Экран - новый холст

Apr 26, 2014 09:40

mag.afisha.ru
Александр Буренков

Весь художественный процесс теперь есть и в интернете: тут программируют произведения, процветают онлайн-галереи и коллекционируют вирту-альные картины. Куратор Александр Буренков по просьбе «Афиши» составил словарь новой художественной реальности.



Фотография: Kim Laughton



Произведения с сайта r-u-ins.org, посвященного постинтернет-эстетике

Атлетическая эстетика

[Spoiler (click to open)]

Коллективное и быстрое создание произведений искусства, задуманных для ­такого же быстрого потребления. Американские художники Брэд Тромел и Лорен Кристиансен предлагают современному искусству, окончательно превратившемуся в форму изнурительного интеллектуального спорта, стать еще более спортивным - при этом променять одиночный забег на выносливость на легкомысленную коллективную игру с неограниченным количеством участников. Главный известный проект художников - блог The Jogging, один из самых посещаемых на сайте Tumblr и входящий в список лучших тумблер-блогов по версии журнала Time. The Jogging, появившийся в 2009 году и связавший искусство и соцсети, предлагает всем желающим вместо долгосрочных художественных исследований создавать абсурдистские ассамбляжи, скульптуры и инсталляции в режиме нон-стоп. Художники искренне считают, что только такая модель художественного производства, основанная на идее постоянно обновляемого информационного фида, только бесконечная переработка уже существующих объектов и оперативное реагирования на культурные явления смогут конкурировать с мем-генераторами и имиджбордами вроде 4chan и BuzzFeed. Скорость, по их мнению, - главное, что сегодня требуется от современного художника, пусть даже в ущерб качеству: в гонке за то, чтобы поймать момент истины, любой ролик на Vine может оказаться действенней самого изощренного видеоарта.



Кадры из последнего фильма Райана Трекартина

Истерический реализм

[Spoiler (click to open)]

Райану Трекартину, чье имя чаще всего связывается с этим термином, за последние несколько лет удалось стать одним из самых влиятельных кинематографистов мира; он буквально стал рупором поколения миллениалов (см. ниже). Его агрессивные видеозарисовки, похожие на героиновые галлюцинации, показывают жизнь молодых людей, выросших уже не на телешоу, а на мигающей баннерной контекстной онлайн-рекламе, но не переставших при этом выглядеть как безликая массовка из передач провинциального кабельного ТВ. Это уникальный и мастерски смонтированный мир постгендера, размытой идентичности и отчаянных попыток ее обрести; в сущности, истерический реализм представляет собой один из самых точных комментариев к современности.




Фотографии с Art Hack Day, самого известного хакатона
(мероприятия, где, например, художники вместе с программистами работают над решением какой-либо проблемы)

Кодинг

[Spoiler (click to open)]

«Цифровая культура - это не какое-то нишевое явление для ботанов, сейчас она стала новой поп-культурой» - так говорит Джулия Кагански, директор New Inc., первого в мире техно-инкубатора, созданного на базе нью-йоркского Нового музея. Превращение художественной резиденции в хаб для стартаперов - это одновременно и незавуалированная критика всеобщего помешательства на стартап-культуре, и дань времени, когда самые интересные идеи рождаются в диалоге искусства, дизайна и инноваций. Другая удобная форма для взаимодействия художников и технологий - хакатоны (самые известные - Art Hack Day и Seven on Seven). Это творческие марафоны, в которых программисты, хакеры и художники работают сообща над одной задачей. Сегодня известные академические программы, направленные на развитие искусства и технологий, вроде MIT Media Lab уступают в среде молодых художников место локальным курсам кодинга и программирования. Не обошла волна увлечения кодингом и Москву, где совсем недавно открылась Moscow Coding School (см. материал в этом номере «Афиши»). Одним из ее преподавателей стал художник и музыкант Слава, который сочетает в своей художественной практике создание цифровых арт-работ (приложение Digit и сайт Gifpumper) с коммерческой разработкой сайтов и маркетинговыми услугами.



