может простолюдин, я - без вас.
Без вас мне сам Париж безлюден.
Вы сладость снов моих и радость глаз!
- Лозэн, я тоже простолюдин!
А еще пьесы теснейше перекликаются со стихами тех времен, и конечно, с циклами Комедьянт и Плащ. Меня поразила первая проба, романтическая драма "Червонный валет": в ней, квинтэссенции театральности, нащупаны первые сочетания плащ-парус-вихрь - тот плащ, в который она оденет потом многих героев... и все на самом деле будут очередным отражением Ю.З., и не стоило читать предисловия Антокольского, чтобы об этом догадаться.
Интересно, сколько литературоведов уже похрустели этими пьесами?