Сны-фантасмагории Олеси Карпачёвой

Aug 03, 2014 16:53

     Олеся Карпачева (1976) - художник, график, иллюстратор. Живет и работает в Москве. Выпускница Государственной Академии Славянской Культуры. Кандидат культурологии. Автор диссертационного исследования «Культура западноевропейского Средневековья в восприятии русского символизма» (2000). С 1998 года работает как художник и иллюстратор.
     Олеся Карпачева работала над иллюстрациями для следующих изданий: «Сборник рисунков и слов» (2003), «Популярная брошюра о любви и нелюбви» (2004), «Кармашек для часов: истории в картинках» (2007) «Подробности внутри: календарь 2009» (2008), «Шрифт колибри» (2011).

«Структура сна» -  серия акварелей, созданная по мотивам снов и следующая логике чередования сонных фаз. Подобно тому как фазы медленного, иррационального сна приходят на смену впечатлениям реальной жизни, рисунки Олеси Карпачевой выстраивают перед нами сцены-фантасмагории, рожденные воспоминаниями, подсознательными импульсами и импринтами.






«Болезнь красоты» - так определяет причину своих рисунков сама Олеся, признаваясь, что видит много прекрасного вокруг себя. «Говорят Стендаль, когда впервые оказался в Сикстинской капелле - упал в обморок. А я - рисую, чтобы не падать в обморок где попало» - рассказывает она.



Сюрреалистическая красота и отрешенность свойственны всем работам Олеси Карпачевой. Путешествие Алисы по Зазеркалью совершает каждый, кто пристально всматривается в них. Литературная образность, - одна из отличительных черт рисунков Олеси. Каждый раз слышишь новую сказку. Я, каждый раз, глядя на эти рисунки, вспоминаю стихотворение, вышедшее в первом «Сборнике рисунков и слов» Олеси Карпачевой в 2003 году:

И гордо расставлять акценты

И горестно сводить мосты

И понимать не больше жизни

Увязнув в сетке суеты

Раскрыться бабочкой небрежной

В цветке

И жадно воду пить

И насекомой жизни тленье

Изломом крыльев искупить



Источник: mymoleskine.ru

НАУКА СНА ОЛЕСИ КАРПАЧЕВОЙ

Искусство, как известно, - лучший способ моделирования реальности. В этом творческим импульсам впору конкурировать только со сновидениями. Впрочем, нередко сны и искусство находятся в такой близкой взаимосвязи, что грань между ними стирается.

Структура сна, смена фаз быстрых и медленных сновидений - основная тема акварелей московской художницы Олеси Карпачевой. Логика и структура сновидений, где фазы медленного, иррационального сна приходят на смену впечатлениям от реальных переживаний, легла в основу целой серии ее работ. Силуэты-видения, ирреальные пейзажи и игра с перспективой создают у зрителя иллюзию путешествия по миру собственных снов. В работах Олеси Карпачевой присутствует ощущение отрешенности и беспричинности, свойственное некоторым фазам сна. В преддверии персональной выставки в галерее «Альбион», Олеся рассказала о своих работах и истории их появления.

Как возникают сюжеты твоих акварелей?
Обычно это потрясение каким-то фрагментом красоты: взгляд, образ, даже чей-то голос, или чувство. И возникает внутренняя потребность интерпретировать этот фрагмент в визуальную картинку, трансформировать эмоцию в образ.

Есть ли у тебя учителя?
Как сказал Борис Гребенщиков: «Я возьму свое там, где я увижу свое». Наш век в основном интерпретирует прошлый опыт, но нам дана возможность переосмысления всего этого бескрайнего богатства. Мы уже как греческие боги, которые могут обозревать окрестности и наслаждаться перспективой.

У тебя потрясающий культурный и литературный бэкграунд. Ты преподаешь английскую и американскую литературу, имеешь ученую степень, пишешь культурологические статьи - все это оказывает какое-то влияние на игру образов, эстетику и сюжеты твоих акварелей? Или художественное творчество как раз та область, где аналитический сектор сознания отдыхает?
Я думаю, что рисунки - возможность говорить о чем-то через символы. Для меня это еще один язык, он не существует в отрыве от носителя.

Что для тебя важнее - эстетизм или месседж?
Я старомодный человек и люблю, когда форма и содержание не спорят друг с другом. Эстетизм, как вата для хрупкой вещи - есть нервные системы, по которым все время нужно пускать ток, иначе человек ничего не чувствует. Мне нравится смотреть на красивое, так моя нервная система находится в относительном покое.

