ОГЛАВЛЕНИЕ
По дороге, водитель показал нам гигантский древний подземный резервуар под землей.
По словам водителя, еще лет 40 назад он действовал, и можно было спустится вниз по ступеням и набрать воду.
Резервуар действительно огромен - от пола до куполообразного потолка метров 12-15 и в диаметре примерно метров 20.
Вообще, продуманность и жуткая древность системы водоснабжения, которая позволяет жить людям в этой пустыне столько тысяч лет, поражает. Целый культ воды там у них, и это не удивительно.
Дальше мы ездили по ремонтным мастерским ища где нам бы поменять масло в машине, а время тикает…
Наконец-то уладив все проблемы с машиной, мы выезжаем на очень красивую дорогу через хребет Кухрут.
В Сирч (Sirch), нужно свернуть на Golbāf, а затем уже на запад на дорогу № 84 и до Бама.
На первом участке расположились удивительные по красоте красно-желто-зеленые горы причудливых очертаний, довольно долго тянущиеся вдоль трассы.
Очень жаль, что у нас не было времени, прогуляться по ним хоть немножко.
Впечатлений хватило бы на всю жизнь!
Первые полтора километра природа не особенно поражает взгляд, но затем начнутся причудливые холмы,
земля станет приобретать все более красный оттенок, особенно яркий на фоне солончаков, многочисленных в этой местности.
В Иране много красивых горных дорог с серпантинами, туннелям и величественными панорамами.
Выехав на дорогу № 84, мы помчались смотреть развалины самой большой крепости Ирана.
Bam (Арг-е Бам). Сейчас вход в крепость стоит 200 000 IRR.
Эта крепость всегда считалась жемчужиной Ирана, и к тому же она является крупнейшей в мире глинобитной постройкой.
Построена в VI-IV вв. д. н.э. на месте шёлкового пути.
Бам сильно пострадал от землетрясения в 2003 году, когда погибло более тридцати тысяч человек и уничтожено до 80% всех зданий.
Такие катастрофические разрушения были вызваны тем, что город состоял в основном из глинобитных домов, которые возводились без соблюдения правил постройки домов на сейсмоактивных территориях.
Крепость в Баме всегда считалась жемчужиной среди достопримечательностей Ирана, но по политическим причинам не была включена в список памятников Всемирного наследия.
Зато почти сразу же после разрушения ЮНЕСКО объявило крепость особо ценным объектом.
Уровень разрушений можно оценить на сайте международного центра по реконструкции после землетрясений (
http://www.earth-aur...bam_iran_en.php).
Говорят, что работы продвигаются медленно из-за того, что все сооружения стараются реконструировать по старым технологиям.
Еще до катастрофы многие здания вокруг цитадели были разрушены, теперь же лежали в руинах и основные здания: базар, бараки, гимназия, конюшни, дом Сарджук, чайный дом.
И, конечно, больше всего пострадала Цитадель, представляющаяся как целостная структуру и формирующая тот самый образ крепости Бам,
который мы до сих пор часто видим на рекламных фотографиях иранских туристических агентств.
Вход на смотровой башни, откуда открывался хороший вид на город, мы к сожаленью не нашли.
Ближе к закату солнца мы приехали во вторую по величине крепость Ирана Rayen (Rayen Castle).
Вход в крепость стоит 150 000 IRR.
Внутри главных ворот есть мастерская по изготовлению ножей, которые можно приобрести в качестве сувенира.
Так же есть возможность подняться на смотровую площадку с которой открывается вид на весь город
Единственный вход в замок - с восточной стороны.
Цитадель Райен великолепно смотрится в окружении снежных вершин.
Мы вволю полазали по ней крышам и залам крепости, жаль только солнышко было уже очень низко.
После Райена мы отправились смотреть классический иранский сад Шазде в окрестностях городка Махан.
Вход в крепость стоит 200 000 IRR.
Shazdeh Garden, Mahan. находится сад «Багх э Шахздэ́».
Своими прудами и фонтанами, гранатовыми и апельсиновыми садами, цветущими розами и высокими деревьями,
в тени которых так приятно спрятаться в жаркий день, это место создавало впечатление настоящего оазиса среди пустыни.
В мавзолей почитаемого суфийского философа, умершего около 700 лет назад мы не успели.
Из Махана мы поехали в дом Ираджа, где вкусно поужинали, упаковали вещи. И за час до вылета водитель привез нас в аэропорт. Мы рассчитались и с удовольствием с ним распрощались. На табло увидели, что задержка рейса на час. Пока сидели в зале, ожидая наш рейс, абсолютно незнакомые молодые ребята, угостили нас очень вкусными иранскими пирожными. Аэропорт в Кермане, маленький, но уютный. Летели мы Mahan Air (Махан Эйр). Компания мне понравилась, нас вкусно покормили, хотя летели мы меньше часа. Воду в аэропорту, при прохождении контроля, не забирают. Прилетели мы в Тегеран, в аэропорт Мехрабад (Tehran Mehrabad International Airport . Такси от доместика в центр города, к отелю, стоило 340 000 IRR.
Заселились в Khayyam Hotel 50$ за дабл, с завтраком. Отель понравился, свободные комнаты, душ и туалет в номере. Все чистенько. Завтрак шведский стол.