Дневник невербального коммуникатора - 0.1

Jul 08, 2017 23:38


Невербальная коммуникация - это намеренная передача информации невербальными, ясен пень, средствами.

Это полное Lie To Me, которое и в сериале, и в жизни выглядит как магия. Когда я впервые посмотрела этот сериал, я загадала желание. Кто бы мог подумать, что спустя всего какой-то гд оно исполнится. И я буду учиться невербалике и становиться невербальным коммуникатором. Но этот момент сродни прозрению байкальских шаманов - в какой-то момент ты просто понимаешь, что это твое, что это неизбежно, и "у тебя уже нет ни ушей, ни глаз" - в том смысле, что этой судьбы тебе не избежать и не хочется. А хочется как раз таки ее воплотить и реализовать.

Забегая вперед, скажу, что невербалика отлично сочетается и с нарративным дизайном, и со сценаристикой, и с преподаванием, и с продажами. Она с жизнью отлично сочетается. С ежедневным существованием и общением с людьми.

Я впервые столкнулась с невербальной коммуникацией в апреле прошлого года, на семинаре Стеллы Клар в Снобе.
Спустя почти год - зимой 2016-2017 мне посчастливилось попасть к Стелле на индивидуальную работу в проекте "Имидж - впечатление, которое мы производим". Это двухмесячное обучение перевернуло мою жизнь - без шуток. Я вошла туда одной, вышла другой - как из пещеры инициации.

Но история на этом не закончилась, а только началась. Я устроилась к Стелле на работу. И вот спустя 5 месяцев с того момента - мы запускаем Школу Невербальной Коммуникации. Сперва для будущих кураторов. Учим учителей. И мне посчастливилось - за счет моей предыдущей работы в индивидуалке - приложить руку к организации, а потом возможно и к кураторству в этой школе.

И поскольку ЖЖ мое что-то простаивает, а заводить еще один проф.блог - ну это уже совсем - я буду тут вести дневник своего участия в Школе Невербальной Коммуникации на правах орга и куратора. То есть буду рассказывать не только про то, как я сама учусь и качаюсь, но и про то, как наша кухня устроена изнутри. Буду писать сюда свои инсайты и кейсы.

Сейчас мы готовим все к запуску Школы. Пока только для своих, небольшой первый набор.

И нулевым постом я бы хотела собрать сюда все свои посты - хронику индивидуалки у Стеллы, зимы 2016-2017, чтобы посмотреть на свою точку А - какой путь я проделала.

Пусть вот эта картинка будет мое "До".



30 ноября 2016 года
Мне стоило огромного труда не лопнуть - от радости и желания поделиться, и вот теперь я наконец-то могу рассказать.
:3 Принимаю участие в проекте мечты - “Имидж - впечатление, которое мы производим”: невербальная коммуникация, личный бренд, Stella Clar. В течение участия буду делиться с вами своими эмоциями, открытиями, успехами (и неудачами) и переживаниями.

В чем собственно сабж? У меня есть гипотеза, я ее неоднократно озвучивала - что выгляжу не на свой возраст, и это по жизни доставляет мне массу неудобств. И не только потому, что паспорт с собой приходится носить. Моя гипотеза в том, что я не только выгляжу, но и веду себя не на свой возраст. И в отличие от внешних данных свое поведение я могу научиться корректировать. С таким запросом и вписалась в проект.

Я знала, на что подписываюсь. Была в апреле на семинаре Стеллы Клар по невербалике. Стелла сильное впечатление на меня произвела, и чего скрывать - напугала строгостью и серьезностью. Но и привлекла тем же самым одновременно, ведь мне тоже очень хочется выглядеть строгой и серьезной. В общем, когда я вписывалась, было страшно, аж жуть. До сих пор страшно.

Сегодня была первая встреча по проекту. Я думала, что готова ко всему. Но меня все равно разметало в клочья. Вскрылись хотспоты. Пребываю в глубокой задумчивости.

Я думала, что знаю о себе если не все, то многое. Спасибо театралке за привычку раскапывать и признавать, признавать и раскапывать, и отрабатывать. Но я сегодня кое-что новое о себе узнала. И кое-что грустное. И кое-что обнадеживающее. И мне одновременно очень интересно: инструменты восприятия, собственные ментальные ловушки, искажения и иллюзии, “испорченный телефон” - все эти явления в повседневной коммуникации - это такой прекрасный материал для освоения и анализа. И то, что я сама - объект этого анализа, придает ситуации пикантности.