Слева: галерея Serpentine Sackler, где проходил марафон 89plus.
Справа: работа Кэтрин Миллс «Социальный разум в подростковом возрасте»


Миллениалы

[Spoiler (click to open)]

Они же «поколение Y», «поколение ЯЯЯ», Digital Natives и «сетевое поколение» - то есть люди, родившиеся после возникновения Всемирной паутины и падения Берлинской стены. До недавнего времени их изучением занимались разве что профессиональные социологи и руководители HR-департаментов - чтобы развенчать миф о нетрудоспособности нового поколения сотрудников. Теперь искусство заново миллениалов мифологизирует - пару лет назад два главных арт-куратора планеты Ханс-Ульрих Обрист и Симон Кастетс создали платформу по анализу творчества «бриллиантового поколения» 89plus. Серия симпозиумов, выставок, фестивалей и поэтических чтений, поддержанных ведущими мировых арт-фондов и модным веб-журналом DIS Magazine, подарила обещанные Уорхолом 15 минут славы сотням молодых художников, музыкантов, ученых, политических активистов и юных гениев предпринимательства (вроде 17-летнего создателя приложения Summly Николаса Д’Алойзио). Говорить о результатах 89plus еще рано - проект задуман как долгосрочный, однако как минимум пафос проекта кажется небессмысленным и продуктивным: вы особенные, весь мир смотрит на вас, вам всего-навсего осталось выйти из соцсетей и заняться делом.


Слева: работа Ода Паризе «FX Tridacna».
Справа: обложка книги «You Are Here: Art after the Internet», которая выходит в конце апреля


Постинтернет

[Spoiler (click to open)]

О постинтернет-искусстве (или новой материальности) пишет The Huffington Post, а посвященные ему выставки проходят в крупнейших мировых музеях вроде кассельского Фридерицианума и пекинского Центра Улленсов. При этом сам термин постоянно подвергается критике, а значение его довольно размыто. Обычно под постинтернетом подразумевают практику, созданную узким кругом художников из Берлина, Нью-Йорка и Токио (таких как Ким Лотон), которые осмысляют собственный бытовой интернет-опыт и психологические и культурные явления, порождаемые сетью. По сути, работы постинтернет-искусства показывают эстетический пейзаж современного мира, составленный из объектов масс-маркета и пронизанный рекламой. Выглядят эти произведения как рекламные баннеры самих себя, как будто они созданы с одной только целью: быть соблазнительными в кадре и получить максимальное распространение в интернете. Приставка «пост» маркирует ситуацию, в которой интернет является постоянным и вездесущим слоем реальности, назойливым добавочным виртуальным элементом ко всему материальному вокруг. К несчастью, таким же повсеместным и предсказуемым становится и само постинтернет-искусство, рискующее так и остаться искусственно сконструированным модным поветрием, которое ­художники и арт-критики придумали от скуки.



Портрет и работа Хито Штейерля


Циркуляционизм

[Spoiler (click to open)]

Неологизм, введенный художницей и теоретиком медиа Хито Штейерль, которая исследует циркуляцию изображений онлайн и офлайн - то, как образы переходят в виртуальный мир и обратно. Тексты Штейерль хоть и не лишены юмора, но ситуацию оценивают довольно пессимистично: дескать, понятия о документальности и оригинальности стремительно исчезают - и это печально. Впрочем, отношение к циркуляционизму может быть менее драматичным и более технологичным. Так, например, серия алгоритмов Йонаса Лунда «The Fear of Missing Out» анализирует взаимосвязи между эстетическими особенностями и степенью аттрактивности изображения на рынке искусства, чтобы автоматически подсказывать художнику оптимальные пластические решения для создания коммерчески успешных работ.



Слева: оцифрованное искусство с Google Art Project.
Справа: работы Андже­ло Плессаса, выставленные на сайте ­seditionart.com


Цифровые эдишны

[Spoiler (click to open)]

В то время как ведущие мировые музеи, поддавшись примеру амбициозного Google Art Project, поспешно оцифровывают главные шедевры из своих коллекций (последний удачный проект в этом ряду - приложение с архивом виртуальной коллекции музея Прадо), живые классики, не работавшие прежде с цифровым и генеративным искусством, пробуют себя в создании произведений, доступных только в виртуальном формате. Главный пример удачного магазина таких работ - сайт [s]edition, который обещает стать аналогом App Store в мире цифрового искусства. Там картину Дэмиена Херста можно купить за 13 долларов и любоваться ею с экрана своего айфона («тираж» при этом ограничен). В отличие от других крупных сервисов по покупке произведений искусства (в том числе и цифрового) [s]edition предоставляет свои цифровые произведения напрямую, без контакта с художником или галеристом, для скачивания на ноутбук, плазму, планшетный компьютер или смартфон. В некотором смысле то, что это работает, - повод для оптимизма: если люди испытывают удовольствие от работы Трейси Эмин или Риодзи Икеды в своем телефоне - значит, в искусстве все еще есть сила.


искусство, слово, история слова, язык Рунета, язык Интернета, словоупотребление, словарь, неологизмы, понятие

Previous post Next post
Up