interviewrussia.ru
Колонка, 27 февраля 2013 года
Юлия Выдолоб поделилась с Interview своими соображениями о сытости, продажности и качестве модных журналистов и блогеров.
«“Блог” - грязное слово», -
пишетЛеандра Медин в своем блоге The Man Repeller. Поводом к записи послужила довольно вежливая переписка в СМИ между заслуженным обозревателем Сьюзи Менкес, блогером Сьюзи Баббл и еще несколькими блогерами и журналистами. Суть дискуссии, которая у нас была бы немедленно названа неприятным неологизмом «медиасрач», вот в чем. Менкес, уставшая пробиваться на свое рабочее место в первом ряду показов сквозь толпы наглых нарядных юных блогеров и фотографов, с тоской
вспоминает далекие дни, когда их, посетителей показов в заброшенных зданиях, дразнили «черными воронами». «Сейчас люди перед показами больше напоминают павлинов, - сетует журналистка. - Они известны в основном страничкой вFacebook, блогом и тем фактом, что фотограф Скотт Шуман увековечил их на своем сайте
The Sartorialist».
Поклонница исключительно ярких нарядов Сьюзи «Баббл» Лау в ответном
манифесте защищает свое право выглядеть так, как она выглядит, и при этом оставаться (и восприниматься) компетентным журналистом, а заодно жалуется, что в последнее время ей стыдно останавливаться и позировать уличным фотографам (правда, она не может отказать японцам, «потому что они так мило об этом просят»). Ей
вторит редактор сайта The Business of Fashion: «Модную индустрию всегда населяли как удивительно красочные персонажи, так и самозванцы, но редко удается отличить одних от других так же просто, как вычислить, из интернета они пришли или из печати».
Факт остается фактом: чем дальше, тем более пренебрежительный оттенок приобретает слово «блогер». Вот и Сьюзи Баббл пишет: мол, да, я блогер, у меня блог, но я и в журнале работала и сейчас пишу для печатных изданий. Меж тем ей ли оправдываться: блог Сьюзи - один из самых известных, и Менкес, кстати, его хвалит. Но все равно - блогер. То ли дело редактор или обозреватель.
Когда блогеры только появились, разница была вполне очевидна. Редактор - это такое сытое домашнее животное, а блогер - волк, которого ноги кормят. Редакторы, работающие в издательствах, чье благосостояние зависит от рекламодателей, не могут себе позволить особенно разгуляться в плане критики. Даже если с коллекцией Chanel или Louis Vuitton что не так, это приходится держать при себе, иначе существует риск лишиться не только приглашения на показ (что само по себе уже не очень приятно), но и полос. Редкий модный критик сейчас позволяет себе быть прямолинейным. Даже лучшие из лучших освоили тонкую науку критиковать, не критикуя. Те, что более бескомпромиссны, периодически становятся участниками скандалов разной степени неприглядности. Так было, например, с Кэти Хорин, критиком The New York Times,
не получившей приглашения на весенне-летний показ Saint Laurent Paris, зато удостоившейся личного оскорбления от Эди Слимана.
Еще осенью 2009 года, когда Dolce & Gabbana разбили первый ряд из Сьюзи Менкес, Хэмиша Боулза и Анны Винтур Брайан Боем с ноутбуком, казалось, что вся надежда на блогеров. Независимые, юные, с незамутненными умами, с острым взглядом - вот они-то пусть и говорят все, как есть на самом деле. Пусть сидят в первом ряду и спасают загнивающую и продажную модную индустрию.
Блогеры пришли от этого расклада в восторг и довольно скоро стали частью истеблишмента. Но взлет произошел слишком быстро. Фэшн-критика и репортажи с показов - это
а) каторжный труд и б) занятие, требующее знаний в самых разных областях. Да, работать, когда у тебя нет ни начальника, ни дедлайна, тяжело. Ну и каждый второй никак не может быть оригинальным фэшн-критиком. Так просто не бывает.
Вероятно, по этим причинам подавляющее большинство блогов сейчас состоит из картинок. Если у картинки есть подпись, если она снята автором блога (или нигде не позаимствована) или если картинки собраны в затейливый коллаж, то это уже можно считать большой удачей, но чаще всего это картинки с сайта Style.com, Vogue.it или сканы съемок. Иногда под картинками имеется небольшой текст в духе «Ах, “Шанель”… Ты сделала это снова!» Большинство блогеров, которые все-таки не пренебрегают текстами, прибегают к описаниям («На показе мы увидели строгие жакеты и мини-юбки в духе 1980-х»). Репортажи, рецензии, интервью, рассказы о марках (в том числе о новых и неизвестных) обнаруживаются буквально у единиц - например, у Сьюзи Баббл или у моей знакомой и любимицы
Анны Баттиста, грамотного и бескомпромиссного журналиста.
У этого бизнеса есть и обратная сторона, как обычно бывает в интернете, - очень прозрачная и очень раздражающая широкую публику. Блогеры не просто принимают подарки от брендов, но и любят прихвастнуть ими в эфире (некоторые даже
покупают вещи за свои деньги, а потом пишут, что получили их в подарок). Они так хотят на показы больших марок, что не позволяют себе и тени критики на их счет - о, эти фотографии пачек вожделенных пригласительных! Марки, в свою очередь, снабжают блогеров одеждой, в которой те позируют стрит-фотографам, и пресловутый органичный уличный стиль тоже постепенно
коммерциализируется . «Мы сами задали себе такие стандарты, - сокрушается Леандра в том же посте. - В этой новой профессии работал исключительно метод проб и ошибок, и теперь-то понятно: нам не надо было принимать подарки, не надо было распространяться про бесплатные пресс-туры, классные мероприятия и признание, которое мы заслужили у героев нашей индустрии. Мы сами нарисовали неточный портрет блогера. Впрочем, как и везде, в этой области все равно выживут сильнейшие».
А что у нас? С нашей традиционной нехваткой кадров сильнейшие не просто выжили, но в большинстве своем побросали блоги и занялись более благодарной работой. Многие известные мне талантливые фэшн-блогеры были быстро поглощены издательскими домами и сейчас трудятся редакторами в журналах. А те, кто теоретически мог бы вести интереснейший блог, не делают этого, так как слишком загружены основной работой или фрилансом. Русскоязычные фэшн-блоги, в которых есть что почитать, к сожалению, пока можно пересчитать по пальцам одной руки. Многие совершают досадные промахи: то путают фэшн-блог с «жежешечкой», то, вместо того чтобы рапортовать по делу, зачем-то принимаются подробно докладывать о наиболее известных достопримечательностях городов, которые они посетили, а то и просто извиняются, что давно не обновляли блог: понимаете, показы же, некогда!
И позируют, позируют, позируют.
Источник: Интервью Россия. Грязное слово «блог»: Cудьба модной журналистики.
http://www.interviewrussia.ru/gryaznoe-slovo-blog-cudba-modnoy-zhurnalistiki