ИЗ ЖИЗНИ АБИТУРИЕНТОВ ИМПЕРАТОРСКОЙ РОССИИ

Jul 21, 2014 16:46




№7, 2008

А. ГАЛИГУЗОВ, аспирант Российского химико-технологического университета имени Д. И. Менделеева.

Знакомясь с газетами начала ХХ века, я встретил любопытное объявление: «Вступить въ бракъ, чтобы имѣть возможность въ этомъ году поступить въ университетъ бѣдному, интересному, высокому блондину. Разсудительная, богатая, добрая, средней полноты и в.-ср. роста дѣвица или молодая дама. Окончилъ я среднюю школу и не имѣю средствъ продолжать образованiя. Предложенiя серьезныя. Вышлю фотограф. карточку; если не понравится, прошу возвратить по адресу: Одесская Главная почта, до востребованiя, Колесникову. Предложенiем прошу не медлить, т.к. нужно подавать прошенiе въ универ. въ перв. числахъ iюня» («Брачная газета», 1907). Попытка найти спонсора (что актуально и в наше время) принимала иногда весьма странные формы.



В конце XIX - начале XX столетия российская система высшего образования могла предложить выпускникам школ и гимназий большой выбор различных специальностей. «В последние годы, - писали в одном из пособий для поступающих в вузы - «Студенческом справочнике», - с усилением в русском обществе стремления к расширению образования и в связи с представлением большого простора частной инициативе в деле насаждения народного просвещения в России возник целый ряд новых школ высшего типа, как общеобразовательных, так и специальных… В последнее время у нас народился также новый тип высшего образования - коммерческого, быстро достигшего значительного развития». В дореволюционные годы, как и сейчас, студенты были вынуждены не только оплачивать своё образование, но и включать в статью расходов затраты на жильё и пропитание. Особенно это касалось молодых людей и девушек, прибывших из провинции.




Московский университет. Фото начала ХХ века.
     «Найти свою дорогу, узнать своё место - в этом всё для человека, это для него значит сделаться самим собой», - писал В. Г. Белинский. Справедливость этих слов несомненна и для абитуриента, главные усилия которого в конечном итоге сводились к двум задачам - выбору специальности и успешному исходу вступительных экзаменов.





В 1911 году издательством «Рассвет» (г. Киев)
выпущена серия юмористических открыток «Типы студентов».
   В конце XIX - начале XX столетия в книжных магазинах появляются различные путеводители в мире образовательных учреждений. В 1897 году выходит книга известного историка Н. И. Кареева «Выбор факультета и прохождение университетского курса», затем в 1907-м «Университет и наука» социолога Л. И. Петражицкого. Многие из подобных пособий рассматривали вопросы просвещения с точки зрения идеалов высшего образования, но были лишены «каких-либо практических советов и указаний учащимся, стучащим в двери высшей школы». Для восполнения этих пробелов в 1909 году в Киеве выходит двухтомный «Студенческий справочник», в котором можно найти сведения для поступающих не только в отечественные, но и в зарубежные учебные учреждения.

Пожалуй, одним из самых полных руководств был «Студенческий справочник», составленный инженером Д. Марголиным. В большинстве пунктов этот справочник соответствует современным пособиям для поступающих в вузы: здесь краткие очерки всех высших учебных заведений России, полезные сведения о преподавании, «программы конкурсного испытания с указанием различных экзаменационных требований», список литературы, рекомендуемой для подготовки к вступительным испытаниям по соответствующим предметам и многое другое. И всё это не сухая информация с привлечением статистических данных по рейтингу вузов, ежегодному конкурсу при зачислении в студенты, а, скорее, художественное произведение об учебных заведениях.

