Почему мы боимся отмечать сорокалетний юбилей.

Apr 23, 2015 10:15

Я думаю, что тут сплелись вместе несколько причин: и всем известный кризис среднего возраста, и суеверия, и традиции, возможно, основанные на знаниях наших предков.

Была такая традиция в древности - проверять тело на нетленность. Людям, сумевшим остаться нетленными, поклонялись как святым. Вы наверняка знаете историю ламы Итигэлова, который якобы ушел в нирвану и остался нетленным  с 1927 года.



Так вот, в Древней греции тело хоронили в так называемую временную могилу и именно в сороковой день проверяли на нетленность. Считалось, что до этого срока определяется посмертная участь души.




Ну, с нетленными все понятно - их обожествляли, остальных хоронили на кладбище, а наиболее влиятельного главу семьи или клана закапывали под порогом дома, как хранителя. Отсюда и запрет здороваться или передавать что-то через порог. Многие магические обряды в украинских селах до недавнего времени совершались на пороге, например, топором отсекали боль в пояснице.

В Киевской Руси на заре христианства тоже проверяли тело умершего именно на сороковой день. Если усопший вел праведную жизнь и проявлял признаки нетленности - мог встать вопрос о его канонизации.
 Я видела такие усохшие тела в подземных пещерах под Киевской Лаврой.



Возможно, именно ассоциация с сорока посмертными днями - основная причина того, почему нельзя отмечать сорок лет.

В некоторых селах Украины до сих пор на поминки в 40-й день пекут «лестницы», по которым душа поднимается на небо. Кстати, у мусульман поминки по покойнику тоже проводятся на третий, седьмой и сороковой день после смерти.
Тибетские источники говорят о максимум 49 днях, после которых происходит новое воплощение. Японские буддисты устанавливают срок в 40 дней.

Геродот  писал о скифах: "скифов, когда они умрут, самые близкие родственники везут, положив на повозки, к друзьям. Каждый из этих [друзей], принимая сопровождающих у себя, обильно их угощает и ставит возле трупа все то же, что и другим. Частных людей возят так сорок дней, затем погребают их.

Совершив погребение, скифы очищаются таким способом: вымыв и умастив головы, они проделывают с телом следующее. Поставив три жерди, наклоненные одна к другой, они натягивают вокруг них шерстяные покрывала. Сдвинув покрывала как можно плотнее, они кидают в чан, поставленный в середине жердей и покрывал, раскаленные докрасна камни.



Скифы, взяв зерна конопли, подлезают под покрывала и затем бросают зерна на раскаленные [на огне] камни. Насыпанное зерно курится и выделяет столько пара, что никакая эллинская парильня не сможет это превзойти.  Скифы же, наслаждаясь парильней, вопят".

Видимо, цифра 40 взята не с потолка и подтверждена опытом всего человечества.

Кризис среднего возраста - 37 лет - давно обыгрывается в бесчисленных стихах, песнях и психологических исследованиях. Даже повышение порога «средижизненного кризиса» отмечено у Высоцкого: «Срок жизни увеличился, и, может быть, концы поэтов отодвинулись на время». Отодвинулись к 40 годам... Сам он умер в 42 года, за год до этого пережив клиническую смерть.



"Приходит страшнейшая из амортизаций -- амортизация сердца и души», -- признался Маяковский. Пушкинская дуэль была, по сути, псевдонимом самоубийства, как и байроновский отъезд в Миссолунги -- на поиски романтической гибели, и точно такая же байроническая поездка Хемингуэя в Испанию (1936 -- 1937), где он буквально нарывался на пулю и чуть не погиб под бомбами.

Хемингуэй, правда, выбрался из кризиса, работая над своим лучшим романом -- «По ком звонит колокол». А вот Маяковский так его и не преодолел. Гоголь в 37 лет забрасывает художественное творчество и начинает в 1846 году работать над книгой проповедей «Выбранные места из переписки с друзьями», которая восстанавливает против него почти всех друзей, а врагам предоставляет обширный материал для сплетен о помешательстве автора. С 37 лет Гоголь ничего не делает без благословения священника и все чаще страдает от тяжелой депрессии.

Блок с 37 лет ничего не пишет: последние законченные вещи -- «Двенадцать» и «Скифы» -- написаны через четыре месяца после тридцатисемилетия. Последние четыре года его жизни были, в сущности, доживанием -- с периодическими странными приступами безумия и патологической раздражительности.



Впрочем, естественные биологические кризисы тяжело переживаются не только поэтами, но и вообще всеми, для кого духовная или умственная жизнь важнее физической. 37 лет -- кризис не столько телесный, сколько именно душевный. Очень тяжело пережил это время Ленин, чья физиология была всецело подчинена умственной жизни: со своего 37-летия в 1907 году и до самого 1912 года Ленин не вылезал из припадков тяжелой тоски, сопровождавшейся нервными срывами, паническими припадками и странной сыпью по всему телу".(Дмитрий Быков, журнал "Огонек")



К слову, 22 апреля у дедушки Ленина был день рождения.

По некоторым утверждениям к сорока годам человека покидает его ангел-хранитель.

А астрологи тоже считают сорокалетний рубеж кризисным. Якобы с 39 до 43 лет человек наиболее подвержен влиянию планеты Уран, что несет с собой внезапные и кардинальные изменения в его жизни.



В общем, суеверие это или запрет, имеющий под собой научное, религиозное или какое-то иное основание, непонятно.
Но может не стоит дразнить судьбу?

украинская старина, народные традиции, история

Previous post Next post
Up