Осетия, День 3: Камунта и Галиат, святилище "Авд Дзуары"

Aug 16, 2017 06:39


Путешествие в Северную Осетию. День 3

День 3 (22.07.2017)


На следующее утро мы позавтракали кашей, яйцами и сыром и отправились в поход. По иронии судьбы - по той самой верхней дороге, по которой мы гуляли накануне вечером. На выходе из селения встретили коров, и одна из них была с новорожденным теленком.







По дороге в Галиат возникли некоторые сложности при переходе через небольшую, в общем-то, речку, но кроссовки мочить очень уж не хотелось.




Поселение в этом месте, по утверждению археологов существовало уже в X веке, причем не просто поселение, а средневековый город, с водопроводом и канализацией. Здесь же находятся самые высокие в Осетии родовые башни, причем не только сторожевые, но и жилые.


Обычно на первом этаже жилой башни держали скот, второй и третий были жилыми, причем на третьем этаже обычно селили гостей, а четвертый предназначался для обороны. Однако, в башне справа от дороги видны только три этажа. Напротив, и чуть дальше по дороге расположены развалины замка, самой древней усадьбы Галиата.


Однако сейчас в Галиате почти не осталось домов, в которых кто-то живет.


Впрочем, и в Камунте, если я ничего не путаю, сейчас постоянно живут только в двух домах, а в остальные хозяева приезжают как на дачу, в том числе наш хозяин Артур и Руслан.

Как-то сильно невесело сознавать, что здесь жили люди, и неплохо, в общем-то, жили, часто совсем недавно, а теперь не живут, а со сменой образа жизни постепенно уходит их самобытность и культура. А, с другой стороны, от хорошей жизни не строят дома в виде башен с бойницами, да еще в таких местах, куда не всякий горный козел заберется. Если бы вам предложили выбирать, что бы вы предпочли утратить, почитание старших или кровную месть?

Сфотографировав развалины, мы стали подниматься наверх, к склепам над Галиатом


и святилищу «Авд дзуары» или «Семь божеств», построенному в VI веке нашей эры.



Солнце уже припекало вовсю и подъем меня окончательно доконал, так что, добравшись до святилища, я первым делом рухнула в ту небольшую тень, которую отбрасывали стены одного из строений - еще не хватало в первый же день перегреться и свалиться. Человек я, в общем-то, неплохо тренированный - для городского жителя, конечно, но на солнце долго находится тяжело, да еще и, как выяснилось, в горах на любом мало-мальски приличном подъеме начинаю пыхтеть, как паровоз. В себя я пришла довольно быстро - долго в тени каменного строения все равно не просидишь, так и замерзнуть можно, да и шляпу во избежание перегрева пришлось намочить - при здешнем солнышке ее светоотражающих возможностей явно недостаточно.

«Авд дзуары» считается одним из самых древних христианских святилищ в Осетии - и действительно выглядит таковым - строгие постройки, никаких украшений и полное отсутствие рогов жертвенных животных.









Интересно в местной религии все перемешано, и чего в получившемся результате больше, язычества или христианства, сразу и не скажешь. Вот, например, сегодняшний праздник начала сенокоса - его покровителем является бог плодородия Уацилла, который отождествляется с Ильей Пророком, но в православном календаре Илья Пророк 2 августа, а здесь - 22 июля.

Думаю, стоит все-таки перечислить основных покровителей Осетии - те самые семь божеств, которым посвящено это место:

Уастырджи (св. Георгий) - покровитель мужчин, путников и воинов

Уацилла (св. Илья) - громовержец и повелитель бурь, покровитель земледелия и урожая

Афсати (св. Евстафий) - покровитель диких зверей

Фалвара (св. Флор и Лавр) - покровитель мелкого рогатого скота

Курдалагон - небесный кузнец

Галагон - повелитель ветров

Донбеттыр (св. Петр) - повелитель воды и морской стихии.

Однако, несмотря на совпадение имен, и, отчасти, «сфер влияния» осетинские дзуары-покровители имеют с христианскими святыми очень мало общего. Согласно осетинской мифологии Семь Дзуаров, обитая на небесах, иногда снисходят на землю в едином образе ярко светящейся птицы с большими крыльями. От Семи Дзуаров зависит благополучие человека, хороший урожай зерновых и увеличение поголовья скота.

Вид отсюда открывается великолепный, место словно создано для святилища.



После святилища мы вернулись в Галиат, дальняя часть которого оказалась более жилой,




напились и набрали воды из родника, и, в который уже раз, намочили шляпы.


(Продолжение следует)

Осетия, дзуары, Галиат, Открытие, Камунта, Путешествие

Previous post Next post
Up