Русский мир азартно обсуждает письмо российских режиссеров к Медведеву. Они просят внести поправки в закон, запрещающий употребление мата на телевидении, в кино, литературе и СМИ.
Я же думаю, что такой запрет необходим. Если рядом со мной кто-то заматерился - я вздрагиваю, как от пощечины. Какая-то чисто физиологическая, не зависящая от меня реакция. Ощущения, как у человека, которого проезжающая машина окатила грязью. И что, если я попадаю в эти жалкие 6,52%, то мной можно пренебречь?
В обществе на неформальном уровне такой запрет уже существует. Есть люди, которые принципиально не используют матерных слов и свободное употребление такой лексики можно считать нарушением их прав.
Почему-то такие люди чувствуют себя чуть ли не изгоями, сектантами какими-то. Им приходится терпеть, натужно улыбаясь, чтобы не прослыть несовременными, замшелыми.
Но я вам скажу, что украинцы, к которым я себя отношу, ругаются поменьше россиян. Древние традиции такие. Дома я в детстве не слышала мата никогда. И в селе на Полтавщине, куда меня отправляли на лето, тоже не было мата, совсем не было, поверьте мне. Ругались смешно: "А щоб у тебе в роті пірья поросло! Сто чортів тобі в печінку!" И тыкали дули под нос.
Самое страшное ругательство, которое я услышала в детстве - "гузняра волова!". Мама, жутко покраснев, объяснила мне, что речь идет о заднице вола и что так говорить неприлично. А очень любимый всеми школьный учитель истории рассказал нам на уроке, что вся украинская ругань (лайка) строится на упоминании черта и задницы. Секс и половые органы в ней не фигурируют. Может быть поэтому мои бедные гены так скукоживаются от мата.
Согласна с мнением доктора филологических наук Анатолия Баранова, что общий запрет должен распространяться только на СМИ и на публичные выступления. Во всех прочих случаях достаточно уведомить потенциального читатели или зрителя, что в этом произведении встречается обсценная лексика.
Цитирую Баранова: "Легенда о том, что мат пришел на Русь с татаро-монгольским завоеванием не имеет под собой никаких научно подтвержденных данных. Русский мат не зря называется русским. Есть гипотеза, которую разделяет большинство лингвистов, что матерная лексика изначально была частью языческих обрядов. Ее использовали, в частности, во время обрядов плодородия. Так, известно, что сербские крестьяне в ходе обряда вызова дождя, бросают вверх топор и произносят те самые матерные слова, корни которых мы с вами прекрасно знаем.
Следы обсценной лексики скрываются даже в самых невинных выражениях. В детском заклинании «встань передо мной как лист перед травой» изначально речь шла вовсе не о траве и листе - как мы знаем, лист не встает перед травой".
На берестяной грамоте четко видно, перед чем должен был встать... понятно, что не лист.
На самом деле, этот закон даже спасет мат. От чего?
От исчезновения. Чем чаще мы используем подобные слова, тем быстрее они теряют свою силу. Они приедаются и ослабевают. Парадокс, но русский мат успешно просуществовал с незапамятных времен именно благодаря табуированию. Если табуирования не будет, то исчезнет и стилистическая выделенность мата. Эти эмоционально заряженные слова превратятся в обычное чертыхание.
Так может, это и лучше?
Нет. Потеряв мат, язык потеряет очень мощное средство выражения чувств и эмоций.
Нам нужно его сохранить. Это наше языковое богатство. Ни французское Merde!, ни немецкое Sheisse! не передают такой палитры эмоций. Не зря иностранцы, приезжающие в Россию, чувствуют, что в мате есть что-то особенное. В европейских языках нет такой эмоциональности. Именно поэтому нам пора спасать русский мат. Ведь если не запрещать его, публично объявить амнистию, то мату придет конец".
А я недавно посмотрела документальный фильм о своем любимом актере Алексее Горбунове ( помните шута Шико?), о чем очень сожалею. Не нужно было этого делать, ведь в самом начале предупреждалось, что в фильме полно мата, хотя фильм снят талантливо. Мне теперь неприятно видеть Горбунова и с этим ничего уже не поделать, а жаль...
А что вы скажете о мате?