В 1917 году издаётся книга «На распутье» под редакцией Н. А. и М. А. Рыбниковых с описанием двадцати двух различных профессий, для получения которых требовалось высшее образование. «Призвание, - писал Н. А. Рыбников, - это зов, исходящий изнутри нас самих, самых интимных сторон нашей личности». В его поисках в определённый момент своей жизни находится, пожалуй, каждый человек. Куда идти? «Обыкновенно на абитуриента, решающего, куда ему попасть, действуют многие и разнообразные влияния. Трудности конкурсных экзаменов делают в глазах многих институты привилегированными учебными заведениями…», - продолжает автор. Большую роль при выборе профессии играли не только рейтинг и статус учебного заведения, но и устрашающие рассказы об исключении за неуспеваемость, о трудностях прохождения не только конкурса, но и самих вступительных испытаний. «Вступление в университет, - вспоминал Н. И. Пирогов об экзамене в Московском университете, - было таким для меня громадным событием, что я, как солдат, идущий в бой, на жизнь или смерть, осилил и перемог волнение и шёл хладнокровно. Знаю только наверное, что я знал гораздо более, чем от меня требовали на экзамене».

Словно в подтверждение этому, авторы «Студенческого справочника» пишут: «Получить высшую отметку (5) не так трудно, как многие думают. Всякий толково и связно ответивший на данный ему вопрос и решивший задачи может на нее вполне рассчитывать. Не надо думать, что требуется особый блеск ответа, изящные способы доказательства, решение задач несколькими способами и так далее».

По воспоминаниям бывших абитуриентов, экзамены проходили иногда весьма непредсказуемо, заставая врасплох своей курьёзностью и неординарностью. Например, известный юрист А. Ф. Кони, в своё время студент Санкт-Петербургского университета, писал: «Я был очень моложав, имея на вид не более 14 лет, был сухощав и маленького роста, так что обращал на себя общее внимание собравшихся на экзамен своим почти детским видом. Знаменитый профессор и академик Сомов, вслушавшись в мои ответы на экзамене, предложил мне несколько вопросов вне программы, на которые мне удалось ответить довольно удовлетворительно. Сомов почему-то пришёл в великий восторг и, сказав мне: «Нет, вас надо показать ректору», - подошёл ко мне сзади, крепко охватил меня руками за локти и, подняв на воздух, воскликнул: «Я вас снесу!» Это мне - будущему студенту - показалось чрезвычайно неуместным, и, увидев моё обиженное лицо, он оставил меня в покое». Согласно способностям к математике А. Ф. Кони был зачислен на математический факультет по чисто математическому разряду. В 1861 году Петербургский университет закрыли из-за студенческих волнений, и Анатолий Фёдорович перевёлся на второй курс юридического факультета Московского университета.

Общая атмосфера безудержной, бурлящей, но такой сравнительно короткой жизни абитуриента передана в рассказах русского писателя Н. В. Успенского, в своё время студента Петербургской медико-хирургической академии. В одном из них автор восхищался: «Всё это двигалось, шумело и дышало такою провинциальною свежестью, что постоянный петербургский житель, глядя на светлые лица молодых людей, не мог не вспомнить и не вздохнуть о своей исчезнувшей юности, когда грудь захватывали поэтические стремления...» Молодые люди, приезжавшие сдавать экзамены, в шляпах, разноцветных фуражках и галстуках, во фраках, со стёклышками, тросточками находились, словно в броуновском движении, заставляя пульсировать в такт себе всё, что их окружало. Пожалуй, с тех пор мало что изменилось.

На ступенях к высшей школе уживались большое волнение и страх с радостью и ликованием. Как перед экзаменом, так и после него у абитуриентов считалось за правило ходить в церковь, а потом отдыхать, забывая страшные эмоции вступительного испытания. Н. И. Пирогов писал, что до экзамена он с отцом отправился «к Троице помолиться», после - у Иверской «отслужил молебен с коленопреклонением», а затем уже «заехали в кондитерскую Педотти, где и последовало угощение шоколадом и сладкими пирожками».