Игра в сны, стилизация, уход в воображаемый мир нередко являются реакцией художника на несовершенства реального мира, предчувствием неких глобальных потрясений, как, к примеру, в произведениях многими любимых поэтов и художников Серебряного века. На что реагируешь ты, или твои работы сепаратны от социальной действительности?
Что такое социальные проблемы в сравнении с вечностью, со смертью? Всегда можно уехать в другую страну, если в этой тебе не хватает комфорта. Меня интересуют социальные вещи, скорее, с точки зрения их концепций. К примеру, странный путь России или англосаксонская модель мирооощущения. Я наблюдаю разные мировые тренды, из которых можно узнать много чего интересного про самих людей, их творящих. Опять же, на социальных проблемах хорошо тренировать свое терпение и сострадание, а картинки - они все про то же, про что все искусство - про жизнь, смерть, любовь и про то, что, опять же, со всем этим делать... Вот, мы теряем тех, кого любим, и всякая потеря это такая дырка сквозная - ее уже никогда не заткнуть. И в старости мы состоим из этих дыр и, наконец, нас самих уже не остается.

Какие работы серии «Структура сна» связаны с твоими реальными переживаниями? Каждая. Но детали несущественны, просто такая болезнь красоты. Говорят, Стендаль, когда впервые оказался в Сикстинской капелле, упал в обморок, а я рисую, чтобы не падать в обморок где попало.

Твои работы можно назвать неосимволизмом, в них много образных слоев, хотя и отсутствует мифологичность. Мифология в современном мире вообще невозможна - боги умерли?
Насчет мифологии - не соглашусь: боги повсюду. И эльфы, и вообще.

Это какая-то самостоятельная мифология или ты опираешься на уже существующие? Вопрос терминологии мифа. Миф - тонкая материя, но в нем есть определенные правила. Например, герои умеют летать и так далее, и, конечно, они знают что-то про другой мир, чего еще не знаем мы. В этом смысле моя мифология часть мировой, как бы пафосно это ни звучало.

По-твоему, красота спасет мир?
Нет. Красота не имеет никакого отношения к спасению. Это не входит в ее задачи. Мир спасут сострадание и любовь. А красота может помочь их увидеть, в себе в том числе.

«Салонъ Недвижимости» Январь 2013

Автор: Евгения Киселева
......................................

Выставка Олеси Карпачевой в галерее "Москва"



Выставка под названием "Ловушка для снов" проходила с 6 по 13 июля 2013 года в галерее "Москва".

Быстрее всего человек забывает самые прекрасные моменты своей жизни. Именно эти мгновения стремится запечатлевать в своих работах художник Олеся Карпачева, чьи акварели близки по духу европейскому визионерству. Импульсом для ее произведений служат мимолетные фрагменты красоты из окружающей действительности и снов. Писатель и философ Милорад Павич относился к снам, как к посланиям, которые иногда достигают, а иногда не достигают адресата. Художественные образы Олеси Карпачевой напоминают нам такие послания. Ее рисунки одновременно похожи на визуализированные сообщения подсознания и на картинки быстрых фаз сна, которые человеку не суждено запоминать.

Источник: culturenews.ru
............................
 Январская выставка московской художницы Олеси Карпачевой «Still dreaming» в МААМ была продолжением проекта «Структура сна»здесь), который показывался в галерее «Альбион» в декабре 2012 года - январе 2013 года.

"В своих работах Олеся рассказывает сказки, - внимательному, пристально всматривающемуся зрителю она предлагает совершить путешествие в Зазеркалье.

Серия акварелей следует логике и структуре сновидений, где фазы медленного, иррационального сна приходят на смену воспоминаниям и впечатлениям от реальных переживаний. Силуэты-видения, ирреальные пейзажи, парадоксальные детали композиций и игра с перспективой - создают у зрителя впечатление фантастического путешествия по миру собственных снов. Мы наблюдаем мастерство оперировать образами «нереального», некий художественный феномен, вводящий зрителя в иллюзорно-реалистичный мир с ирреальными подсознательными образами.

Литературная образность, пристальное внимание к деталям, сюрреалистическая красота фрагментов и фонов - отличительные черты работ Олеси Карпачевой. В стиле автора угадывается знакомство с японской гравюрой, творчеством Уильяма Блейка и эстетизмом Обри Бердслея. Некоторые работы напоминают по плотности проработки французские средневековые гобелены, выполненные в манере легкой эскизности, где все выражают полутона. Акварели Олеси Карпачевой многослойны, в них присутствуют множественные отсылки к литературным источникам, опыт переосмысления незнакомой предметности, открытой модернистским визионерством XX века" (из описания к выставке: museum.ru).



Горгулья-бейбис. Бумага, акварель, тушь. 2013



Эдмунд Спенсер. Бумага, акварель, тушь. 2010



Рыбки и тайны. Бумага, акварель, тушь. 2013



Влюбленность. Бумага, акварель, тушь. 2013



Прятки. Бумага, акварель, тушь. 2010



Aтлас пустыни. Бумага, акварель. 2013



Ранункулюс. Бумага, акварель, тушь. 2013



Царица Мэб. Бумага, акварель, гуашь. 2013

Источник: mamm-mdf.ru

сюрреализм, язык живописи, концепт

Previous post Next post
Up