Обзорная экскурсия по Солигаличу, ожидаемо, началась с Красной площади.
1. Крестовоздвиженская церковь (1808-16). 2. Торговые ряды (1833). 3. Земская управа. 4 Дом Завьялова (Дворянское собрание). 5. Гостиница Касаткина.
По плану 1781 г. Торговая площадь должна была иметь многоугольную форму, приближающуюся к овальной. Однако из-за особенностей рельефа города и, прежде всего, из-за извилистого русла ручья она не получила правильной симметричной конфигурации, как в большинстве других городов, подвергшихся перепланировке на основе принципов регулярности. Геометрически правильную структуру улиц удалось сформировать только в северной ее части. Здесь от площади отходили три луча: на север - Пятницкая ул. (ныне К. Либкнехта), на северо-запад - Крестовоздвиженская (Коммунистическая), а на северо-восток - Горошная (Советская). Местом схождения этих лучей-радиусов служила колокольня Крестовоздвиженской церкви. Каменная застройка - обывательские дома с лавками в первом этаже - планировалась только по северной границе площади в первых кварталах этих улиц. С юга фактической границей площади стал Шашков ручей. С востока, вдоль русла ручья, в разрыве застройки был виден храмовый комплекс на Наволоке.
Практически застройка площади началась только после пожара 1808 г., уничтожившего деревянный дорегулярный город.
Крестовоздвиженская церковь на Торгу (первая треть XIX века) с более ранней шатровой колокольней, которая в 1910 году начала клониться и снесена в 1930 году. Как оказалось, неофициальное прозвище Солигалича «город падающих колоколен».
План основного этажа церкви. 5 приделов: в холодный части основной, Крестовоздвиженский, справа - вмч. Георгия Победоносца, левый - Бориса и Глеба, в теплой - правый в честь Федоровской иконы Божьей матери, левый - в честь Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Не действует, в советское время в ней располагался кинотеатр и автобусные кассы.
Единственный уцелевший корпус торговых рядов - пока второй собирались реставрировать, он то ли сгорел, то ли просто развалился - к нему относится вот тот забор слева.
Кстати, должны были быть каменными, как в Костроме и Галиче, но денег, увы, не хватило.
Удалось найти в интернете, как выглядело утраченное.
Люк в полу - дополнительный склад для товараат
А вот так они выглядели с тыла и с торца при жизни.
Насколько я понимаю, нынешняя реставрация менее утилитарна, чем исходный вариант. Типа, слишком много украшательств. Торговые ряды используются по прямому назначению.
Гостиница купца 3й гильдии Ф.П.Касаткина (сер. XIX века). Первые 2 этажа каменные, верхний - деревянный. Нынче это краеведческий музей.
План цокольного этажа.
А мы вдоль Шашкова ручья, на котором с незапамятных времен располагались соляные варницы, давшие название городу, а сейчас на другом от площади берегу расположен санаторий имени Бородина, где тоже есть деревянные постройки XIX века,
к месту на берегу реки Костромы, которое называется Наволок - насыпь, защищающая постройки в половодье.
Та самая церковь, в которую нам предлагали отправиться на службу - Преображенская (1821).
Насколько я понимаю, главная и единственная действующая церковь города
Рождественский вертеп.
Ансамбль Наволока до революции: церковь Николая Чудотворца, что на Наволоке (1688), ее колокольня и церковь Преображения Господня. Возможно, прежде здесь существовал деревянный Преображенский монастырь.
К исходному храму Николая Чудотворца с одной апсидой в 1696 году были пристроены еще две: северный придел Флора и Лавра, и южный - Козьмы и Дамиана. Интересная, кстати местная особенность - пристраивать в качестве приделов только апсиды, не расширяя основной объем. Возможно, он был окружен деревянным гульбищем в XVII-XVIII веках, а XIX веке появился этот уродливый кирпичный притвор. Росписи датируются 1749 годом.