Для успешного поступления в выбранный вуз нужно было иметь не только умную голову на плечах, но и быстрые, крепкие ноги и большое терпение. Среди абитуриентов были и такие, кто приходил к храму науки пешком с котомкой за спиной без знаний, необходимых для жизни в большом городе, однако с надеждой и упорством. Две главные книги-спутницы такой молодёжи - «Путеводитель по городу» и «Студенческий справочник». В первой можно было найти сведения о городских рынках, гостиницах, больницах, во второй - данные о порядке сдачи экзаменов в каждом учебном заведении, о воинской повинности и необходимых справках для её отсрочки, о льготах на проезд в общественном транспорте. Отдельной главой - образцы прошений буквально на все случаи жизни: для допуска к сдаче экзаменов абитуриентом, для получения уже в качестве студента заграничного паспорта, стипендии, отсрочки от экзаменов, на вступление в брак и даже на получение почтовой корреспонденции. Абитуриент был снабжён практически всей информацией, которая могла ему понадобиться: здесь имелись краткие справки о городских библиотеках, музеях, картинных галереях, приводились сведения о студенческом санатории в Пятигорске, лечебном фонде для студентов в Друскениках (теперь Друскининкай,Литва). Это пособие «путешествовало» из рук в руки и становилось затертым до дыр от слишком частого пользования. Однако с ним абитуриент был во всеоружии, предупрежденный о порядке своих действий «при взятии штурмом» выбранной крепости науки.

Подчёркивая важность сделанного выбора, авторы «Студенческого справочника» пишут: «Что касается «карьерных» соображений, то их совсем не следовало бы принимать во внимание при выборе высшего учебного заведения. Идти наперекор своим влечениям в специальное учебное заведение, лишь из желания несколько лучшей карьеры, было бы большой ошибкой, тем более, что и университет даёт обеспеченный кусок хлеба, а следование своему влечению - лучший залог успешной карьеры, чем диплом самого привилегированного института». Пожалуй, эти слова важны для абитуриентов любых поколений.

Другие статьи из рубрики «Размышления у книжной полки»

Подробнее см.: http://www.nkj.ru/archive/articles/14323/ (Наука и жизнь, ИЗ ЖИЗНИ АБИТУРИЕНТОВ ИМПЕРАТОРСКОЙ РОССИИ)

Историческая правда
Типы студентов

Класс!

Коллекция открыток о студентах и ​​курсистках художника-карикатуриста начала ХХ века В.Ф. Кадулина.


Ну вот и наступил новый учебный год. Праздник, может быть, и радостный, но только не для тех, у кого закончились каникулы и кто вынужден вновь возвращаться к учебе. Между тем, 100 лет назад у московских и петербуржских студентов была традиция веселить друг друга в первый день нового учебного года - все студенты и курсистки дарили друг другу забавные открытки «Типы студентов», которые рисовал талантливый карикатурист начала двадцатого века Владимир Федорович Кадулин. Говорят, он нарисовал более сотни открыток, на которых изображены все возможные типы студентов, курсисток, гимназистов и гимназисток тех лет - анфас и в профиль. Художник разделил студентов по национальности, по специальности, а также изобразил массу сюжетов, посвящённых всевозможным бытовым ситуациям, в которых оказываются незадачливые студенты, приобретая практические знания по специальности.  Сам Кадулин вкусил студенчества по полной. Начиная с 1902 года 21-летний художник получал творческое образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, доучиваться перебрался в Киевское художественное училище.  Дворянское происхождение не спасло его от материальных неурядиц. Обучение Кадулина закончилось в 1905 году в том числе и из-за денежных проблем. Нерадивый студент сорвал сдачу экзаменов и был отчислен "по причине непосещения". Это не помешало ему добиться успеха. Появившиеся вскоре многочисленные рисунки оказались нарасхват. Только открытки с изображениями студентов переиздавались несколько раз в период с 1910 по 1915 года.  К сожалению после 1917 года никаких сведений о художнике не сохранилось. Зато его уморительная графика дошла до наших дней. И каждый настоящий, а может быть бывший студент может найти открытку, на которой, наверняка, узнает себя или своих сокурсников. стоит только внимательно присмотреться.
























































"Историческая правда"
2:16 02/09/2013

устойчивые выражения, образование, образ жизни, цитата, исторический нарратив, Россия

Previous post Next post
Up