Господа и народ

Oct 13, 2014 14:06

Оригинал взят у lev_56 в Господа и народ

Посмотрел в субботу "Солнечный удар" Михалкова. Не хотел ничего писать. Коротко - как-то и смысла не имеет, одно обзывание получится. Длинно - ну не хочется лишний раз душу бередить. И тем не менее напишу то, что меня особо задело.
Да, фильм художественный. С удачами и откровенной пошлостью и провалами. К Бунину почти никакого отношения не имеющий - вот уж точно по мотиву, который насвистел Рабинович. Сценарий оригинальный. К слову, вполне интересный - ведь я высидел все три часа до конца, даже не порываясь уйти. Очень много символики. Расшифровывается она, по-моему, легко, потому что, чаще всего, лобовая. Как всегда, есть хорошие актерские работы и отдельные мини-спектакли. И красота-ляпота вокруг... Леса, поля и реки. И церкви.
В общем, повторюсь, не буду писать рецензию на фильм. Скорее, на Никиту Михалкова. Уж лучше бы он снимал "великий фильм о великой войне" - вреда меньше. А здесь... Фильм, конечно, идеологичен, и идеология его, на мой взгляд, подловатая. Резкое слово, я понимаю. Но не мог подобрать другого. Потому что фильм - если его очистить от всех наслоений - призыв к возвращению страха. Был страх Божий, и держал он народ русский в границах и в добровольном раболепии: "есть Ваше благородие, чего изволите, так точно!" Потом страх Божий потеряли, а с ним как бы и облик человеческий - все произошли от обезьяны, вот и все дозволено. Кто к этому приложил руку, кто впрямую поспособствовал этому разврату русского человека, этой его распущенности и озверению? Естественно: Маркс с его экономикой, Запад с его индивидуализмом и жаждой наживы, либеральные учителя, вечно наговаривающая на себя русская литература и инородцы - фокусник ли-проходимец, что подменил часы, и повернул куда-то нетуда время, еврей, продающий православные крестики, или жестокие жидо-комиссары (образы Землячки и Бела Куна чудовищно карикатурны).
Так вот Михалков ностальгирует не по придуманной им России с ее сакральной матушкой Волгой, где еще полно рыбы, белыми пароходами, широкими просторами и позолоченными куполами многочисленных церквей. А по порядку. И так как Бог в России пока еще не вокрес, его можно и нужно заменить властью.
Что с нами случилось? - это как будто бы главный, даже навязчивый вопрос, на который ищут ответы пленные большевиками русские офицеры. Они, вероятно, не успели на него ответить. Зато Михалков точно знает ответ: слишком открылись Западу, слишком много позволили либералам морочить головы нашим детям и народу, тем самым, ослабили иммунитет, позволили себя - наивных и простодушных - обмануть, как тому же фокуснику, и не отреагировали на обман. Вот теперь и пожинаем. Надо наконец понять это все и сделать выводы, извлечь уроки. Сплотиться вокруг сакральной власти, быть бдительными, вовремя искоренять заразу, держать народ в тепле и узде.
Кстати - и это важно - народ в картине только прислуживает барям, среди пленных нет ни одного Платона Каратаева, одни только офицеры рефлексируют. Не про народ речь. А про "белую кость". К слову, неслучайно, Андрон Кончаловский пытается понять русский народ, поэтому ему интересен простой крестьянин (последний его фильм "Почтальон..." именно про это). А его брат - о народе не заморачивается, его интересует та Россия, которую потеряли господа.
Можно еще очень и очень много всего написать про этот фильм. Он насыщенный и наваристый. Но заканчиваю. Поэтому лишь одни вопрос: что же случилось с Никитой Михалковым, который тридцать с лишним лет назад снимал фильмы о благородных красных чекистах и жадных, порочных и жестоких белогвардейских офицерах ("Вы, звери, господа" -это же о них), а теперь...? Хотя этот вопрос, по-моему, риторический. Михалков всегда был талантлив и конъюнктурен. И хотел хорошо жить при всех режимах. И быть только среди господ.

русская литература, художественный фильм, мнение, Н. С. Михалков, видео, дискуссионно, И. А. Бунин, исторический нарратив

Previous post Next post
Up