Энрике Вилар Фигередо. Испанец. Кубинец. Советский офицер.

Feb 01, 2013 21:08

В 1930 годах против коммунистов и социалистов на Кубе режимом Мочадо развязывается настоящий террор. Лидер местного профсоюза Селасар Вилар вынужден переправить своего совсем маленького сына в единственную безопасную страну - в СССР. Семилетний Энрике Вилар попадает поначалу в московскую спецшколу, а через два года в специально созданный для детей иностранных коммунистов детский дом в Иваново. Всего там жило 160 воспитанников 27 национальностей.



Сохранилось письмо Энрике, десятилетнего мальчишки, своему отцу:

"Ты борись за великое наше дело, а потом я приеду и мы будем бороться вместе."

Когда Энрике Вилару исполнилось 16 лет грянула Великая Отечественная Война. Многие воспитанники детского дома, те, что постарше, отправились на фронт добровольцами. Энрике обивает пороги военкоматов, но в армию его не берут. И вот, наконец, по протекции  в 1942 году он зачисляется в снайперскую школу в г. Раменское  в Подмосковье. По окончании школы
Вилар получает знак "Отличник РККА" и направляется уже в Командное училище, которое опять же оканчивает с отличием в звании младшего лейтенанта. Возможно командование просто не хочет рисковать своим кубинским курсантом, а возможно дорожит отличником, но как бы то ни было Энрике становится инструктором снайперской стрельбы при училище. Однако, неугомонный кубинец буквально засыпает командование рапортами с просьбой отправить его на фронт, и наконец в 1945 году получает направление в 137 Горьковскую стрелковую дивизию командиром стрелкового взвода.

К сожалению фронтовая жизнь Энрике Вилара продлилась совсем недолго - всего две недели.  Своим друзьям он успел написать только одно единственное письмо с такими строками:

"Сейчас мы гоним немцев и прочую шваль по Восточно Пруссии. Хочу тебе сказать, Игорь, одно, что не так страшен черт, как его малюют, ничего особенного здесь нет, только надо побольше храбрости и инициативы и тогда ты всегда будешь победителем. Ну друзья, простите, что мало пишу. Скоро в бой."

Последний свой бой лейтенант Вилар принимает у немецкой деревеньки Фюрстенау. После кровопролитных боев во взводе, которым он командовал осталось 10 человек.

Комсорг 409 полкаСемен Тарасов так описывает эти события:

"В этом бою младший лейтенант Энрике Вилар лично поднял взвод в атаку. В рукопашной схватке уничтожил четырех фрицев. Лег за ручной пулемет и еще уничтожил много врагов... (Его позже найдут лежащим впереди своих бойцов с пистолетом в руке). Все были представлены списком к награде. Лейтенант-кубинец должен был получить орден Отечественной войны посмертно. Это наш долг вручить орден его родным. Или я свой отдам."

Территория на которой проходил тот памятный бой ныне принадлежит Польше и здесь же похоронены солдаты, погибшие возле злополучной деревни: Вилар Энрике, Левченко Николай, Кульбицкий Тимофей, Поскалюце Роман, Цыркунов Петр, Новичихин Сергей. Надеюсь, их братская могила до сих пор находится там в целости и сохранности, ато ведь знаете как гордые пшеки любят бороться со всем советским.

Кто знает, сложись судьба Энрике по-другому, выживи он в том бою, и без сомнения у Фиделя Кастро появилось бы на одного сподвижника больше.

Сам же Кастро, когда узнал о судьбе русского испанца родом с Кубы увековечил его память. В Гаване именем героя названа улица и военное училище . Советское руководство через свое консульство на Кубе передало в 1949 году награду его матери.

п.с: Вилар был не единственным кубинцем, погибшем в Великой Отечественной. В боях на Невском пятачке пал смертью храбрых его соотечественник Альдо Виво.

1941-1945, Интернационал, cuba libre, Наши Герои!

Previous post Next post
Up