Приходится балансировать между интеллектуальным удовольствием от новых знаний и собственными эмоциями - а там и смех, и стыд, и слезы, и гордость, адский котел. Что дальше-то будет? Это была всего-лишь первая встреча. >__<


Вот такая я няш-мяшенька была.



Пошла вторая неделя работы со Стелла Клар над личным брендом для проекта “Имидж - впечатление, которое мы производим”.

И, честно говоря, этот второй отчетный пост вызвал у меня затруднения. Первая неделя прошла в раздумьях и осознаниях. К концу я была очень довольна набором инсайтов и открытий о себе. Мы формулировали целевую аудиторию, ставили цели.

Оказалось, что даже тут есть подвох. И цель я ставлю не то чтобы в полшишечки, а прям очень осторожно ставлю цель. “Как бы чего не вышло”, или даже “Ой, только б не прилетело, только б никто не заметил”. Не ожидала от себя совсем.

Информации так много, что мозг не справляется с обработкой. Пришлось даже лечь поспать после занятия, и во сне продолжалась лекция с примерами. Чувствую себя андроидом из Westworld, которому меняют настройки.

Если конкретнее говорить, по пунктам. У меня был инсайт о том, чего же я хочу от людей, какой реакции. Потом оказалось, что это те самые “1/16 шишечки”, которые я ставлю вместо цели.

Дальше мы разбирали конкретные коммуникационные ситуации, которые у меня случались, и как можно было себя в них вести, а как я повела, и какую информацию это несло. Это уже адвансд уровень. Вроде все понимаю, но не готова сказать, что могу эту информацию применить.

Потом был блок про ощущение собственной устойчивости. Из чего оно складывается. На примерах. Что значит самоуважение. Тут просто космос какой-то. Я не знаю, вроде материя такая известная, понятная - самоуважение, собственная позиция. Любой может объяснить, что это. Но почему-то при столкновении с демонстрацией самоуважения на практике такие проблемы, что мозг кипит, шестеренки хрустят. Зато стало понятно, что я обычно людям демонстрирую. Теперь вопрос - как отучиться это делать.

И вишенкой на торте домашнее задание на тренировку лицевых мышц.

Меня вот что поражает. Я занимаюсь невербальной коммуникацией почти год - голос ставила, актерское мастерство, пластика. Везде работа идет сразу с внутренним миром и с физикой, мышцами. И такое ощущение, что за год я едва коснулась поверхности. А ведь внутренняя работа была колоссальная, столько пластов ороговевших снято. Без этой работы я бы просто наверное не могла воспринять ту информацию, которую получаю сейчас. Но все равно - как справиться с ощущением беспомощности от массива нужных знаний и навыков, настроек самоощущения? В глубокой задумчивости.



И вот такая :З


Третья неделя моего участия в проекте Стелла Клар “Имидж - впечатление, которое мы производим”.

Когда б вы знали, что такое “сложно”. Сложно - это не когда нужно много усилий до результата, или преодолевать боль и страх. Это как раз совсем не сложно. Преодолевать и прикладывать усилия - навык, который прокачивается, если им пользоваться. Сложно - это когда непонятно, с какого конца вообще браться за задачу.
Так вот, невербальная коммуникация - это сложно. А еще больно, страшно, весело, интересно, крышесносно.

Еще на прошлой неделе мы начали делать упражнения. Теперь их стало больше, они стали разнообразнее. Задания на подумать сменились заданиями на наблюдения, анализ, тренировку лицевых мышц, расслабление.

Эмоция, которую я испытываю на этой неделе - возбуждение. Будто я нахожусь в огромной игровой комнате, где все к моим услугам, но игрушки из разряда боевого оружия. Меня сперва спрашивают - что ты хочешь? Я говорю: Ну, вот, может, пирамидку собрать из кубиков”. “Пирамидку?! Дорогуша, ты можешь возвести пирамиды Хеопса, сравнять горы с землей, изменить течение рек. Сколько тротила вешать в граммах? Хочешь из базуки пострелять по стеклянным джунглям?” А я: “Ой, а можно кинуть дротик вот в это соломенное чучело?” “Так, на напалм, спали чучело дотла”.

В прошлый раз фокус был на внутреннюю опору. Теперь два ключевых объекта работы - это страх и расслабление. Кто-то мне давеча написал в комментариях - Зачем все это? Почему нельзя просто быть собой?

Собой быть страшно. Вы думаете, я такая, какой вы меня видите? Вы думаете, что знаете меня? Знаете, каково это - быть мной? Ну-ну.

