С древнейших времен деревья почитали и считали обиталищами духов; но были деревья, более священные, чем другие. Например, на Британских остравах некоторые деревья, очевидно, персонифицировались, а некоторые считались пристанищами эльфов, в точности, как некоторые реки являются самостоятельными персонажами, а в других живут водяные духи. То же и с деревьями.
Боярышник, к примеру, повсюду считается пристанищем эльфов, тогда как бузина и дуб наделены собственным характером. Цветущий боярышник (Майское дерево - May tree) считался любимым местом эльфийских танцев, и срубать или выкапывать его смертельно опасно. В Ирландии любые одиноко стоящие деревья и кусты зачастую считаются священными для эльфов, и это не обязательно боярышник.
В приходе Кленор графства Корк (Англия) стоит священный ясень, с которого никогда не срубили ни одной веточки, хотя дерева в округе весьма немного, а ближайшая торфяная заимка находится в трех милях оттуда. Другой ясень стоял в Боррисокане - старое Колокольное Дерево Белл-Три, которое, когда его выкорчевали в 1833-ем, было расколото так широко, что казалось двумя деревьями. Возможно, некогда внутри него разводили на Бельтан костры, как в древнем тисе в Форнтингале, Пертшир. В то же время, местное поверье гласит, что если хоть одна щепка с того дерева сгорит в каком-нибудь доме, то огонь уничтожит весь тот дом. Ясень сакрален повсюду, и в Сомерсете ясеневыми клиньями пользовались для защиты скота от эльфов и ведьм, как рябиной или горным ясенем в Шотландии.
Другим священным деревом по крайней мере иногда бывала ольха, растущая над источником какого-нибудь святого. В одной истории крестьянин хотел срезать с нее ветку, но дважды бросал это дело и бежал домой, потому что видел свой дом в огне. Оба раза это оказывался обман. На третий раз он решил не отвлекаться; срезал ветку и принес ее домой, но обнаружил вместо дома пепелище. А ведь его предупреждали.
Есть такой широко известный стишок:
"Fairy folks
Are in old oaks"
"Эльфы живут
В старых дубах".
А дубовый народец, как говорят, живет в молодых дубравах, но, как правило, в дубах ощущают независимую личность.
В сомерсетской народной песне поется:
"Ellum do grieve,
Oak he do hate,
Willow do walk
If ye travels late".
"Вяз грустит,
Дуб злится,
Ива бродит,
Если по ночам ходишь".
Поверье, отразившееся в этой песне, гласит, что если срубить один вяз, то другой, стоящий рядом с ним, умрет от горя, но если срубить дуб, то другие дубы отомстят за него, как только смогут. Поверье объясняется, по-видимому, тем, как скоро растут зеленые побеги на корнях поваленных дубов. Такая поросль - опасное по ночам место для людей. Но хуже всех - ива, которая, ворча, бредет за припозднившимся путником.
Насчет бузины существуют разные мнения; в одних местах их называют ведьмами в обличье дерева, и если надрезать кору бузины, то увидишь кровь; в других считается, что бузина дает защиту от эльфов, или прибежище добрым эльфам от злых. Так или иначе, она всегда считалась волшебным деревом.
После боярышника самые волшебные деревья - орешник и яблоня.
В Ирландии орешник был деревом мистической мудрости, чьи орехи падали в воду и становились пищей священного лосося; в Англии он был связан с плодородием. "Больше орешка - полнее кормушка" - гласит сомерсетская пословица; и мешок орехов, подаренный невесте, означает многодетный брак. В прошлом поход за орехами на Всех Святых был таким же обязательным, как Маёвка, а девушки, отправившиеся за орехами в воскресенье, рассказывали потом о встрече в лесу с сатаной. Некоторые следы этого поверья можно найти в пьесе XVII в. "Грим-углекоп из Кройдона", но там девицы встречают доброго черта.
Яблоня в средневековой Англии - дерево волшебное. Именно под привитой яблоней заснул Ланселот, когда четыре королевы-феи унесли его. Яблоки и их кожура использовались при некоторых гаданиях, а Авалоном, Яблоневым Островом, назывались рай и волшебная страна, в которую удалился Артур. Даже если это был Гластонбери - тем не менее, это была Волшебная страна.
Взято от сюда