В последнее время, новостные ленты международных информационных агентств заполонили новости об успехах ИГ в Сирии. Может сложиться впечатление, что правительственные войска Сирии под предводительством президента Сирии Башара Асада вот-вот потерпят поражение.
Но это не так. Победа ИГ совсем не гарантирована по нескольким причинам:
Первая причина - популярность Башара Асада в Сирии не падает, а растет.
Причина этому, прежде всего ИГ, которое своими действиями повысило уровень легитимности президента внутри страны. Если раньше сирийцы выбирали между Асадом и силами, поддерживаемыми Западом, то теперь альтернативой официальной власти стали радикальные исламисты. В конце прошлого года спецслужбы США докладывали, что светская оппозиция представляет собой полторы тысячи разрозненных группировок, контролирующих лишь пять процентов территории Сирии. «Все захваченные территории контролируют террористы из "Исламского государства" или "Джебхат ан-нусра", а также из связанных с ними более мелких структур», -
соглашается с этой оценкой сам Асад.
Кроме того, Асад ведет грамотную и выверенную социальную политику. Официальный Дамаск продолжил по мере сил выполнять социальные обязательства на потерянных территориях. «Государственные институты работают, мы платим зарплату людям даже в тех районах, которые вышли из-под контроля правительства. Мы делаем там прививки детям», - говорит сам Башар Асад.
В декабре 2014 года в Сирии
вышел закон о том, что половину свободных рабочих мест в государственном секторе должны занять члены семей убитых и раненых бойцов, воевавших за народ и президента Сирии. В апреле 2015 года правительство начало распространять так называемые «почётные карты» для членов семей убитых, которые обеспечивают своим владельцам доступ к бесплатной медицинской помощи и проезд в общественном транспорте за полцены. Кроме того, государственным служащим была сделана ежемесячная добавка в 4 тысячи сирийских фунтов (около 20 долларов) - как работающим, так и пенсионерам. Эти меры могут показаться слабыми, но в стране, разорённой неутихающим с 2011 года конфликтом, гарантированная работа и регулярные выплаты кажутся для большинства населения более приемлемыми, чем порядки, установленные боевиками ИГ в захваченных ими районах Сирии (массовые расстрелы мирных граждан, шариат в самой варварской его трактовке).
Вторая причина - это поддержка других государств в борьбе против ИГ.
Резко возросли поддерживаемые Ираном набор иностранных бойцов и их переброска в Сирию.
Иранские власти организовали отправку в Сирию примерно 15 тыс. бойцов военизированных формирований, которым предстоит оказать поддержку сирийским правительственным войскам,
сообщает в четверг ливанская газета The Daily Star со ссылкой на источники в Ливане.
Речь идет о бойцах из Ирана, Ирака и Афганистана, отмечается в сообщении. По информации газеты, эти подкрепления уже прибыли в Сирию и расположились в районе Дамаска и в провинции Латакия.
В материале отмечается, что ранее на этой неделе, по данным СМИ Ирана, иранский генерал Касем Солеймани посетил Латакию для подготовки операций против экстремистов.
"Мир удивится, узнав о том, что конкретно мы вместе с сирийскими военными готовили в течение последних дней", - предупредил этот военачальник.
Дочерняя структура Ирана в Ливане - шиитская группировка «Хезболла» - также принимает участие в боях за ряд сирийских городов, находившихся под контролем оппозиции и ИГ.
В своем
недавнем выступлении лидер группировки «Хезболла» шейх Хасан Насралла, выступая перед своими слушателями, предупредил, что варвары ИГ стоят у ворот, и сказал о возможном проведении тотальной мобилизации ливанских шиитов для борьбы с растущей волной салафитского ислама, угрожающей захлестнуть Ливан вместе с Сирией.
В районах компактного проживания курдов продолжаются бои между курдским ополчением и боевиками ИГ. В основном около городов Кобани и Хасеке. При этом курдские кантоны между этими двумя городами и турецко-сирийская граница в этом районе находятся под контролем ИГ.
"Кобани для нас - как Сталинград", -
заявил представитель Национального совета Курдистана.
На сирийской территории "Исламскому государству" противостоит также курдское ополчение YPG-YPJ (YPG это мужские отряды, YPJ - отряды курдских женщин-ополченцев). В ополчении состоят сирийские курды и пришедшие к ним на помощь турецкие курды. Все они проникают на помощь к своим сирийским собратьям нелегально - как через населенный курдами сирийский город Кобани, находящийся близко к границе, так и через пустынные районы границы.
Отдельно нужно отметить тактику сирийской армии. Вместо навалов и генеральных штурмов солдаты продвигаются вперед крайне медленно, делая упор на локальные зачистки и постепенное выдавливание боевиков из населенных пунктов с их последующим уничтожением (боевиков, а не населенных пунктов, что, в общем-то, нехарактерно для Ближнего Востока). Это объясняется не только нежеланием разрушать инфраструктуру страны, у которой просто не будет денег для ее оперативного восстановления, но и стремлением сохранить жизни мирного населения и солдат (мобилизовать новых в условиях идущей вот уже четвертый год гражданской войны очень непросто).
Не отказалась от поддержки Сирии и Россия. Из всего этого следует, что правительство президента Башара аль-Асада хоть и находится в сложной ситуации, но слухи о его неминуемой гибели сильно преувеличены. Тегеран и Дамаск делают всё возможное, чтобы предотвратить крах и нанести ответный удар по своим врагам.