В 1930 году, в связи с переделкой церкви под электростанцию, были уничтожены ее купола, а в 1980х, в связи с любимой проблемой Солигаличских каменных построек - подвижкой грунта и неравномерной усадкой фундамента, рухнула шатровая колокольня. Сейчас в бывшей церкви Николая Чудотворца что-то вроде православного культурного центра.
А мы с Наволока отправились на место городского кремля.
1. Воскресенский монастырь. 2. Собор Рождества Богородицы. 3. Церкви Николая Чудотворца и Преображения на Наволоке. 4. Успенская «старособорная» церковь. 5. Крестовоздвиженская церковь. 6. Церковь Входа в Иерусалим. 7. Церковь Петра и Павла. 8. Церковь Николая Чудотворца (тюремная). 9. Присутственные места. 10. Духовное училище. 11. Дом Верховского (реальное училище). 12. Дом жилой (женское училище). 13. Земская управа. 14. Дом Завьялова (дворянское собрание). 15. Гостиница Касаткина. 16. Торговые ряды. 17. Санаторий. 18. Больница. 19. Воинская казарма. 20. Богадельня.
Старое или Макарьевское городище, в отличии от большей части исторических памятников, расположено на левом берегу реки Костромы.
Вот так его валы выглядят сейчас.
А вот так - по мнению историков. Крепость здесь была построена по поводу присоединения этих земель к Московскому княжеству. Стена с 6 башнями и 2 ворот, Спасские и Дмитровские. В 1532 году крепость выдержала осаду казанских татар. Согласно преданию, за стеной явился всадник в огненных одеждах на белом коне, который то скакал среди осаждающих, то возвращался на башню крепости. Татары бежали в страхе, а защитники крепости опознали во всаднике своего святого небесного защитника Макария Унженского из Успенского деревянного храма, находившегося на территории крепости. Чудотворный резной образ Макария XVIII века чудом сохранился до сих пор, как и один из огромных котлов, в которых кипятили смолу. Правда, Успенская «старособорная» (старообрядческая) церковь (1778), сменившая ту деревянную, где хранился чудотворный образ, была - насколько я знаю, единственная в городе - разрушена в 1930е и теперь там одни лишь развалины.
Следующей на нашем пути стала церковь Входа Господня в Иерусалим (1801), построенная по заказу купца Г.И.Дунаева.
Она была высокой словно корабль, достаточно нестандартной в компоновке и оформлении, и очень красивой - ранний классицизм. Одно плохо - была. После закрытия в этом храме был дом культуры и Загс, и за все это время не было проведено ни одного ремонта. Теперь уже там нет ничего, а скора не будет и самой церкви - только табличка об охране.
Это фото 2018 года, а вот это - мое
Причем весь ужас картины я осознала лишь при разборе фотографий, но делать их надо все равно, ибо к следующей зиме и этого может не быть… А там еще и мороз с усталостью начали давать себя знать, так что к последней соборной локации народ просто отказался выходить из автобуса. А был это немного-нимало Воскресенский монастырь, единственный хоть как-то сохранившийся до наших дней. Правда, именно как-то…
На вид лучше, чем Входоиеруслимская церковь, но это на первый взгляд. Монастырь был основан в 1335 году галичским удельным князем Федором Семеновичем, первые постройки, естественно, были деревянными. Уже к 1360м число монахов достигло 324 человек, а монастырь был огражден «острогом» и получил «огненный бой», но время было неспокойное и деревянные соборы регулярно горели и регулярно возобновлялись, а в 1663-69 году солигаличским подмастерьем Г.А.Антоновским был построен нынешний Воскресенский собор (на фото слева).
В конце XVII к апсиде пристроили 2 придела: с севера Петропавловский, с юга - Ильинский.
Теплая Богоявленская церковь была построена в 1686 году была построена сыном предыдущего зодчего Д.Г.Антоновским. Колокольня у этой церкви тоже была, но разобрана в начале XVIII века, уже после того, как монастырь был упразднен, а церкви стали приходскими. Вместо нее в 1901 году была пристроена паперть, которая видна на первом фото.
В советское время в обоих храмах располагались склады, а сейчас они пустуют и медленно разрушаются.