Собственный страх бесит. Все время думаю, какой бы я была, если бы не боялась. Пока не знаю. “It’s time to see what I can do, to test the limit and break through”, как в песне поется. Это странное ощущение - страх пополам с интересом - и создает возбуждение. Азарт.

Расслабление - инструмент борьбы со страхом. Когда тянешь мышцы, нужно их именно расслаблять. Они болят и сопротивляются, дрожат даже. Воля - это умение удерживать тело в некомфортной позе. Эй, кто кем управляет?! А ну стоять. Тянуться. Расслабляться. Воля - управление собственным вниманием. Чтобы расслабиться, нужно волевое усилие - парадокс. А расслабить лицевые мышцы внезапно помогает селедка! Не скажу, как. Магия.

Боитесь быть собой? Признавайтесь. Думали о том, что будет, если вдруг перестанете себя сдерживать? Покажетесь миру, близким, таким, какой вы на самом деле, а?



Четвертая неделя моего участия в проектеСтелла Клар “Имидж - впечатление, которое мы производим”.

Страшно + Весело = Азарт.
Мне очень нравится жить после этих уроков. Обычно просто ништяк, а тут прям кайф. Мир становится объемнее, расцветают новые системы координат, везде мерещятся фракталы, последовательности Фибоначчи. Вылезаю с холодного дна океана и оглядываюсь по сторонам.

- О, а что это я тут могу? А попрыгать могу? Могу. А побегать? Тоже могу? Слушайте, ну серьезно, может, я и полетать могу?
- Да запросто - в перспективе. Вот комплекс упражнений по эволюционному отращиванию крыльев и развитию чешуи в перья. А плавать ты и так уже умеешь.
- Ничоси!
- Да, можно и бегать, и прыгать, и плавать, и летать, и закапываться в песок, и кувыркаться. НО. Самое главное. Реши, пожалуйста, зачем. Какая цель? Куда ты хочешь с этого стартового пляжа отправиться?

Мне этот вопрос задавали еще на дне океана. Мы с него начали и продолжаем. Умение ставить цель - навык, которому нет цены. Грамотно поставленная цель - половина дела. Уверена, вы много раз слышали эти выражения. В данном случае коллективный разум не врет (иногда-то привирает). Студенты мои обычно плачут, колются, но продолжают есть кактус на занятиях - мы не одну итерацию проводим, чтобы сформулировать ответ на казалось бы простой вопрос “Зачем вы делаете игру?”

Теперь я в их ботинках. Какую цель я сама ставлю в коммуникации? И вообще, и относительно конкретных целевых аудиторий. Четвертая неделя - четвертая итерация. Размышления перестают быть томными, то есть осторожненькими, боязливенькими “ах, как бы чего не вышло”-размышлениями. Теперь надо добавить огонька. Щепотку дерзости, пару унций здоровой уверенности, оптимизма добавить по вкусу. Взбить, пить залпом, соль слизать с шеи Тома Харди.

За магией стоит методика. Упражнения делятся на два типа - условно говоря “подъем тяжестей” и “сокращения мышц”. Подъем развивает те мышцы, которых еще пока нет. А сокращение тренирует уже имеющиеся. Все это, конечно же, о невербальной коммуникации, а не о мышцах. Разве что лицевых. Представила себе подъем тяжестей на бровях или ушах. На ушах я бы кстати тяжести потаскала. Или в ушах.^^

Еще маленькая хитрость с целями. Пока ищешь свою, можно попримерять чужие. Главное, отличить потом эти чужие от своих. А то имеют свойство прирастать. Как вы вот определяете - ваша это цель или навязанная обществом/мамой/кумиром, взятая напрокат за неимением лучшей в собственном арсенале? Задумывались над таким вопросом? Устраивали себе проверки на внутреннюю честность? Колитесь.



Пятая неделя моего участия в проекте Стелла Клар “Имидж - впечатление, которое мы производим”. Экватор?

Сегодня было сложное занятие. Открою инсайд - после каждой встречи со Стеллой я ложусь спать, чтобы переварить информацию. И это мы тоже анализируем. Притом, мне реально снится то, о чем мы говорили накануне - своеобразный мастер-класс на отработку навыков.

В прошлые разы мы много анализировали других людей - знаменитостей и кое-кого из знакомых. Тренировали мышцы лица. Я записывала много видео. В этот раз домашка совершенно иного рода. Постараюсь объяснить.

