Сергей Есенин. «Там, где вечно дремлет тайна…»

Nov 27, 2012 08:44

Оригинал взят у geraklit_eff в Сергей Есенин. «Там, где вечно дремлет тайна…»

Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.
С.Есенин 1924

Там, где вечно дремлет тайна,
Есть нездешние поля.
Только гость я, гость случайный
На горах твоих, земля.

Широки леса и воды,
Крепок взмах воздушных крыл.
Но века твои и годы
Затуманил бег светил.

Не тобой я поцелован,
Не с тобой мой связан рок.
Новый путь мне уготован
От захода на восток.

Суждено мне изначально
Возлететь в немую тьму.
Ничего я в час прощальный
Не оставлю никому.

Но за мир твой, с выси звездной,
В тот покой, где спит гроза,
В две луны зажгу над бездной
Незакатные глаза.

С.Есенин 1916

Перефразируя высказывание из комедии Л.Гайдая, могу про себя сказать так: - имею желание красиво написать о чём-то эпохальном, но не имею возможности, и напротив имею возможность черкнуть о чём-то сомнительном, но не имею желания. При таком своём небогатом выборе вынужден я останавливаться на чём-то среднем. А именно, для примера, рискну предложить свой вариант прочтения стихотворения С.Есенина. Отчасти и потому, что мне думается есть люди возможно и хотящие полюбить поэзию, но не умеющие подступиться и как-то поохватистее прочитывать текст стихотворений. Об этом на мелодию фразы из «Собачьего сердца» можно сказать так: - читать нужно уметь, а представьте себе - большинство людей вовсе вчитываться не умеют. Нужно не только знать что читать, но и когда и как.

Разумеется ни на что особенное я не претендую, а чёрт много чем шутит, авось да кто-то и заинтересуется.

Начну со строк из ещё одного стихотворения С.Есенина, те, которые стоят у меня как будто бы эпиграфом. И совершенно очевидно что эти строки  есть размышление о смерти. А эту тему  выбрал кроме всего и потому, что о смерти думать никому не рано, и никогда не поздно. И потому, что явление это не самое пустячное, и тем более для всех неизбежное, а отсюда всем по сути должно быть так или иначе близкое.

Тут один из жителей ЖЖ, прочитав некоторые здешние мои тексты, обо мне высказался так: - Вы медитируете на свои малопонятные длинные предложения.  И так или сяк, идя навстречу критике, наконец приступлю к тому о чём и тараторю.

Но прежде ещё два поясняющих слова. Прелесть чтения поэзии для себя и просебя, то бишь не вслух,  в том, что каждый может поиграть текстом, делая смысловые ударения удобные для себя. И таким образом в поэтическом тесте напирать на смыслы актуальные и близкие себе, и подгонять их под сиюминутное собственное настроение.

К примеру - эпиграф. Предложу одно из прочтений.
«Мы теперь уходим понемногу». Ударение на местоимении «Мы???!», но интонация вопросительная и удивлённая, как у бывает у людей на которых внезапно указали и застали врасплох. А «теперь?...» менее вопросительное и более выражающее растерянность, в том смысле, что разве для нас уже наступила пора, и не  пришла ли она слишком быстро и неожиданно. А слова «уходим понемногу» напротив без ударения и с понижением так, будто шок утих, пришло некоторое смирение, несмотря на то, что уходим действительно мы, но в самоутешение уж хотя бы понемногу. И  к тому же и следующие слова «В ту страну, где тишь и благодать» звучат ровно, разве что несколько самонадеянно, с маленькой гордостью и похвальбой,  ведь направляемся туда, где благодать, а не в ацкий ад.

Две следующие строки прочитываются схоже. «Может быть, и скоро мне в дорогу». Скороговоркой, нарастающе и вопросительно «Может быть, и скоро мне???» с ударением, выделением и остановкой «мне???», и далее с понижением рассеянно «в дорогу….». И безучастное, уже осознанное, самоироничное, пренебрежительное  «Бренные пожитки», с возможным усилением пренебрежения рычащим «бр-р-ре». И рассеянно-вопросительное «собирать?», или всё таки нет?

Поскольку, ох как, велика вероятность отнесения в раздел бреда всего мною намаранного, постольку и  ограничусь «декорированием» выборочных частей стихотворения «Там, где вечно дремлет тайна…».

«Там, где вечно дремлет тайна». Понятно, что медленно, сказочно, густо, раскатисто слова «вЕ-чно дрЕм-лет тАй-на».  Для создания пространства инобытия.  Затем отрывисто и с убеждением «Е-е-есть!!!» и загадочным тоном с ударением «не-здешние!», и без ударения и понижением «поля…». «Только гость я, гость случайный». Тоном человека отрекающегося, дистанцирующегося и потому с ударением на «гость!» - «Только гость! я, гость!». И как усилительная добавка, но с неуверенностью и некоторой театральностью, словно предположение  «случайный!?!», так как будто из всех возможных «отмазок» выбрана первая вполне убедительная. «На горах твоих, земля». Ударение и повышение на лове «горах!» и «земля!». Будто для того чтоб подсластить своё отречение от «земли», отмечается солидное её качество - гористость. Равно как и последующее  «отдание дани»: «Широки леса и воды,\Крепок взмах воздушных крыл». В зависимости от настроения можно или помпезно «Ши-и-ироки!!!», «Кре-е-епок!!!», или льстиво-ехидно с малозаметной вопросительной интонацией, с сомнением: «Широки!?», «Крепок!?». Тем более, что далее идёт слегка скрытое умаление, указание на изношенность «Но века твои и годы\ Затуманил бег светил». Повышение на «века! Твои!». И констатация с повышением и долей разочарования «ЗАтумАнил!». И с понижением «бег светил…».

«Суждено мне изначально\ Возлететь в немую тьму». Ровно «Суждено мне» и дальше с ударением с максимальным убеждением и верой, как откровение «изнача-а-ально!». С важностью, поучительно «Возлететь в нему-у-ую».  И с понижением «тьму».

Примерно так, расцвечивая пространство, уже имеющееся в поэзии действительных творцов, можно усилить своё восприятие этих поэтических текстов. И таким образом неоднократно перечитывать.

слово о словах, литература, чтение, мнение, поэтический язык, восприятие, цитата

Previous post Next post
Up