Jun 05, 2023 17:45
Когда Игорь Васильев придумал хвалынскую культуру (о том как это было я выложу воспоминания археолога
Николая Малого), материалов для такого шага было явно недостаточно.
Но молодость, амбиции и напор сделали свое дело, и назад фарш уже прокрутить было нельзя....
Со временем, однако, выяснилось, что локальный культурогенез не очень складывается, почему, собственно, старшие товарищи и не спешили с признанием нескольких, хоть и больших памятников отдельной культурой.
Поэтому в дальнейшем и Васильев и его коллеги всеми правдами и неправдами пытались слепить культуру из "ничего" - выдать памятники со смешанными культурами за хвалынские...ну например, наличие на памятнике некоторого количества керамики "имеющей элементы находящие отдельные аналогии в Хвалынском комплексе" позволяло сразу записывать его в хвалынскую "культуру" и наносить точку на карту чтобы показать ареал побольше-пошырше ).
Ну вот собственно пример ниже показывает как поселение Труево 1 было выдано за чисто хвалынских памятник.
Отдельно интересно мнение руководителя раскопок Труево, Ставицкого о том что хвалынская "культура" явно не местного происхождения - хотя это и идёт в разрез с ура-патриотической историей про "Поволжье - родину индоевропейцев".
Вот что говорит И. Б. Васильев в своей публикации "ХВАЛЫНСКАЯ ЭНЕОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ВОЛГО-УРАЛЬСКОЙ СТЕПИ И ЛЕСОСТЕПИ (НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ)", Вопросы археологии Поволжья. Выпуск 3 - Самара, 2003. - С. 61-99
Цитата: "На западе поволжского региона, в Пензенской области, хвалынские материалы были найдены В.В.Ставицким на стоянке Русское Труево 1 на Верхней Суре. Причем, там были исследованы жилые сооружения и чистый хвалынский комплекс керамики и кремневых изделий, без инокультурных примесей"
А вот что по этой стоянке говорит сам В. В. Ставицкий в статье "Ранний энеолит Пензенского края"
Цитата: "Интересно, что на поселении Русское Труево 1 фиксируются контакты между хвалынским и алтатинским населением. В четвертом жилище этого поселения наряду с двумя развалами хвалынских сосудов обнаружена керамика, близкая к алтатинской посуде 2-го Русско-Труевского поселения, в сочетании с типично алтатинским комплексом каменных орудий"
+ ещё его цитата из той же статьи: "Формирование хвалынской культуры, по мнению И. Б. Васильева, происходит на основе населения самарской и прикаспийской культур [3, с. 34-35].
П. П. Барынкиным отстаивается точка зрения о параллельном развитии «воротничковых» (прикаспий- скосъезжинских) и хвалынских традиций.
На наш взгляд, на имеющихся источниках у проблемы происхождения хвалынской культуры однозначного решения нет.
Наиболее вероятным представляется не местный характер ее генезиса.
Хвалынский керамический комплекс и каменный инвентарь весьма однороден и крайне устойчив. Складывается впечатление, что в степных районах Поволжья данные племена избегали контактов с аборигенами. Только на окраине своего ареала, в лесостепном Заволжье они вступают в контакты с местным населением, что иллюстрируется материалами стоянок Лебяжинка 1, Ивановской, Муллино и др."
.......
Что мы видим - проблему локального генезиса хвалынской культуры Васильев решает творчески - выдает стоянку с несколими культурами за чисто хвалынскую. В единичном случае это может сойти за ошибку, но если это происходит не единожды... to be continued
Энеолит поволжья,
Степной энеолит,
Хвалынские могильники,
Хвалынская культура,
Русское труево