Помните, я говорила, что ставлю коммуникационные цели на пол шишечки и “как бы чего не вышло”. Так вот теперь мне нужно абсолютно все формулировать с позиции не “что бы не вышло”, а “что должно выйти”. Как говорится, не almost dead, а hardly alive. То есть на этом этапе я понимаю и могу внятно сформулировать, чего я не хочу. Теперь надо сформулировать, что я хочу. И это, оказывается, очень сложно. Я в тупике.

Почему? Я пока что себе это объясняю так: мир - это поле вероятностей. Легко сформулировать - куда не хочешь идти. Но сформулировать, куда хочешь, значит обрубить все остальные вероятности. А это страшно. Проблема в том, что пока идешь по карте во все стороны сразу - до места назначения не дойдешь. Потому что ни одно из мест не будет местом назначения. И вообще, откровенно говоря, бесит, что я не знаю, что хочу. Думала, что знаю. Пока не начала отвечать на прямые вопросы.

Эмоциональный фон совершил кувырок и вернулся от энтузиазма и азарта к печали. Если на прошлой неделе я радовалась новому пониманию мира, то теперь я снова вижу, как много не понимаю. Домашка ставит меня в тупик. Я физически чувствую нехватку нужных нейронных связей. Очень глупой себя чувствую. И маленькой.

Это не жалоба. Это честный анализ своего состояния. А еще это цена роста. Я знала куда и на что шла. Я была готова к тому, что будет сложно, что не все будет получаться, что будут неприятные открытия о себе. Кто не готов к дискомфорту, лучше в новые области не ходить.

Самое ценное и болезненное для меня - это избавление от иллюзий. За избавление от иллюзий я готова многое претерпеть. Очень хочу видеть, как дела обстоят на самом деле. Пусть даже я в этой картине мира буду далека от собственного представления о себе. Так что рука об руку с печалью идет мрачная решимость не останавливаться и идти туда, где страшно. Сказки учат, что это верный путь.


А это бонусом пост-отзыв, который я написала по следам того апрельского семинара по невербалике Стеллы Клар. Пусть тоже тут лежит, для архива.

5 апреля 2016 года


Как я училась невербальной коммуникации
Когда-то давно я смотрела Lie to me и краем уха слышала об Экмане. Меня тогда, честно говоря, больше интересовала очешуенная пластика Тима Рота, а не сабж.

По-настоящему меня заинтересовала невербалика при прохождении Ведьмака 3. Я в какой-то момент поняла, что несмотря на то, что выражение лица Геральта практически всегда спокойное и безэмоциональное, но тем не менее я всегда могу сказать, в каком он настроении - насмешливом, угрожающем, обиженном, довольном... Вот оно! Меня осенило - микровыражения!

На конференции я пристала к разработчикам Ведьмака и выяснила, что все эти тонкие на грани заметности лицевые анимации делались вручную (то есть не мокапом, когда датчики к лицу актера прикрепляют).
Потом началась эпоха курсов актерского мастерства и теории нарративного дизайна через невербалику (оно в процессе, если что). И вот когда я услышала, что Стелла Клар приезжает в Москву и дает двухдневный оффлайн мастер-класс по невербальной коммуникации - я поняла, что это знак, паззлы сходятся, дороги сводятся, птицы летят правильно.
Стелла Клар у нас больше известна как стилист, у нее своя школа стилистов + она переодевает людей. Я о ней услышала впервые от Саши Молчанова. И я видела, что произошло с Сашей после Стеллы, и как глубока была их работа. Где-то на грани сознания у меня закрепилась мечта - однажды попасть к ней в стайлинг. О нет, не ради одежды. Ради осознанности в восприятии себя.

То есть подход Стеллы к стайлингу уже был в моем представлении глубоко психологичен. Позже я узнала, что Стелла и есть психолог, специалист по невербальной коммуникации. В общем, мой поход на этот тренинг был предрешен на небесах.

Шла я туда с несколькими целями/задачами:

1) ну конечно же узнать что-то полезное в повседневной жизни

2) узнать что-то полезное для моих грядущих задач, которые для меня пока высоты, которые нужно взять

3) узнать что-то полезное с точки зрения разработки игр = построения коммуникации между игрой и игроком, вызывание конкретных эмоций, рассказывание истории не-текстовыми (невербальными) средствами

Получила ли я, что хотела? Я получила неизмеримо больше. И много такого, чего не ожидала и теперь думаю, как с этим жить.

