Путешествие на плато Укок

Aug 30, 2015 10:57

Путешествие на плато Укок День 3 Перевал Кара-булак
Проснулась я от того, что замерзла. В палатке было адски холодно, по ощущениям - не меньше 0”, а то и -5. Через некоторое время до меня дошло, что замерзла только голова, а всему остальному в спальнике было вполне комфортно. Шапку надо было перед сном натянуть. Однако, вылезать все равно придется, несмотря на то, что на часах еще и 6 утра нет. Чертова привычка вставать с восходом солнца.

Чем бы таким заняться общественно-полезным, пока все спят? Костер развести? С гарантией перебужу не только товарищей по дежурству и конюхов, но и весь лагерь… Наверно, воды принести, и лучше, наверно, пойти в резиновых сапогах.

М-да, давно пора понять, что спросоня в мою голову трезвые мысли не приходят. Резиновые сапоги с практически гладкой подошвой, которые идеально подходят для верховой езды, поскольку не застревают в стремени, по той же самой причине совершенно не годятся для ходьбы по скользким кочкам. На обратном пути я подскользнулась и от души зачерпнула речную воду левым сапогом. Хорошо хоть, что колено не выбила. Аурика вчера предупредила, чтобы сегодня все надевали резиновые сапоги, так что мне предстоит веселенькая перспектива поездки в мокром сапоге и мокром носке… Штаны-то наверняка успеют высохнуть у костра, а с сапогом что делать прикажете? Выставила на солнце сапог и носок, засунув в каждый по 2 сушилки (мешочки из нетканки с силикагелем внутри). Вот, заодно, и проверим их действенность…

С завтраком особых проблем не возникло, поскольку готовила Наташа, а на мою долю достались котлы. Опять упаковалась одной из последних, это уже становится традицией…

Содержимое рюкзака удалось с грехом пополам распихать по арчимакам, а вот сам рюкзак уже не влез, хорошо, что у Профессора нашлось свободное местечко. Не представляю, куда девать воду, чтобы ее можно было легко достать во время перехода, поскольку фляжка у меня без крепления на пояс, а о термокружке и говорить нечего, в арчимаке они из-за тяжести провалились вниз, теперь его расшнуровывать придется. Идеально подошла бы пара пол-литровых пластиковых бутылок, но у меня всего одна и 1,5 литра, увы.

Хвала силикагелю и жаркому алтайскому солнышку, сапог-таки успел высохнуть до того, как все были готовы, а носок пришлось взять из другой пары.

Ох, и жимолости здесь однако - прямо привет из детства. Хотя тем же новосибирцам моей ностальгии не понять, особенно если человек «где родился, там и пригодился». А я родилась в Иркутске и в детстве часто ездила туда на лето, а потом все не получалось - сначала училась на вечернем отделении и времени не было, а потом цены на билеты резко превысили наши финансовые возможности... Вот теперь и приходится собирать свою Сибирь по кусочкам, как с той же жимолостью - вкус и форму ягоды помню, а кусты на которых она растет - нет. В Подмосковье жимолость разве что в виде варенья встретить можно, а в нем столько сахара, что ни вкуса, ни запаха не найдешь.

То, где мы шли вчера, скорее выглядело как облегченный вариант тайги, а сегодня, по мере подъёма, окружающий пейзаж всё больше напоминает то ли альпийские луга, то ли тундру.

В отсутствие явных препятствий и сложностей рельефа народ решил спеть. Дело, конечно, хорошее, но не весь предложенный репертуар подходит для наших условий - "Ах, этот вечер, лукавый маг", мне и в городской квартире с предварительной распевкой не вытянуть, а тут ещё запевалы где-то сзади и их голоса периодически ветром сносит, подпевать в такой ситуации бессмысленно, хотя и хочется.

Подождала, пока народ выдохнется, и затянула кавалерийские маршевые типа «Веди, Буденный нас смелее в бой» и «Были сборы недолги, от Кубани до Волги мы коней собирали в поход», «Штурмовые ночи Спасска, Волочаевские дни» и т.д., благо этого добра помнила достаточно. На тверском турмаршруте пришлось ночью идти по городским окраинам вдоль шоссе, и единственным способом не уснуть в седле были как раз песни. Профессор меня поддержала, хотя и фыркала потом насчет Ворошилова - «тоже мне, первый красный офицер». Согласна, но про Игнатьева автор песни мог и не знать. Подпевал ли народ сзади, не знаю, не слышала. О, вот и ещё один кусочек «моей» Сибири - жарки, они же огоньки, они же купальницы азиатские. Это насколько должно быть холоднее под Иркутском, если покрывающие там любой луг жарки, здесь забрались на высоту почти в 2 километра и встречаются настолько редко?

