Информационные войны и церковь

Mar 29, 2014 15:55



Журнал "Фома".  Церковь и информационные войны

Помните художественный фильм 1997 года «Хвост виляет собакой» (или в другом переводе - «Плутовство»)? Кинолента с блестящим дуэтом Роберта Де Ниро и Дастина Хоффмана в главных ролях уже стала классикой. Это злая сатира на черные пиар-технологии. Пересмотреть «Хвост виляет собакой» сегодня было бы не лишним для всех нас - и для тех, кто имеет прямое отношение к СМИ, и для обычных потребителей информации, в том числе и для представителей церковного руководства. Со времен съемки фильма искусство пиара не стоит на месте, появляются все новые и новые технологии, и чем дальше, тем больнее они бьют в того, против кого заказаны.



Поэтому на вопрос: «Существует ли сегодня информационная война?» - можно спокойно ответить: да, существует. И как факт общественной жизни вообще, и как факт жизни церковной в частности. Тому, кто хочет разобраться, что происходит в информационном пространстве, надо просто это учитывать. Способов провести медийную атаку - много. Например, о самом очевидном из них - информационном вбросе - мы подробно говорим в нашей Теме номера.

На чем паразитирует информационная война? На том, что журналистика - это попытка представить людям информацию о нашей жизни, но жизнь - колоссальна и многогранна. Описать ее всю - невозможно ни для кого никогда: ни в прессе, ни на телевидении, ни в кино, ни в самой лучшей художественной литературе. А значит, из многогранной жизни приходится что-то выбирать. И тут легче всего сделать выбор в сторону скандала и сплетни. Потому что один из самых глубоких и закоренелых человеческих грехов - это осуждение. Оно диктует человеку искать злонамеренность в поступках ближнего - в ущерб исправлению собственных грехов. И профессиональная журналистика легко вырождается в обсуждение сплетен и скандалов. Подсадить на это публику так же просто, как подсадить подростка на наркотик, - особенно если человек не имеет глубокой прививки Православием - то есть следованием Христу, Который сказал весьма определенно: И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? (Мф 7:3).

Кроме специфики журналистского ремесла, есть и другой фактор, питающий информационные войны и связанный с реальными проблемами общества и Церкви. Это привычка ждать дурных новостей и слепо верить во все дурное, особенно когда оно где-то напечатано или показано. Мы всегда говорили о себе как о самой читающей стране. Наверное, к этому было бы правильно добавить еще и то, что мы - народ, больше других доверяющий всему опубликованному. Это можно проверить на массе примеров, когда умные и образованные люди крайне некритично воспринимают любые негативные и в то же время абсурдные по своей сути новости.

Церковь сегодня реально участвует в общественной жизни, а значит, ее члены - и миряне, и иерархи - чувствуют на себе и пытаются осмыслить огромную ответственность за будущее страны. И взгляды их в этом вопросе часто, мягко говоря, не совпадают, а порой просто диаметрально противоположны. То же самое - в вопросе перемен внутри самой Церкви. Люди стоят перед необходимостью их понять и оценить. Главное, что для этого нужно, - время. Но подождать и потерпеть хотят не многие. К сожалению, вместо нормального и предметного разговора о проблемах возникает привычная, не требующая сил и ума ругань. Отчего-то людям легче подраться, чем войти в диалог.

Цель этой Темы номера - ни в коем случае не обвинить некие «силы» в антицерковном заговоре и не обозначить «врага», ведь главные враги Церкви - это наши собственные грехи. Цель совсем в другом: понять, к каким выводам могло бы нас, православных христиан, сподвигнуть знание об информационных войнах? И здесь можно сказать следующее.
[Spoiler (click to open)]
Первое: важно не смешивать понятия. Одно дело - подлинная жизнь человека в Церкви и его душа, и совсем другое - информационная среда вокруг Церкви с ее новостями - как скандальными, так и обычными.

Второе: людям, которые берутся участвовать в информационной борьбе, нужно молиться Богу. А не информационным технологиям.

Третье: иногда лучше не говорить, а молчать. Глупый информационный повод раздувается именно за счет того, что каждый норовит дать ему свою оценку и поспорить, неважно - «за» или «против». Но далеко не каждая новость вообще достойна комментария. И правильное молчание может оказаться сильнее, чем любые озвученные доводы. Преподобному Арсению Великому (354-447 гг.) приписывают удивительное высказывание: «После бесед я часто раскаивался, а после молчания - никогда».

И, наконец, самое важное. Кризисы в обществе происходят периодически. А душа человека смущается постоянно. Поэтому катехизация, просвещение, разъяснение и толкование Евангелия - вот что важнее любой информационной войны и вот на что нам нужно тратить больше всего времени и сил. Как бы ни казалось, что принять участие в такой войне - самое существенное и полезное в данный момент. Нет, это не так. Самая важная задача - это снова и снова ставить вопрос «как сегодня жить по Евангелию?» и пытаться давать на него ответ. Самое существенное и полезное в нынешней ситуации и всегда - это обращение человека ко Христу.


Материалы по теме:

Игорь Ашманов: Под властью ментального вируса, или Как отличить вброс от новости

Виталий Каплан: Черные дыры медийного пространства или Жертвы информационных войн

Протоиерей Владимир Вигилянский
(с 2005 года по июнь 2012 года - руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси): Пчёлы и мухи

религия, язык СМИ, фейк, православие, утка, информационная война, менталитет, политтехнологии, информационная эпоха

Previous post Next post
Up