Гороховец 2(22.07.23): Знаменский монастырь, улица Луначарского и Пушкинский переулок.
Этот день по всем прогнозам должен был быть солнечным и жарким, и я решила начать со Знаменского монастыря, что за Клязьмой - а то накануне меня с того берега изгнали даже не комары - комарищи. Но пришлось сперва дождаться открытия чайханы «у Клязьмы»,
чтобы там позавтракать, и это оказалось большой ошибкой. Нет, и кафе, и завтрак мне понравились. Кафе расположено в старых торговых рядах
Между прочим, сырники были еще и с вишневой начинкой.
И бизнес-ланч может быть неплохим и бюджетным
Но вот основное меню преимущественно восточное и по московским ценам.
А бизнес-ланча в выходные нет… И часть этого меню тоже недоступна.
Однако, вышла я из кафе слишком поздно - жара уже вступила в свои права. И начался мой поход с того, что пришлось мочить в Клязьме шапку: дорога слишком открыта солнцу - деревья недостаточно ее закрывают. Судя по карте, когда-то была дорожка напрямую и ее лучше закрывали деревья, но идти в ту сторону я не рискнула - местность слишком напоминала болото, поэтому я пошла налево.
Эта обитель считается самой старой из гороховецких монастырей, изначально бывшей деревянной. Сначала монастырь был мужским и начал строиться в 1598 году на деньги Петра Лопухина. В 1678 году стараниями все того же Семена Ершова была возведена церковь Знамения Богородицы - основной храм монастыря. Правда, существует и другое мнение: собор был построен и освящен в 1719 году, а Семен Ершов, как и Петр Лопухин, жертвовали не на каменные, а на деревянные постройки. Подробности по ссылке
https://kovalevaolgaleo.livejournal.com/3077.html Колокольня к храму была пристроена позднее - после 1753 года. А в 1720 году была построена ограда со святыми воротами и двухэтажный братский корпус, второй этаж которого был деревянным.
Однако, самостоятельное существование монастыря длилось недолго - в 1723 году по указу Петра I он был упразднен по причине малого количества братьев и стал подворьем Флорищевой пустыни. При советской власти на территории монастыря располагались колхозы, а с 1995 году началось восстановление монастырских построек силами братии Никольского монастыря, а с 28 мая 1999 года Знаменский скит был преобразован в Знаменский женский монастырь. Кстати, его расположение отвечает одному из основных требований к расположению монашеской обители - уединению и удаленности от мирской суеты, поскольку во время весенних разливов Клязьмы он может быть полностью окружен водой,
Летом до него можно добраться по понтонному мосту, а зимой - по льду Клязьмы.
Святые ворота с остатками стены, ныне превращенные в часовню. На заднем плане, вероятно, старый братский корпус.
Справа новый братский корпус - современная стилизация.
Благоустройство территории.
А так бывшие святые ворота выглядят с территории монастыря. Слева, похоже, была калитка.
Вид на Знаменский собор, трапезную и колокольню с территории монастыря
И снаружи. Он на удивление скромно оформлен и лаконичен для гороховецкого храма, да и колокольня тоже не характерная - высокий, высотой с основной объем храма четверик и совсем невысокий восьмерик с шатровым завершением. Я не слишком большой спец по архитектуре, но фронтоны окон выглядят скорее поздними, однако все эти отличия от привычного вида гороховецких храмов этого времени можно списать все это и на зодчего, имевшего иной почерк, что также может свидетельствовать против участия Семена Ершова в постройке этого храма.
Пробовала было пройти дальше по дороге вдоль берега реки, но ничего интересного не нашла - все те же заросли ежевики, все еще неспелой и явное болото с противоположной от берега стороны.
Дальше пошла на улицу Луначарского, что идет от Сретенского монастыря параллельно улице Ленина.
Интересные дома есть, но уж больно деревьев мало.
Пришлось свернуть в Пушкинский переулок - чтобы купить в «Пятерочке» какое-нибудь мороженое и спрятаться вместе с ним под деревьями городского парка.
Нравится мне написание улицы и номера дома, но вот вынесенные так далеко балки ставят в тупик - балкон такого размера смотрелся бы странно.
А этот дом на углу Пушкинского переулка и улицы Ленина я, похоже, буду фотографировать вечно, и каждый раз находить что-то новое.
Экая, право слово, раздвижная изба в 6 срубов строго по горизонтали, целиком в кадр никак не помещается.
И знаменитое тройное окно.
Вожделенная «Пятерочка», а на заднем плане - знаменитый дом Краснощекова, который тоже невозможно перестать снимать.
А за ним - не менее вожделенная лестница, ведущая в тень городского парка. Главное, чтобы мороженное не успело растаять.