Осетия, день 8: верхние Карамадонские ванны

May 12, 2018 08:35

День 8 (27.07.2017)

С утра проблема с размещением в машине засияла с новой силой, поскольку с Алетой нас было уже не 10, а 11, а «Волга» осталась прежней. В результате я опять поехала с первой партией, и на коленях у меня сидел Миша, а его свидетельство о рождении, столь необходимое пограничникам, осталось у мамы.

Вторую группу мы ожидали в развалинах то ли недостроенного, то ли заброшенного санатория, насмерть уделанного птицами.

Спустя какое-то время появился Руслан и тоже удалился совещаться с пограничниками.

Вид на вход в ущелье и ледники от ворот погранзаставы.
Когда все проблемы были решены, и мы попытались рассесться по машинам, выяснилось, что получается перегруз, и кому-то придется идти пешком, возможно, меняясь с другими. В «Шевроле Ниву» почему-то никто кроме меня и Димы садиться не захотел, потом к нам все-таки добавили Мишу, а Кира и Алета пошли пешком. Потом большинству тоже пришлось спешиться, поскольку «Волга» застряла в первом же ручье, а Руслан никак не мог определить, какая именно дорога нам нужна.

Где-то в этот момент к нам подсадили Сашу, который вчера, как выяснилось, и перегрелся, и сгорел, и Ольгу, которой стало плохо. Потом попытались высадить меня, поскольку выгонять Мишу стыдно - ребенок все-таки, а у Димы наш общий пропуск в погранзону, но почему-то в этом начинании Марину никто не поддержал, а я не стала объяснять еще раз всей честной компании, чем череповат для моей головы внеплановый выход на солнышко в самую жару.

В конце концов, нужная дорога все-таки нашлась и мы без сил рухнули в тень пограничного поста, в компанию к двум очаровательным собакам - рыжей немецкой овчарке и 6-7 месячной щенке черного цвета, с породой еще не определившейся.

Силы любоваться окрестностями у нас появились лишь к тому моменту, когда Руслан привез остальную часть группы. Проверив документы и пропуск, пограничники позволили нам полюбоваться в дальновизор на ближайший ледник - по-моему все-таки не печально известный ледник Колка, а тот, который ближе - Майли, и уверили, что тропа здесь одна и что сбиться с нее невозможно при любой степени топографического кретинизма. Услышав эту радостную весть, мы отправились в путь, а компанию нам, причем и туда, и обратно, с радостью составил черный щенок - в качестве засланного казачка, не иначе.

Тропинка шла вдоль склона, была не широкая и не узкая и для человека без 100-литрового рюкзака никаких неприятностей поначалу не сулила. Ручьев тоже хватало, чтобы и воды попить, и шляпу намочить, но пить для такого жаркого дня хотелось не слишком.

Сначала я вообще шла первой, в компании черной псинки, которая показывать дорогу решительно отказывалась, затем, на каком-то привале, меня обогнали Марина и Света с вопросом «Еда есть?». У меня на тот момент из еды была лишь пара фруктовых батончиков и чай, а основная наша еда - пироги и овощи - ехала в рюкзаке у Димы где-то в конце колонны. Собака ускакала за новыми головными, а я продолжала путь, никуда не торопясь.

Первые подозрения о том, что что-то тут не нечисто зародились у меня после того, как все встреченные рюкзачники на вопрос «Сколько до источников?» стали отвечать «километров 5» и «вы можете не успеть вернуться до темноты». А тут еще начались курумники с осыпями, ничего особенного, но с устатку и вовсе не сахар.

Сначала, вслед за Мишей, с горящими глазами пролетела вперед Ольга, потом обогнала нас с Леной и снова осталась позади Алета, потом встретилась разъяренная Марина с воплем «вам аж за ту гору, а я не самоубийца», а затем нас догнал Дима с предложением поесть пирогов, и сообщил, что все, кто шел сзади, т.е. Елена Николаевна, Кира и Алета, повернули назад. Потом мы заметили сидящего на камне Мишку, который сообщил нам, что мама с тетей Светой уже час как скрылись вон за той горой, а ему велели ждать здесь потому, что сердце прихватило. Лена тяжело вздохнула и рванула вперед, а я, после очередной осыпи, обнаружила, что мокрая шляпа больше не помогает от шума в голове, дыхание перехватывает, а ноги начинают спотыкаться на ровном месте. Похоже, до источников мне дойти не судьба, посижу с полчасика, отдохну и отправлюсь в обратный путь.