Меня утешает только то, что там на тренинге я видела людей, проходивших этот тренинг пару лет назад (тогда он был закрытый, внутренний для школы стилистов, как я поняла) - и они рассказывали, как выползали совершенно раздавленными новой правдой о себе, принимались над собой работать, и вот они тут - и результаты, которые они сами сейчас получают - то есть вот именно на наших глазах, делая упражнения в группе - именно те, которых они и хотели достичь. Например (выдумаю из головы, чтобы чужие истории не выносить за пределы тренинга), тогда в человеке окружающие видели безвольную тряпку и легкую жертву мошенника, а теперь сильную личность, активную и уверенную в себе, которой палец в рот не клади и вообще лучше даже не пытаться обидеть.

Из ямы осознания собственного ничтожества смотреть на таких людей было, конечно, тяжело и завидно, но и вместе с тем вдохновляюще.

Тут есть тонкий момент. Узкое место. Возможно, меня бы отпугнули результаты других людей, если бы до этого буквально за день я не увидела собственные результаты пары недель работы с Георгиевской над постановкой голоса. То есть я уже знаю, что да - если работать, каждый день, упрямо и усердно, в какой-то момент результат приходит - и он очень приятен. Так что, называйте это, если хотите, позитивным мышлением, но я точно знаю - все можно улучшить, себя можно улучшить. Если работать.

На самом деле информации там было столько, что мне второй день снится, что тренинг все еще продолжается, что мы все еще делаем упражнения и разбираем примеры. Мозг все еще пытается обработать все, что он услышал. Усвоить и хотя бы запомнить. Куда там - использовать.

Я понимаю, что вы ждете подробный конспект. Но я просто не могу его дать. Во-первых, из соображений этики. Во-вторых, чтобы не искажать информацию своей колокольней, не дезинформировать вас собственным невежеством. Ведь пока я и сама не знаю, насколько верно я поняла и усвоила какие-то вещи. Что я точно уяснила за эти два дня - так это то, что мы все смотрим на одно и то же явление, предмет, информацию - совершенно по-разному. Стелла рассказала одно, я услышала второе, вы бы прочли третье. Вот эти зазоры в искажении восприятия - они неизбежны, и знание о них полезно в том числе в разработке сюжета для игры, не говоря уж о вечернем разговоре с мужем.

Е-мае! Да до меня только что дошло, в чем суть моих проблем с донесением истории в Message Quest. Это ровно те же проблемы, которые у меня есть в донесении себя до окружающих. >.<

И тут мы капец к глубокой мысли приходим. Я вот обнаружила как выкапывать вижн игры из психологии разработчика. А теперь я вижу, как выкапывать стратегию донесения истории из собственного поведения. >.< Это может стать каким-то космически важным для разработки инструментом.

Я скажу прямо. Моя цель - построить школу нарративного дизайна. Такую, какой нет пока вообще в мире, не то, что в России или в Европе. Я знаю, что это звучит как влезть на Эверест без оборудования или слетать в космос на ковре-самолете. Но я также знаю, что где найти и откуда вытащить знания и навыки, которые еще никто не догадался применить в моей области. И мы еще посмотрим, что из этого выйдет. В любом случае, будет весело! А хулы не будет.

А еще я в очередной раз убедилась, на собственном гарантированно личном опыте - что никакая книга, никакой видео-курс не заменит личной учебы у мастера, в коллективе со-учеников. Потому что - да, Стелла - космически нечеловечески прекрасна, но дело не только в ней и информации, которую она дает. И не только в том, что ты учишься у Стеллы просто глядя на саму Стеллу. Дело еще в нетворкинге, который у нас там процветал бурным цветом. Когда обратная связь от окружающих (не от Стеллы, а от тех, кто сидит рядом с тобой) весит газиллион золота. Когда не только Стелла, но и каждый (каждый!) в комнате может научить тебя чему-то такому, что ты не прочтешь в книжке, и что тебе очень надо. Когда после тренинга мы ходили и брали друг у друга контакты и визитки, потому что вдруг внезапно находились совсем не случайные для твоей жизни и твоей ситуации люди. И я прям каждой клеточкой тела чувствовала, что посмотри я все это, сидя дома, с ноутбука, я бы получила процентов 10 от того, что получила, находясь в эти выходные в лофте Сноба.

Уф. Если вам интересно все это - вы спросите меня в комментах. Я постараюсь ответить. Только фильтруйте, что это я говорю, что это мое виденье и восприятие. Если же вы хотите послушать Стеллу и ее виденью, восприятию поучиться - вам надо идти к ней. Я не смогу этого передать. Я сама сейчас вывернута наизнанку и препарирована, мне надо собрать себя вновь.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ

невербалика

Previous post Next post
Up