Oct 20, 2019 15:28
Нам ежемесячно приходят счета за капитальный ремонт многоквартирных домов. Для Москвы это 18,19 руб. за квадратный метр. За небольшую «двушку» приходится отдавать 900 рублей в месяц, 10 800 в год, или 324 000 за 30 лет. Это с одной квартиры! По сути, нам предлагают платить за работу, которая, когда-то будет сделана. А может, и не будет. При этом траты абсолютно не прозрачны
«На что потратили наши деньги?» - восклицают жители многоэтажки в Пресненском районе Москвы. Рабочие, нанятые подрядной организацией, раскурочили подъезд, частично демонтировали крышу - и ретировались. Люди недоумевают, ведь в столице обещают первые заморозки. Аналогичный градус возмущения и в подмосковном Королёве. Там по программе капитального ремонта срезали батареи. Новые не поставили и… дали отопление. Как результат - Ниагарский водопад в подъезде. Квартиры тоже затопило. Кто будет компенсировать ущерб людям - непонятно.
«Нередко бывает такое, что Фонд капитального ремонта заплатил 30% на покупку материалов, а подрядчик получил эти деньги и «срулил» на Канары, - рассказал директор Ассоциации «ЖКХ контроль города Москвы» Вера Москвина. - Такое мы встречаем сплошь и рядом. А потом проштрафившийся подрядчик начинает покупать бросовые материалы на оставшиеся деньги и пытаться что-то сделать».
Недобросовестность подрядчиков зачастую становится причиной, по которой работы встают. Масштабы проблемы хорошо иллюстрирует статистика. Из 57 тысяч многоквартирных домов, которые планировалось отремонтировать в 2019 году, в порядок привели только 10 тысяч. И из этих 10 тысяч по каждому второму объекту имеются претензии у жильцов, то есть заказчиков услуги.
«Если собственника что-то не устраивает, необходимо идти к региональному оператору, - советует заместитель генерального директора Ассоциации «ЖКХ и городская среда» Дмитрий Гордеев. - К подрядчикам в данном случае ходить не имеет смысла. Именно региональный оператор должен с ними разбираться в том случае, если технология при проведении капремонта, например, была нарушена».
На нарушение технологии, а также выбор некачественных и попросту опасных материалов жалуются жители дома № 1 к. 4 в Погонном проезде Москвы. Многоэтажке посчастливилось попасть в программу капитального ремонта. Люди обрадовались, но эта радость сменилась дикими головными болями. Цоколь дома выкрасили самой дешёвой краской, которая вызвала отравление у большинства жильцов.
«В квартире очень сильно пахло краской, - посетовала москвичка Юлия Ермакова. - Мне стало плохо, температура поднялась до 38 градусов. Я вызвала скорую помощь. Врачи, которые приехали на вызов, сказали, что в таких условиях находиться нельзя, и посоветовали уехать в больницу. А муж, который остался дома, отравился: среди симптомов были дикая головная боль, тошнота и общее недомогание».
Юрист Общества защиты прав потребителей Игорь Зверев в интервью нашему корреспонденту рассказал, что, если в результате проведения капремонта был причинён вред здоровью, люди могут потребовать возмещения ущерба.
«Прежде всего необходимо обратиться за медицинской помощью в поликлинику или больницу и получить справку, подтверждающую причинение вреда здоровью, - пояснил Игорь Зверев. - Также нелишними будут другие доказательства, например фотография раны или других увечий, видеозаписи, а также показания свидетелей. После этого нужно взять все чеки, подтверждающие проведение лечения, и обратиться к компании-подрядчику. Если ответчик не соглашается урегулировать вопрос мирно, следует идти в суд».
Прерогатива суда - также решать коррупционные конфликты, которые имеют место в сфере капитального ремонта многоквартирных домов. Самые частые коррупционные нарушения - хищения средств путём завышения цен на работы, подмена дорогих материалов на более дешёвые, а также завышение сметной документации.
«Целые преступные сообщества уже находятся под следствием в тюрьме в разных регионах, - рассказал председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. - Никто не защищён от таких громких дел, даже столица. По оценкам Счётной палаты, в результате коррупционных проявлений мы теряем в этой сфере порядка 40% от собранных средств».
В общественной среде не утихают вопросы: если сфера капитального ремонта так коррумпирована, а траты непрозрачны, должны ли мы платить? Тем более что собственникам жилья, по сути, предлагают оплатить услугу авансом. И не известно, когда она будет оказана: завтра или через 40 лет.
«По Жилищному кодексу, люди должны вносить плату за капремонт наравне с другими платежами, однако это противоречит закону "О защите прав потребителей", - продолжил Игорь Зверев. - Мы как получатели услуги вправе оплачивать её по факту оказания, когда увидим результат выполненных работ. Это будет законно и справедливо».
Справедливость и закон в данном случае - разные вещи. Вроде бы мы платить не должны, но если не заплатим, то начислят пени, а дальше - суд, который постановит отключить свет и поставить заглушку на канализацию должника. Подобные прецеденты уже были. А потому капремонт, как и многое в нашей стране, - дело добровольно-принудительное.
Если бы ещё траты были прозрачными, а компании-подрядчики не пировали на наши деньги на Канарах…
Мария Иваткина