Осетия, день 4: перевал Валавцег, Камунта, этнографический музей, день рождения

Aug 20, 2017 18:11


День 4 (23.07.2017)

Наши папарацци соизволили-таки спуститься с высот на землю, в основном, не солоно хлебавши. Решили погоды больше не ждать и идти обратно. Рядом нашлись подходящие палки, да и тропинка успела немного подсохнуть, так что на обратном пути чувствовала я себя намного увереннее. Срезать петли, которые грунтовка выписывает на склоне, по траве мы на этот раз не рискнули, но это нас не особенно спасло, поскольку началась очередная гроза. Молнии сверкают, гром гремит, дождь льет, ноги на глине разъезжаются, а настроение почему-то отличное. Ну где еще я так весело отпраздную день рождения?

Несмотря на то, что часть грунтовки оказалась глинистой, без малейших следов камня, и проход по ней весьма напоминал неконтролируемый спуск с горы на лыжах из глины, мне удалось опередить остальных на пару витков дороги - разумная предосторожность с учетом моих особых отношений с грозами. Интересно, что скажут местные на особую милость Уастырджи, оказанную женщине? (Согласно осетинским поверьям смерть от удара молнии считается знаком особого расположения св. Георгия, но, поскольку он является покровителем мужчин, его имя женщинам даже произносить запрещено.)

А потом мне сделали еще один подарок - гроза ушла, дождь закончился, и открылись те самые ледники, которые мы уже и не чаяли увидеть.






Когда туман поднимается вверх по солнечному лучу, этого словами не описать.














Спуск существенно замедлился, поскольку все схватились за фотоаппараты, а у меня из-за постоянных попыток вытащить фотик из-под плаща, начала рваться горловина плаща. Не стоит брать в поход декатлоновский полиэтилен - это вариант строго для города.








А тем временем туман снова перешел в наступление.












И к машине мы подходили почти на ощупь. Надо бы спросить у Артура, сколько прошло времени с нашего отъезда, а то очень уж этот туман напоминает некоторые моменты из европейского фольклора.




До Камунта мы добрались уже практически на закате,


но у нас было еще одно дело - зайти в гости к Руслану, чтобы посмотреть созданный им этнографический музей.



Насколько я понимаю, дом восстановлен еще не до конца, но технология строительства полностью соблюдается. Это внутренний двор, который отделен от улицы стеной высотой в два этажа. Судя по наличию в этой стене двери и окон на втором этаже, изначально здесь уже начинался сам дом. Да и нижняя дверь в этой стене годиться только для прохода только мелкого рогатого скота.








Главной в осетинском доме была общая комната, в которой располагался центр дома - очаг со священной надочажной цепью, центральный опорный столб с резной балкой - посвящением Фалвара, традиционный трехногий столик и трехногое же кресло хозяина дома. Здесь же в домах небольшого размера, могла находиться спальня хозяина дома. По линии очага дом делился на две половины: правую - мужскую, и левую - женскую, причем как женщине не положено было заходить на мужскую, так и мужчинам не положено было находиться на женской.












Перекрытия обычно делались из дуба, а опорные балки - из хвойных пород дерева.




Большая часть деревянной и керамической утвари сделана хозяином дома.

Изначально на этот вечер, последний в Камунте, были назначены осетинские пироги, но сестры Артура уже уехали, и пироги заменили шашлыком. Зная свои скромные возможности в поглощении мяса, мы пригласили Руслана, а потом на огонек заглянул еще один гость - Алан, который, насколько я понимаю, держал коров, лошадей и яков. Кира не выдержала и сообщила-таки, что у меня сегодня день рождения. Алан сказал, что по такому случаю, если бы знал раньше, устроил бы имениннице катание на яке ( с последующей стиркой всего гардероба, поскольку я себе представляю запах яка летом, да еще и вдали от ледников). Получилось душевное камерное застолье, и, что приятно, без жесткого соблюдения обычаев, например, мы с Леной, наверное, на правах младших, были избавлены от произнесения большого количества тостов, в основном со стороны гостей отдувались Кира с Димой. А основную часть произносил Артур, иногда увлекаясь настолько, что я окончательно теряла нить повествования, хотя пьяна не была. Руслан приглядывал за наличием у гостей напитков, а заодно за тем, чтобы мы понимали, за что в настоящий момент пьем, и по его настоянию, Артур давал «резюме» особо заковыристых тостов. В общем, вечер удался, чему немало способствовали остатки красного вина. Правда, Лену, как наименее опытную в искусстве застолий, напоить все-таки удалось. Она отправилась трезветь на свежий воздух, а я - на боковую.


Осетия, Валавцег, Открытие, Камунта, Дигория, Путешествие

Previous post Next post
Up