Оригинал взят у
rozenbum в
Как писали в советских газетах о присоединении Крыма к УкраинеОригинал взят у
maratson в
Как писали в советских газетах о присоединении Крыма к УкраинеОригинал взят у
carizm в
Как писали в советских газетах о присоединении Крыма к УкраинеИзвестный филолог Гасан Гусейнов, автор книги «Советские идеологемы в русском дискурсе 1990-х», анализирует текст газеты «Красный Север» за 28 февраля 1954 года и ее основной материал о передаче Крымской области Украинской ССР.
Первое, что мы видим, раскрывая газету от 28 февраля 1954 года (и это центральный материал первой полосы!), - Постановление ЦК КПСС «О международном женском дне 8 марта». Не самый великий советский праздник, отмечаемый на этот раз «накануне выборов в Верховный Совет СССР», заменяет все новости дня, которые появятся только на последней странице. Перед нами главное свойство советской газеты - она говорит не о сущем, а о должном, не о том, что происходит в мире, а о том, что должно происходить в голове у читателя, что бы ни происходило при этом в мире.
Но главный материал номера - передача Крымской области от РСФСР к Украинской ССР. Здесь разыгрывается большой и интересный спектакль. Правда, в отличие от инсценировки референдума, этот спектакль не зрелищный. Это чисто бюрократический акт. Можно было ни у кого ничего не спрашивать, тогдашнее население - что Крыма, что Украины и РСФСР - достаточно было бы просто известить о переподчинении. Но нет, почему-то разыгрывается этот спектакль с речами и одобрением. Вопрос - зачем? На него можно найти несколько ответов. Пока мы будем их искать, признаемся себе в следующем: в советской газете главное написано между строк, в подтексте. Объяснения необходимости административного переподчинения в каждой речи и повторяются, и дополняются новым функциональным аргументом, строго привязанным к личности говорящего. Выступающий от Российской Федерации объясняет, что русский народ хочет-де сделать подарок украинскому народу в честь 300-летия «воссоединения Украины с Россией». Представитель Украинской ССР принимает подарок как «братский». Представитель третьей союзной республики - Рашидов - говорит об атмосфере дружбы народов и - внимание! - произносит ключевые для понимания подтекста события слова: «Наша партия учит, что, пока эта дружба живёт и здравствует, нам не страшны ни внутренние, ни внешние враги». О внешних врагах будет сказано в новостях из Германии, которая «вооружается по образцу гитлеровского вермахта», а также в «оттепельном» сообщении о речи премьер-министра Черчилля в британском парламенте, в которой тот высказался за расширение торговли с СССР. Но этот сигнал «оттепели» уловит лишь тот, кто знает о торговом эмбарго Запада больше, чем пишут в советских газетах.
А пока слова о внутренних и внешних врагах - ключевые для понимания подтекста событий. Самое начало 1954 года - с 1953-го прошли расстрелы в высших эшелонах власти, в том числе и Украины (министр внутренних дел Мешик, например). В самом разгаре борьба первого тогда человека в стране - Маленкова, председателя Совета министров, и Хрущёва, три месяца назад занявшего пост первого секретаря ЦК. Во главе Президиума Верховного совета - номинальный президент Ворошилов. На документе о передаче Крыма, кстати, только его (и секретаря Президиума Горского) подпись. Ясно, что Ворошилов - декоративный герой Гражданской войны и промежуточная, не настоящая фигура в игре. Настоящие фигуры и настоящие цели не названы.
Теперь то, о чём не сказано ни звука. Что такое 1954 год - первый послесталинский год СССР? В ссылке находятся целые депортированные народы. А речи ведутся от имени главных братских народов - русского и украинского. Русский народ дарит украинскому территорию, на которой теперь и жить, и работать будет украинский народ. Но все эти народы - части советского народа. В тексте Указа говорится про «общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР». И всем понятно, что ни одно слово здесь не соответствует действительности. Может быть, надо сделать это сейчас, пока крымских татар (а заодно и других, тоже депортированных тогда из Крыма, как греков и болгар) не вернули, чтобы никто не требовал восстановления автономии, возможное в Российской Федерации, но невозможное в тогдашней Украинской ССР? Или нужно отблагодарить украинских чекистов, которые обильно пролили кровь украинских же повстанцев и теперь должны уехать с чадами и домочадцами из родных мест? Тишина! Скрываются истинные цели, и запускается так называемая дурочка: ведь даже если никаких других целей нет, кроме испытания действенности административного произвола, создаётся повод для обсуждения воображаемых целей.