Новый культурный КОД

May 27, 2015 22:42



Каждый год в городе Красноярске проходит фестиваль современной драматургии "ДНК" или "Драма. Новый Код". Я предельно осторожно отношусь к данному мероприятию, потому что один из его организаторов это Фонд Михаила Прохорова, руководителем которого является Ирина Прохорова. В представлении эта женщина думаю не нуждается. Ирина ярая антисоветчица и приверженец западной культуры и системы ценностей.

И всё же приведу ниже несколько слов Ирины, произнесенных ею 6 дней назад в студии радиостанции "ЭХО Москвы". Для, так сказать, освежения памяти.

"― Русский мир - это что значит? Мы можем вторгаться в любую страну, где живут люди, говорящие на русском языке, которые не являются нашими соотечественниками. Если мы начинаем растягивать идею национальную в такое транснациональное - идею национальности, простите за тавтологию, то это ведь - простите, не хочется делать сравнения, - но ровно так, например, Гитлер обосновывал вторжение в Советский Союз, что там немцев обижают и притесняют: «И вот, мы наших соотечественников - они тоже немцы, то есть это такая идея «почвы и крови» - мы должны их защитить»."

"- Очень долгое время в 90-е годы, в начале 2000-х - все-таки наша страна утопического сознания, которое хочет сверхзадач, сверхцелей, каких-то очень важных символических моментов, и это часть культуры - это не давалось, людям это очень важно понимать. На этом тоже играется, и люди на это попадаются.

И недаром же столько лет тоталитарного воспитания приучают людей жертвовать собой во имя интересов, в общем, не их собственных. И эта интересная подмена. У нас же всегда была только государственная история. Нам рассказывалось оправдание всех безобразий, многомиллионных в то же сталинское время: «это было на благо государства». В этом государстве люди лишние, они не принимаются во внимание."

Идеальное государство для Ирины это уютная Финляндия или Швеция, со всеми их ограничениями на запреты, и полной сексуальной и творческой свободой. В общем всем тем, о чем я уже не раз писал тут, тут и даже тут.

Поэтому Ирина, часто привозит в наш город светочей европейского провокационного искусства. С целью "просвещения" малограмотного сибирского люда. И данный фестиваль также не стал исключением.



В четверг, 21 мая, был показан документальный спектакль "Questioning" ("Опрос"), по рассказам очень популярный в далёкой от берегов Енисея Европе. Это работа режиссёра Коринн Майер и театрального коллектива Magic garden была поддержана Швейцарским советом по культуре Pro Helvetia - в рамках программы "Swiss Made в России. Обмен в сфере современной культуры".

Перед зрителями предстал не совсем театр, а, скорее, социологический эксперимент. Кресла в зале были расставлены так, что зрители сели в кресла напротив друг друга. Но ни одного актёра так и не появилось - зато раздался доброжелательный голос, который предложил посмотреть в глаза сидящего напротив и попробовать ответить на вопросы: кто этот незнакомец, чем он занимается, как живёт и о чём мечтает? Отвечать нужно было по первому впечатлению.

Дело в том, что европейцы относятся к прохожим на улице и вообще к незнакомцам с большой осторожностью, среди них много приезжих - с чужой для тебя религией, культурой и жизненными ценностями. Такой подход является провокационным для Европейского зрителя. Тем самым достигается основная цель спектакля.

А что же произошло в Красноярске?

"Удивительно, но все участники эксперимента смогли очень точно, только по одному внешнему виду, рассказать о своём соседе. Как выяснилось, жители нашего города живут по сути дела одной большой семьёй, спокойно и дружелюбно. Поэтому наши впечатления о незнакомых вполне предсказуемы, отчего красноярцы ощущают себя в родном городе достаточно комфортно. По крайней мере, гости из Швейцарии нам позавидовали.", - пишет газета "Красноярский рабочий.

То есть, провокация не удалась. Но ставиться вопрос, зачем нужны постоянные провокации в искусстве? Неужели наш народ не достоин возвышающих смыслов искусства? Сколько еще нужно примеров подтверждающих приверженность наших людей к традиционной русской культуре?

Ведь сегодня уже трудно спорить с тем фактом, что все происходящее с культурой в России иначе, как уничтожением не назовешь. Можно лишь зафиксировать, что созданы все условия для деградации населения. Будь то спектакль "Тангейзер", выставки Марата Гельмана или Василия Слонова или новый, абсолютно пошлый, сериал "Сладкая жизнь". Все это покушается на наш культурный код. Но в желаниях Ирины Прохоровой нет понятия традиция, она создает НОВЫЙ КОД, новое культурное ядро русского народа.



В России о замене ценностей или, другими словами, о смене «культурного ядра» заговорил еще в начале 90-х годов советник президента Б.Ельцина Анатолий Ракитов: «Было бы очень просто, если бы переход к этой (западной) цивилизации и этому рынку осуществлялся в чистом поле. Ведь переход от нецивилизованного общества к цивилизованному куда проще, чем смена цивилизаций. Последнее требует иного менталитета, иного права, иного поведения… Подобные радикальные изменения невозможны без революции в самосознании, глубинных трансформаций в ядре культуры».

А вот определение культурного ядра, которое использует Ракитов в своих исследованиях: «Ядро культуры концентрирует в себе нормы, стандарты, эталоны и правила деятельности, а также систему ценностей, выработанных в реальной истории данного этнического, профессионального или религиозно-культурного целого. <...> Главная функция ядра культуры - сохранение и передача самоидентичности социума».

Можно сказать, что Ирина Прохорова настойчиво продолжает дело задуманное Ракитовым. Будь то спектакль "Алиса в зазеркалье" или регулярная поддержка постмодернистских выставок "Культурно Исторического Центра".

И пусть в этот раз провокация не удалась, но сколько еще нам придется их вытерпеть? И где уверенность, что это так безболезненно для нашего народа?

культура, ДНК, Ирина Прохорова, антикультура

Previous post Next post
Up