Попытка представить стоянку Русское Труево 1 как исключительно Хвалынский памятник, прямым подлогом

Jun 05, 2023 17:45


Когда Игорь Васильев придумал хвалынскую культуру (о том как это было я выложу воспоминания археолога
Николая Малого), материалов для такого шага было явно недостаточно.

Но молодость, амбиции и напор сделали свое дело, и назад фарш уже прокрутить было нельзя....
Со временем, однако, выяснилось, что локальный культурогенез не очень складывается, почему, собственно, старшие товарищи и не спешили с признанием нескольких, хоть и больших памятников отдельной культурой.

Поэтому в дальнейшем и Васильев и его коллеги всеми правдами и неправдами пытались слепить культуру из "ничего" - выдать памятники со смешанными культурами за хвалынские...ну например, наличие на памятнике некоторого количества керамики "имеющей элементы находящие отдельные аналогии в Хвалынском комплексе" позволяло сразу записывать его в хвалынскую "культуру" и наносить точку на карту чтобы показать ареал побольше-пошырше ).

Ну вот собственно пример ниже показывает как поселение Труево 1 было выдано за чисто хвалынских памятник.

Отдельно интересно мнение руководителя раскопок Труево, Ставицкого о том что хвалынская "культура" явно не местного происхождения - хотя это и идёт в разрез с ура-патриотической историей про "Поволжье - родину индоевропейцев".

Вот что говорит И. Б. Васильев в своей публикации "ХВАЛЫНСКАЯ ЭНЕОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ВОЛГО-УРАЛЬСКОЙ СТЕПИ И ЛЕСОСТЕПИ (НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ)", Вопросы археологии Поволжья. Выпуск 3 - Самара, 2003. - С. 61-99

Цитата: "На западе поволжского региона, в Пензенской области, хвалынские материалы были найдены В.В.Ставицким на стоянке Русское Труево 1 на Верхней Суре. Причем, там были исследованы жилые сооружения и чистый хвалынский комплекс керамики и кремневых изделий, без инокультурных примесей"

А вот что по этой стоянке говорит сам В. В. Ставицкий в статье "Ранний энеолит Пензенского края"

Цитата: "Интересно, что на поселении Русское Труево 1 фиксируются контакты между хвалынским и алтатинским населением. В четвертом жилище этого поселения наряду с двумя развалами хвалынских сосудов обнаружена керамика, близкая к алтатинской посуде 2-го Русско-Труевского поселения, в сочетании с типично алтатинским комплексом каменных орудий"

+ ещё его цитата из той же статьи: "Формирование хвалынской культуры, по мнению И. Б. Васильева, происходит на основе населения самарской и прикаспийской культур [3, с. 34-35].

П. П. Барынкиным отстаивается точка зрения о параллельном развитии «воротничковых» (прикаспий- скосъезжинских) и хвалынских традиций.

На наш взгляд, на имеющихся источниках у проблемы происхождения хвалынской культуры однозначного решения нет.

Наиболее вероятным представляется не местный характер ее генезиса.

Хвалынский керамический комплекс и каменный инвентарь весьма однороден и крайне устойчив. Складывается впечатление, что в степных районах Поволжья данные племена избегали контактов с аборигенами. Только на окраине своего ареала, в лесостепном Заволжье они вступают в контакты с местным населением, что иллюстрируется материалами стоянок Лебяжинка 1, Ивановской, Муллино и др."

.......

Что мы видим - проблему локального генезиса хвалынской культуры Васильев решает творчески - выдает стоянку с несколими культурами за чисто хвалынскую. В единичном случае это может сойти за ошибку, но если это происходит не единожды... to be continued

Энеолит поволжья, Степной энеолит, Хвалынские могильники, Хвалынская культура, Русское труево

Previous post Next post
Up