Впрочем, скоро нам стало не до цветов и не до песен... Кто бы мне сказал, что в горах, на высоте 2.600 есть болота, куда конь проваливается по пузо, а то и глубже - ни за что бы ни поверила, но факты - вещь упрямая. Мы, правда, даже арчимаки не испачкали, но на рыбацкие сапоги новосибирцев, которые, при желании, можно раскатать аж до паха, я теперь смотрю с бо-о-льшим уважением. Да и похолодало ощутимо, так что народ влез в пуховые куртки, но мне пока, вроде, жилета со штормовкой хватает. Теперь уже вокруг настоящая болотистая тундра, и о том, что мы находимся в горах, напоминает лишь наличие склонов, даже камней нет, не говоря уж о скалах, так что предложение «мальчики налево, девочки - направо» повергает народ в ступор - это сколько же идти придется, чтобы уйти за горизонт? Пожалуй, пока подожду.

Все когда-нибудь кончается, и болотистая тундра закончилась каменистым перевалом.

На перекус мы остановились на перевале Кара-булак, который называют «воротами Укока». Высота - 2 800 метров над уровнем моря, с той стороны, откуда мы пришли, открывался роскошный вид на гору Белуха, с другой - на хребет Табын-Богдо-Ола в Монголии.

А где-то далеко внизу ползла другая группа, шедшая нам навстречу.

После перевала миновали цепь красивых озер, различающихся формой и цветом воды и служащих истоком реки Карабулак (тюркское «чистая» или «черная река», в данном случае, скорее «чистая река»). На ее берегу, на пересечении с безымянной речкой, мы и остановились. Одна из стоянок была занята, на этой тоже уже паслись кони, но это оказались кони рыбаков, которые против нашего присутствия не возражали. К рыбакам прилагались две молодые лайки, которых наш пес тут же начал строить и гонять, как старший по возрасту.

С некоторым трудом удалось найти место для палатки - во-первых уклон был довольно сильный, а во-вторых непросто найти достаточно ровную площадку для трехместки, свободную от кустов курильского чая и явных следов пребывания лошадей, наших и предыдущей группы. М-да, еще один повод задуматься о том, что не стоит жадничать, выбирая палатку для горного похода - «двушки» почти везде вставали без проблем.

После разбивки лагеря оказалось, что ужин готовить некому - из нашей тройки дежурных передвигаться был способен только Сан Саныч, да и то кое-как ибо порядком сгорел. Я, похоже, перегрелась, а Наташа ухитрилась и сгореть, и перегреться. Похоже, в данных условиях шляпа должна быть с широкими полями и не из тонкого войлока. Аурика посмотрела на все это безобразие и отправила нас отдыхать. Хорошая идея, вот только в палатке оказалось еще жарче, чем снаружи, а при перегреве нужна прохлада. Пришлось растечься в узкой тени за палаткой.

Через час сил хватило на то, чтобы доползти через весь лагерь до речки и макнуться туда - именно макнуться, потому, что воды ровно по пояс в самом глубоком омуте. По дороге, конечно же, вляпалась в муравейник. Юрий Дмитриевич зовет поснимать водопад всего в 100 метрах, но я пока не готова - разрядился аккумулятор фотоаппарата. С собой есть два переносных, попробуем начать с того, который заряжается прямо от солнца, благо солнца даже больше, чем хотелось бы. Вроде и сам заряжается, и аппарат заряжает. Продолжаю валяться за палаткой и чинить одежду, вяло вытряхивая из нее набежавших откуда-то муравьев. К тому моменту, как фотоаппарат зарядился, снимать было уже нереально. Ладно, отложим съемку на утро.

В процессе приготовления ужина и в связи с наличием в лагере двух чужих собак, у народа возникла острая необходимость как-то окрестить нашего пса. Дамы посмотрели на него внимательно и сошлись на "Беляше". Тут-то Саятхан и осознал, что за время похода кличка приживется, и несостоявшийся Беляш оказался Бимом. Бим ему, конечно, подходит не больше, чем мне образ Мэрилин Монро, ну да, как говорится, хозяин-барин.

Оказывается, пока мы валялись в палатках, наши рыбаки успели наловить рыбы и даже приготовить чушь - это такая сырая рыба, выдержанная с лимоном и специями. Попробовала. М-мда, не мое это, так что оставим для ценителей и обойдемся обычным ужином. Котлы после него мыть пришлось в лагере - было уже слишком темно, чтобы идти к речке.