То, что было дальше, иначе, чем замедлением, а то и остановкой времени, объяснить невозможно. Сначала сверху спустился Руслан, и стал объяснять, что осталось пройти совсем немножко, минут 15. Я ответила, что понимаю, но идти не могу, причем совсем. Тогда он бросил в кусты свой рюкзак, забрал мой и потащил нас обоих наверх. Кажется, идущие нам навстречу Света с Ольгой пытались отговорить его от этой идеи, мол, я застряну у источников, а всем остальным меня придется ждать в конце маршрута, но Руслан пообещал, что заберет на машине всех, и потащил меня дальше, причем останавливаясь, по моим ощущениям, каждые 10 минут, поскольку мне необходимо было перевести дух.

Тащить меня перестали лишь тогда, когда источники показались в прямой видимости, а рядом с ними - Лена и Дима, т.е. я оказалась последней, кто из нашей группы сюда дошел.

Будь я в другом состоянии, я бы, наверное, расстроилась: знаменитые Карамадонские ванны весьма напоминали запруды, которые малыши строят на песчаных пляжах из небольших камней. Руслан, кажется, обещал, что 15 минут в этих ваннах будет достаточно, чтобы даже трупу полностью воскреснуть, только начинать надо с самой прохладной, а потом переходить в более горячую. Любопытства ради, сунула ногу в дальнюю из трех и тут же выскочила, как ошпаренная. Делать нечего, полезли с Леной в самую прохладную - чуть теплее температуры тела. Вода чуть солоноватая, с легким запахом сероводорода и, на удивление, очень плотная - обычно, стоит мне расслабиться в водоеме, тонет все, кроме головы, а тут вся тушка плавает на поверхности, причем без малейших усилий с моей стороны. Лена голову мочить не рискнула, у нее волосы длиннее моих, а мне уже море было по колено - все равно гудение в голове не пройдет, пока в кипяток не засунешь. Потом перебрались в следующую по температуре, тоже минут на 15, и, прав был Руслан, как будто всю усталость в тех ваннах оставила, можно и обратно идти. Быстренько подзакусили остатками пирогов и овощей и пошли. Самое странное: сдалась я в 16.25, а на выходе из купален, до которых идти было не меньше 15 минут, да там еще минут 30, на часах было 17.05.

Торопиться, однако, нам нужно было изрядно - ледники над нами еще по дороге туда начало затягивать туманом, который теперь все ближе подбирался к нам, а темнеет в горах рано. Теперь уже у нас люди с рюкзаками спрашивали, сколько осталось до источников, а мы могли ответить только приблизительно.

На последней осыпи Диме пришлось искать тропу, которую я потеряла, а Лена не могла идти быстро из-за напрочь стертых ног - она была в закрытых сандалиях, в которые набились мелкие камушки. Последняя осыпь давно закончилась, а первый ручей - признак того, что до погранпоста уже недалеко, - все никак не появлялся. Последних встреченных нами людей с рюкзаками уже не интересовали источники - им бы до темноты место под палатку найти, а впереди - сплошные осыпи и ручьи.

В подсчете ручьев мы все-таки сбились, и тот, который у меня числился третьим, оказался последним, миновали мы его уже в глубоких сумерках, когда я уже почти перестала доверять своему ночному зрению. И тут на горизонте, на фоне темнеющего неба, показалась крыша погранпоста. Радость нашу было трудно передать словами, а уж радость пограничников, которые из-за нас чуть было не остались без ужина… У погранпоста мы оказались в 20.05 - всего каких-то 3 часа, и, как оказалось, 10 километров дороги - знать бы еще заранее.

На обратном пути нас радовали необычайно яркие звезды, среди которых я без труда обнаружила не только Большую медведицу, но и Кассиопею с Цифеем, а также глупый маленький зайчонок, некоторое время бежавший по дороге в свете наших фар. И еще ужин на любой вкус от Алеты, которую забрал из Карамадона какой-то ее знакомый.

Получается, что при среднем возрасте группы 40+ ( младшему 13, старшей 75), маршрут «подходящий для среднего городского жителя», смогли пройти: 1 хорошо тренированный в походах по горам мужчина - Дима, 1 хорошо тренированная спортсменка - Света, находящаяся в неплохой физической форме Ольга, Лена - неплохо тренированная и на 10 лет младше, я - тоже не совсем офисный планктон, которую туда дотащили, и Руслан, который в этих горах у себя дома. Еще 4 человека: мальчик 13 лет, женщина-экстримал на 5 лет младше меня, тренер по альпинизму 75 лет и инструктор - до финиша не дошли. И какой же это тогда маршрут для среднего городского жителя? Кстати, кто-то из недошедших предлагал совместить в один день Мидаграбинские водопады и Карамадон. Хорошо, что Кира не согласилась… И, вопрос на закуску: кто из этих двоих одет более правильно для похода по горам? И кто должен предупредить туристов о рекомендуемой форме одежде и обуви?

Ps. В более позднем описании уже другого тура - описание нашего не сохранилось, - значится совсем другое расстояние - 18 километров, причем выезжают они из Владикавказа и возвращаются туда же. Мы же в куда более близкий Даргавс еле-еле успели до полуночи.